Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О нестяжании. Помощь нуждающимся
Владыка учил нестяжанию не только словом, но и делом. Советуя своим духовным чадам не пристращаться сильно к богатствам и благам этого мира, но стремиться к нестяжанию, он часто приводил в пример случай, который произошел во время его жизни в горах Абхазии. Его пересказывает протоиерей Александр Чесноков: «В одном из домиков жили два монаха. Однажды во время поста они нарвали травки, чтобы сварить похлебку. По неопытности они ошиблись. Один из них, по имени Димитрий, вышел на улицу и даже подпер дверь бревном, чтобы собрат не вышел. В этот день прошел дождь, было скользко. Вышедший подошел к обрыву, его тошнило. Поскользнувшись, он упал с обрыва и разбился. На следующий день пришли жившие рядом монахи, нашли труп и похоронили. Собрат по ке- лии погибшего дня четыре был в бессознательном состоянии, но потом пришел в сознание. Ему по ночам во сне стал являться умерший собрат- монах. Не говоря ни слова, становился в углу ке- лии, грустный и молящийся о чем-то. Это продолжалось в течение нескольких дней. Окончательно измучившись и не зная, как объяснить это и что бы такое предпринять, инок рассказал об этом другим монахам. Они все вместе усилили молитву о погибшем. Но явления не прекращались. По традиции пустынножителей, по истечении сорока дней со дня кончины монахи служили панихиду по усопшему, а затем распределяли вещи покойного, каждый брал то из вещей, в чем испытывал нужду. Один из монахов взял подрясник. Но так как он был ему не по размеру и уже порядочно изношен, инок принес его перелицевать иеромонаху Зиновию, который в юности обучился портняжному ремеслу и здесь в пустыни помогал братии. Отец Зиновий, распоров подрясник, обнаружил под подкладкой царскую золотую монету, достоинством в 10 рублей. Об этом он рассказал братии. По общему согласию, решили послать отца Зиновия в город Сухуми, чтобы он там продал эту монету. Часть вырученных денег он раздал нищим, а другую поделил между братией. После этого умерший еще раз явился своему собрату-монаху, с которым он жил в пустыне. Его лицо выражало радостную облегченность, он в знак благодарности поклонился и удалился. С этого дня умерший больше не являлся. По уставу монах не должен был что-то у себя хранить, все было общее, и потому спрятанная монета не давала ему покоя». Святейший и Блаженнейший Илия II в своей проповеди в Александро-Невском храме упомянул о полной нестяжательности старца Зиновия. В частности, он сказал: «Ни подаренные вещи, ни деньги долго не задерживались у него. Обычно в течение того же дня он передавал полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужнее. И сам уже никогда не вспоминал об этом, все делал по заповеди Господней: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, З)». Владыка был необыкновенно добрым. «Для каждого ребенка, пришедшего к нему, у него был подарок: конфета, пряник. А если сладостей не случалось, давал металлический рубль, чтобы тот купил себе что-нибудь сам, а рубли даже специально собирал для этого». Очень интересно проходили Рождественские праздники при храме святого благоверного князя Александра Невского. Владыка Зиновий к этому дню заготавливал конфеты, шоколадки, различные угощения, железные юбилейные рубли и купюры разного достоинства. Уже с раннего утра у дверей его келии выстраивались группы прихожан, певчих хора и клироса, иподиаконы и другие желающие славить Христа. Для этого старались выучить тропарь и кондак праздника. Певчие разучивали и пели колядки. Как только открывались шторки окон келии владыки Зиновия, группы поочередно подходили к дверям и звонили. Выходила монахиня Нина, строгая пожилая сестра, пережившая в лагерях период гонений на Церковь, впускала их в небольшую комнату, где ждал старец Зиновий, и он первым начинал петь тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» Пришедшие подхватывали и допевали вместе с ним до конца. Затем пели кондак. Старец раздавал приготовленные гостинцы и деньги. Надо отметить, что некоторые не успевали выучить тексты тропаря и кондака, но старались зайти вместе со всеми и сливались в единое целое, только местами подпевая поющим. Однако гостинцы и рублики получали одинаково. Двери келии практически не закрывались. Только звон колоколов, возвещавший о начале Литургии, останавливал колядующих. В большие праздники встреча владыки Зиновия перед богослужением совершалась прямо от дверей его келии, куда приходили священники из храма святого благоверного князя Александра Невского и приехавшие гости, а также множество прихожан и соседей из ближайших дворов. Все они очень уважали и любили старца. Служба совершалась торжественно, пел большой хор, ему помогал клирос. После службы все присутствовавшие в храме шли к келии владыки Зиновия и пели колядки. Владыка пел вместе с ними и, казалось, не было такого песнопения, которого он не знал. Потом все подходили к нему, брали благословение и получали гостинцы и деньги, которые он раздавал, соразмеряя чин, достоинство и нужду приходящих. Люди выходили от него радостные, довольные и облагодатствованные, получившие дары материальные и духовные от благодатного старца, и благодарили Бога, что попали в такое место в Тбилиси, где так чудно славили Христа. Естественно, что такое множество людей не могли прийти в один день, тогда им предлагали прийти на следующий день, восьмого и даже девятого января. И всем доставались подарки, никто не уходил неутешенным. И вообще, владыка всегда учил больше раздавать своего добра, говоря: «Никогда не оскудеет рука дающего», — что мы и видим по его жизни. Все, кто хотя бы раз соприкасался с владыкой Зиновием, отмечали, что он был очень добрым и сострадательным, и всякому человеку, обращавшемуся за помощью, старался не отказать и помочь. Старец, хорошо знавший Священное Писание, помнил слова Христа Спасителя, сказанные юноше, желавшему быть совершенным: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Для владыки творить милостыню было не только христианским долгом, но и выражением искренней любви и сострадания. Однажды владыка Зиновий сказал: «Сберкасса, где я храню свои деньги, — это люди». Часто владыка оказывал милость людям тайно, о чем узнавали уже потом, причем совершенно случайно. Некоторые монахи рассказывали, что когда они стояли в храме, владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Анна Григорьевна Карагезова вспоминает: «Однажды владыка дал мне шоколад и говорит: "Кушай ты и мама и никому не давай". Я его отложила. Мама говорит: "Есть у нас что-то сладкое?" Я говорю: "Владыкин шоколад". Открываю, а там 50 рублей зеленые. Я маме говорю: "Кто-то владыке принес, а он не знал и дал нам". Я утром пришла к владыке и говорю: "Владыка, вот вы мне дали..." Он в ответ: "Я тебе что-нибудь плохое сделал?" Я говорю: "Нет", а он: "А что ты со мной ссоришься?" Тогда я говорю владыке: "А там были деньги", а он отвечает: "Я ничего не знаю, ничего я тебе плохого не сделал". Мне запомнились его слова: "Никому не давайте, а вы сами скушайте"». Анна Григорьевна вспоминает и другой случай: «У владыки была племянница Инна, которая жила в Симферополе. Она была моей комплекции. Матушка Нина однажды позвала меня и говорит: "Вот тебе поручение от владыки. Возьми деньги и купи Инне на костюм самый дорогой материал". Я говорю: "Какой? Я не знаю". Владыка сказал: "Вот как бы ты себе купила, такой и покупай. И еще блузку". Я подумала, а вдруг ей не понравится. А мать Нина тогда сказала: "Ну ты же знаешь ее, как ты, так и она". Я пошла и зашла к заведующему отделом и мне дали бостон за 30 рублей метр. Это дорого тогда было. Я купила его. Владыка сказал: "Купи для племянницы", а оказалось, что я покупала для себя. Он так сказал, чтобы я много не говорила. Когда я
принесла материал, у владыки кто-то сидел. Я его спросила: "Владыка, куда положить?". Он говорит: "А куда класть?" Я говорю: "Не знаю. Куда скажете". Он говорит: "Это тебе". Ася: "У меня язык отнялся". Владыка сказал: "Ничего я не знаю. Это тебе на Пасху". Он знал, что если бы дал деньги, то я бы все на маму потратила. А это он решил, чтобы у меня что-то было... Если владыка мне что-то давал, а я отказывалась, то он говорил: "Это как в природе пчелка. Она летает и собирает нектар. И мы все люди так. Собираем себе, а мы должны другим. А ты почему отказываешься?" И я больше не отказывалась». Кетеван Захаровна Нуцубидзе пишет: «Владыка Зиновий был исключительно щедрым на оказание материальной помощи всем нуждающимся, он знал нужды как священнослужителей, так и прихожан. И не дожидаясь просьб, он всех удовлетворял, но был строг к выполнению канонических норм Церкви». Преподобный Зиновий говорил: «Не имей у себя никакой вещи или одежды того, к кому ты питаешь пристрастие, иначе эта вещь будет напоминать о грехе и станет для тебя преткновением». Для того чтобы более полно понять пастырскую деятельность владыки в этом отношении, необходимо учесть и то, что он начинал свой путь духовного совершенствования в Глинской обители. Именно здесь святитель смог не только приобщиться к старческому житию, но и стяжать сам дух великих подвижников. Их духовное устроение было направлено к тому, чтобы в полноте исполнить заповеданное Христом Спасителем: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
О послушании
С монашеского пострига старец-митрополит начал свое всежизненное послушание, когда нет своей воли, но во всем «да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). Он старался и своих духовных чад научить послушанию духовнику. Духовно возрастая в трудах и послушании духоносным старцам, владыка Зиновий на своем опыте познал плоды этих добродетелей, поэтому и прививал их другим. Митрополит Зиновий говорил, что «послушание выше любви, так как любовь без послушания оказывается страстью, а послушание, очищая душу человека, ведет ее к любви духовной. В гордом и непослушном сердце нет и не может быть любви — это самообман». Игумен Иоанн (Самойлов) вспоминает, что владыка Зиновий всегда акцентировал внимание на послушании своему духовнику. Святитель говорил: «Между чадом и духовником должны быть доверительные отношения. Главное качество со стороны чада — полное предание себя воле духовника и послушание ему, следование его советам. Не так, чтобы спросил и остался при своем мнении. Если спрашиваешь, то надо исполнять то, что скажет духовник».
О душеполезном чтении
В юности владыка Зиновий особенно любил читать творения святого Иоанна Златоуста. В них он видел особенную глубину. Митрополит Зиновий говорил: «Старайся не читать книг инославных писателей, хотя бы не находил в них ничего плохого. В этих книгах другой, тяжелый дух — так говорили нам наши старцы».
О молитве
Молитва была его дыханием и связывала его с Источником жизни. Именно молитва была той реальной и действенной помощью, которую он мог оказывать людям, привлекая к ним милость самого Господа. Святитель Димитрий Ростовский так сказал о силе молитвы: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Владыка Зиновий хорошо знал, что верный пастырь Христов должен не только молиться и заботиться о духовном возрастании паствы, но и учить ее молиться. На вопрос одного из духовных чад о том, какие молитвы к Божией Матери он рекомендует, святитель ответил, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» заключает и всеобъемлет в себе все. «Вот, вдумайтесь, — он произнес еще раз эту молитву медленно, делая остановки для обдумывания, — "Богородице Дево, радуйся... Благодатная Марие, Господь с Тобою... благословенна Ты в женах... и благословен плод чрева Твоего... яко Спаса родила... еси душ наших"». Владыка очень любил Пресвятую Богородицу и часто обращался к Ней с усердной молитвой. «На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на Церковь, митрополит ответил: "Молись Божией Матери и как можно чаще читай «Богородице Дево, радуйся». Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказал мне, что он непрестанно читал молитву «Богородице Дево, радуйся», а по ночам — канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое"». Протоиерей Александр Чесноков, в своей рукописи рассказывает о том, как владыка учил молиться. Старец говорил: «Богу в первую очередь нужно ваше личное обращение к Нему сердцем. Не копаться в книгах и умственных заключениях, это — менее важно. А именно от сердца горячее обращение — молитва. Я вам вот что предложу. Мы будем вечернее правило читать — "Молитвы на сон грядущим". Вы постойте рядышком, можете даже не вслушиваться в тексты молитв, можете и посидеть даже, если устанете с непривычки. Вы просто поговорите сами с Богом, мысленно, про себя, скажите Ему: "Господи, если ты есть, открой мне Себя, я хочу с Тобой познакомиться". Или как-нибудь еще, своими словами. Он откликнется, поверьте, я не знаю — как, но откликнется... Владыка Зиновий вечером, перед отходом ко сну, подходил к углу со святыми иконами в своей комнате и долго сам стоял и молился, выполняя вечернее правило наизусть и не привлекая к себе келейника». Однажды старец сказал молодому монаху: «Бойся горячо молиться о тех, к кому ты питаешь плотское пристрастие; такая молитва неугодна Богу: в ней содержится тайный блуд. Вверь этого человека Промыслу Божию, а сам забудь о нем. Если исполнишь это, то за твою решимость Господь не оставит его Своей милостью и примет твое забвение как молитву». Схимонахиня Елизавета вспоминает: «Владыка был делателем умной молитвы. После того, как был совершен мой монашеский постриг, я все равно по своей гордости все время получала. Однажды заходим утром к владыке, берем благословение на день и на послушания... Он сидит, а четки у него лежат на маленькой тумбочке около изголовья. Потом снова смотрю, что четки все еще лежат. Я подумала, что владыка забыл, что четки надо взять. Ведь по ним нужно молиться. Потом я еще чуть-чуть походила и спрашиваю: "Владыка, вам четки дать?" Он говорит: "Давай". Спустя некоторое время я поняла, что ему четки и не нужны были. Он же был делателем умной молитвы. Четки новоначальным нужны. А у него, что эти четки в руке, что рядом лежат, молитва все время идет». Примеров молитвенной помощи преподобного Зиновия огромное множество. Вот одна из таких историй, которая произошла с его келейником. «Обещание владыки молиться за него келейник с благодарностью вспомнил через год, когда учился в семинарии. В один из дней его срочно, без оформления необходимых документов, вызвали в Москву. Торопился, едет, а приезжает — и дела особого нет у того, кто вызывал, и некогда ему — просит подождать, как освободится. Приехавший остается ночевать в Москве, и в эту самую ночь в семинарии случается пожар. Сгорели пять его товарищей, одиннадцать получили ожоги, ранения, у многих сгорели вещи, документы». По молитвам преподобного Зиновия его келейник остался жив. В 1987 году у этого же семинариста возникли некоторые служебные неприятности. Конфликт тянулся, и воспитанник пытался доказать свою правоту. Случилось так, что во время праздничного обеда он оказался рядом с наместником (ныне митрополитом) архимандритом Алексием (Кутеповым). Отец Алексий неожиданно повернулся к семинаристу и сказал: "Владыка Зиновий мне сказал, чтобы ты не защищал себя — и будет тебе благо". Никто ничего не понял, кроме семинариста. Когда он последовал этому совету, конфликт разрешился. Примечательно, что отец Алексий никогда не видел владыку Зиновия, только посещал могилу через полтора года после его кончины. Отец Петр Лукин рассказывает, что во время пребывания у владыки, после Божественной Литургии, была общая трапеза. За обедом преподобный Зиновий рассказывал дивные истории из своей жизни или объяснял недоуменные вопросы. «К чаю подали подаренный Владыке пирог с клубникой, и он рассказал нам историю, связанную с этим пирогом. Утром, перед службой, к нему подошла студентка и попросила молитв и благо- Словения на сдачу экзамена. Как она сама объяснила позже, получила за этот экзамен пятерку. На второй день за благословением не пошла, решив, что дальше все будет хорошо. Но получила за второй экзамен двойку. После этого уже со слезами пришла и искала владыку. По его благословению она пересдала этот экзамен на пять, и все последующие сдала на отлично, заходя каждый раз в церковь и прося благословения на экзамен. После всего принесла этот пирог владыке с искренней благодарностью. Тогда вспомнил владыка и о пироге, который они нашли на свежесрубленном пеньке на лесоповале. Перед праздником, по-моему, перед Святой Пасхой, лагерники, в их числе и владыка, молились и просили помощи и утешения у Матери Божией, а когда пришли на делянку, то нашли в лесу, в Сибири, зимой, на пеньке большой горячий пирог. Поделили его на всех, и после долго не чувствовали голода, пребывая в неописуемом восторге и благодарности Царице Небесной». Однажды был случай, который также свидетельствует о силе молитвы старца. К нему неожиданно подбежала женщина, видимо, занимавшаяся колдовством, и начала кричать: «Что ты за человек? На тебя ничего не действует, что бы я ни делала». Епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий вспоминает: «Сила молитвы владыки проявлялась очень явно, но об этом было не принято говорить, чтобы не нарушить смирение. С одним близким мне человеком, послушником отца Макария, произошел такой случай. Незадолго до одного из приездов владыки в Бурдино, отец Макарий (Болотов) был обеспокоен здоровьем послушника и отвез его к своему знакомому доктору в Липецк в онкологический диспансер. Там была взята пункция из ткани на ноге и затем, они вернулись в Бурдино. В результате глубокого проникновения раскаленного медицинского инструмента через два-три дня рана на ноге распухла, ему трудно было стоять и ходить. В это время приехал владыка Зиновий. Вечером владыка подозвал к себе этого послушника и спросил его, что с ним? Затем трижды перекрестил больное место и сказал, чтобы он шел спать. Ночью рана прорвалась, и утром опухоль полностью спала. Но поразительным оказалось другое — в Липецком диспансере проба показала положительный онкологический результат и врач об этом сообщил отцу Макарию. Так получилось, что у того послушника не было возможности вновь приехать в ту больницу, но самой жизнью тема была снята с повестки дня, так как этот послушник после этого живет около тридцати лет в полном здравии. Из его воспоминания известно, что в момент молитвы над ним владыки Зиновия, у него возникло ощущение, что ему подарили новую жизнь. Еще один яркий случай реальной силы молитвы владыки. К этому же приезду у мамы отца Макария, схимонахини Марии, был тяжелый инсульт. Она была полностью обездвижена и врачи со скорбью сказали, что шансов выжить не видно. Владыка посетил ее и помолившись произнес, что она еще поживет. И действительно, через какое- то время она пошла на поправку, и затем жила еще несколько лет, передвигаясь на коляске и в полном разуме общаясь с людьми». Известны и другие случаи, подтверждающие исполнение обещания владыки молиться за тех, кого он оставил в этой жизни. Вскоре после его кончины было явление преподобного Зиновия одной работнице храма святого благоверного князя Александра Невского. Она была многодетной матерью. Владыка ей помогал при жизни материально, чтобы она смогла поставить на ноги детей. Эта женщина сильно скорбела после его смерти. Владыка Зиновий явился ей в сонном видении и утешил, сказав: «Не печалься. Я с вами вместе здесь же, за Богослужением, только вы меня не видите. Не скорби, с Божией помощью вырастут детишки. Я вас не оставлю». Женщина, по молитвам владыки, осталась работать при храме. Ей помогали продуктами и одеждой для детей. У нее было шесть детей, и все уже устроены. Она каждый день подходит к надгробию владыки Зиновия, испрашивая благословения, и благодарит его за молитвы.
О монашестве
Владыка Зиновий неодобрительно отзывался о тех иеромонахах, которые стремились к перемене мест, называя их «летунами». Благодатный старец прекрасно понимал сложности монашеской жизни, он с рассуждением подходил к желавшим «жития равноангельского» и не всех благословлял принимать постриг. Кетеван Захаровна Нуцубидзе рассказывает: «Както на горестном пути моей жизни я почти решила принять монашество, и будучи уверена, что этим обрадую владыку, поспешила поделиться с ним моими соображениями. К моему великому удивлению, услышала: "На это нет моего благословения!" Но удивительно было и то, что вместо разочарования почувствовала облегчение, так как перед приня- тием решения надо было отказаться от обязанности матери, обязанности бабушки, отказаться от собственного сада, виноградника, который хранил память о Шалве Исааковиче. И все это я как бы вновь обрела благодаря владыке, за что я бесконечно благодарна». Отец Александр Чесноков вспоминает: «Владыка Зиновий обычно говорил, что монах должен трудиться до гробовой доски. Сам владыка тоже постоянно трудился. Ночами он из бусинок делал четки. Для этого он специально покупал проволку. У него были круглогубцы и плоскогубцы. Владыка служил в этих четках, а потом раздавал».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы