Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ МАНУФАКТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ ОБЩЕСТВА



Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем ее простые элементы—час­тичного рабочего и его орудие,— наконец, ее механизм в целом. Коснемся теперь вкратце отношения между мануфактурным разделением труда и общественным разделением труда, которое составляет общее основание всякого товарного производства.

Если иметь в виду лишь самый труд, то разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим [im All­gemeinen] разделением труда, распадение этих родов производства на виды и подвиды — ча­стным [im Besonderen] разделением труда, а разделение труда внутри мастерской — единич­ным [im Einzelnen] разделением труда50).

49) «Каждый профессиональный рабочий... получая возможность совершенствоваться путем упражнений в
одном направлении... становится более дешевым» (Ure. «Philosophy of Manufactures», p. 19).

50) «Разделение труда, начинаясь обособлением разнообразнейших профессий, идет вплоть до такого разде­
ления, когда разделяются рабочие, занятые изготовлением одного и того же продукта, что имеет место в ману­
фактуре» (Storch. «Cours d'Economie Politique», парижское издание, т. I, стр. 173). «У народов, достигших из­
вестной ступени цивилизации, мы находим три рода разделения труда: первый, который мы назовем общим,
сводится к разделению производителей на земледельцев, промышленников и торговцев — это разделение соот­
ветствует трем основным отраслям национального производства; второй, который можно было бы назвать спе­
циальным, есть разделение каждого рода производства на виды... Наконец, третий род разделения производст-


_______ ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. — ПРОИЗВОД. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ 364

Разделение труда внутри общества и соответственное ограничение индивидуума сферой определенной профессии имеет, как и разделение труда внутри мануфактуры, две противо­положные исходные точки развития. В пределах семьи50a) — ас дальнейшим развитием в пределах рода — естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т. е. на чисто физиологической почве, и оно расширяет свою сферу с расширением общественной жизни, с ростом населения, особенно же с появлением конфликтов между различными родами и подчинением одного рода другим. С другой стороны, как я уже отме­тил раньше, обмен продуктами возникает в тех пунктах, где приходят в соприкосновение различные семьи, роды, общины, потому что в начале человеческой культуры не отдельные индивидуумы, а семьи, роды и т. д. вступают между собой в сношения как самостоятельные единицы. Различные общины находят различные средства производства и различные жиз­ненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Это — те естественно вы­росшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продук­тами, а следовательно, постепенное превращение этих продуктов в товары. Обмен не создает различия между сферами производства, но устанавливает связь между сферами, уже различ­ными, и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного об­щественного производства. Здесь общественное разделение труда возникает посредством обмена между первоначально различными, но не зависимыми друг от друга сферами произ­водства. Там, где исходный пункт образует физиологическое разделение труда, особые орга­ны непосредственно связного целого разъединяются, разлагаются, — причем главный толчок этому разложению дает обмен товарами с чужими общинами, — и становятся самостоятель­ными, сохраняя между собой лишь ту связь, которая устанавливается между отдельными ра­ботами посредством обмена их продуктов в качестве

ва, который можно было бы назвать разделением работы или труда в собственном смысле, имеет место в пре­делах отдельных ремесел или профессий... имеет место в большинстве мануфактур и мастерских» (Skarbek, цит. соч., стр. 84, 85).

50a) {Примечание к 3 изданию. Более поздние весьма основательные исследования первобытного состояния человечества привели автора к выводу, что первоначально не семья развилась в род, а, наоборот, род был пер­воначальной естественно сложившейся формой человеческого общества, покоящегося на кровном родстве, так что различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов. Ф. Э.}


_____________________ ГЛАВА XII. — РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА_________________ 365

товаров. В одном случае утрачивает самостоятельность то, что раньше было самостоятель­ным, в другом случае приобретает самостоятельность раньше несамостоятельное.

Основой всякого развитого и товарообменом опосредствованного разделения труда явля­ется отделение города от деревни51) . Можно сказать, что вся экономическая история общест­ва резюмируется в движении этой противоположности, на которой мы не будем, однако, здесь долее останавливаться.

Если для разделения труда внутри мануфактуры материальной предпосылкой является определенная численность одновременно занятых рабочих, то для разделения труда внутри общества такой предпосылкой являются численность населения и его плотность, которые

«       «                             «521 тт

здесь играют ту же роль, какую играет скопление людей в одной и той же мастерской52) . Но эта плотность населения есть нечто относительное. Страна, сравнительно слабо населенная, но с развитыми средствами сообщения, обладает более плотным населением, чем более на­селенная страна с неразвитыми средствами сообщения; в этом смысле северные штаты Аме­риканского союза населены плотнее, чем, например, Индия53).

Так как товарное производство и товарное обращение являются общей предпосылкой ка­питалистического способа производства, то мануфактурное разделение труда требует уже достигшего известной степени зрелости разделения труда внутри общества. Напротив, путем обратного воздействия мануфактурное разделение труда развивает и расширяет обществен­ное разделение труда. По мере дифференцирования орудий труда все более и более диффе­ренцируются и те отрасли производства, в которых эти орудия изготовляются54) . Когда

51 ) Сэр Джемс Стюарт лучше других осветил этот пункт. Насколько мало известен в настоящее время его труд, появившийся десятью годами раньше «Wealth of Nations» Адама Смита, видно, между прочим, из того, что почитатели Мальтуса не знают даже, что первое издание его работы о «народонаселении», если оставить в стороне ее чисто декламаторскую часть, почти целиком списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таун-сенда.

52) «Требуется известная плотность населения как для того, чтобы могли развиваться социальные сношения,
так и для того, чтобы создалась такая комбинация сил, при которой возрастает производительность труда»
(James Mill. «Elements of Political Economy». London, 1821, p. 50). «Когда возрастает число рабочих... произво­
дительная сила общества увеличивается пропорционально результату умножения этого роста на эффект разде­
ления труда» (Th. Hodgskin. «Popular Political Economy», p. 120).

53) С 1861 г. вследствие большого спроса на хлопок в некоторых сильно населенных районах Ост-Индии
расширилось производство хлопка за счет производства риса. Местами возник голод, так как из-за недостаточ­
ности средств сообщения и вследствие этого недостаточной физической связи недопроизводство риса в одном
районе не могло быть восполнено подвозом его из других районов.

54) Так, например, в Голландии производство ткацких челноков уже в XVII столетии составляло особую от­
расль промышленности.


_______ ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. — ПРОИЗВОД. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ 366

мануфактурное производство распространяется на какую-либо отрасль промышленности, которая до сих пор была связана с другими как главная или побочная и осуществлялась од­ним и тем же производителем, то немедленно происходит разделение и взаимное обособле­ние. Если мануфактура овладевает отдельной ступенью производства данного товара, то раз­личные ступени его производства становятся самостоятельными промыслами. Выше уже было указано, что там, где готовый продукт представляет собой чисто механическое соеди­нение частичных продуктов, частичные работы могут, в свою очередь, обособиться в от­дельные ремесла. Для того чтобы полнее провести разделение труда внутри мануфактуры, одна и та же отрасль производства делится, — в зависимости от различия ее сырья и различ­ных форм, которые может принимать одно и то же сырье, — на различные и притом иногда совершенно новые мануфактуры. Так, в одной только Франции уже в первой половине XVIII столетия ткалось более 100 видов разнообразных шелковых материй, а в Авиньоне, напри­мер, существовал закон, согласно которому «каждый ученик должен всецело посвящать себя изучению одного вида производства и не изучать одновременно способов изготовления не­скольких продуктов».

Территориальное разделение труда, закрепляющее определенные отрасли производства за определенными районами страны, получает новый толчок благодаря мануфактурному про­изводству, эксплуатирующему всякого рода особенности55). В мануфактурный период бога­тый материал разделению труда внутри общества доставляется расширением мирового рын­ка и колониальной системой, которые входят в круг общих условий существования мануфак­турного периода. Здесь не место исследовать, каким образом разделение труда наряду с эко­номической областью охватывает все другие сферы общества и везде закладывает основу того узкого профессионализма и специализации, того раздробления человека, по поводу ко­торого уже А. Фергюсон, учитель А. Смита, воскликнул: «Мы — нация илотов, и между на­ми нет свободных людей!»56).

Однако, несмотря на многочисленные аналогии и связь между разделением труда внутри общества и разделением труда

55) «Разве английская шерстяная промышленность не разделена на различные части или отрасли, закрепив­шиеся в определенных местах, где все производство сводится целиком или преимущественно и этим отраслям: тонкие сукна производятся в Сомерсетшире, грубые — в Йоркшире, двойной ширины — в Эксетере, шелк — в Садбери, креп — в Норидже, полушерстяные материи — в Кендале, одеяла — в Уитни и т. д.» (Berkeley. «The Querist», 1750, § 520).

56)A. Ferguson, «History of Civil Society». Edinburgh, 1767, Part IV, sect. II, p. 285.


_____________________ ГЛАВА XII. — РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА_________________ 367

внутри мастерской, оба эти типа различны между собой не только по степени, но и по суще­ству. Аналогия кажется наиболее бесспорной там, где внутренняя связь охватывает различ­ные отрасли производства. Так, например, скотовод производит шкуры, кожевник превраща­ет их в кожи, сапожник превращает кожу в сапоги. Каждый производит здесь лишь полуфаб­рикат, а окончательный, готовый предмет есть комбинированный продукт этих отдельных работ. Сюда присоединяются еще различные отрасли труда, доставляющие скотоводу, ко­жевнику и сапожнику их средства производства. Можно вообразить, подобно А. Смиту, буд­то это общественное разделение труда отличается от мануфактурного лишь субъективно, только для наблюдателя, который в мануфактуре одним взглядом охватывает различные час­тичные работы, объединенные пространственно, тогда как в общественном производстве связь эта затемняется благодаря разбросанности его отдельных отраслей на значительном пространстве и благодаря большому числу рабочих, занятых в каждой отрасли57) . Но что ус­танавливает связь между независимыми работами скотовода, кожевника и сапожника? Бытие их продуктов в качестве товаров. Напротив, что характеризует разделение труда в мануфак­туре? Тот факт, что здесь частичный рабочий не производит товара58). Лишь общий продукт многих частичных рабочих превращается в товар58a). Разделение труда внутри общества опо­средствуется

В собственно мануфактурах, говорит он, разделение труда кажется более значительным, так как «здесь рабочие, занятые в каждой из различных отраслей труда, зачастую могут быть объединены в одной и той же мастерской и таким образом все сразу охватываются взглядом наблюдателя. Наоборот, в таких больших ману­фактурах (!), которые имеют своим назначением удовлетворять обширные потребности многочисленного насе­ления, каждая отдельная отрасль труда занимает столь значительное число рабочих, что невозможно объеди­нить их всех в одной я той же мастерской... разделение труда далеко не так резко бросается в глаза» (A. Smith. «Wealth of Nations», b. I, ch. 1). Знаменитое место той же самой главы, которое начинается словами: «Взгляните на жизненные удобства, выпадающие на долю простого ремесленника или поденщика цивилизованной и цве­тущей страны...» и в котором расписывается затем, сколь многочисленные отрасли производства объединяют свои усилия для удовлетворения потребностей простого рабочего, — место это почти буквально списано из примечаний к работе Б. Мандевиля «Fable of the Bees, or Private Vices, Publick Benefits» (первое издание без примечаний вышло в 1705 г., с примечаниями — в 1714 г.).

58) «Здесь уже нет более ничего, что можно было бы назвать естественным вознаграждением индивидуаль­ного труда. Каждый рабочий производит лишь часть целого, и так как каждая часть не имеет сама по себе ни­какой ценности или полезности, то здесь нет ничего такого, что рабочий мот бы взять и сказать: «Это мой про­дукт, это я сохраню для себя» («Labour Defended against the Claims of Capital». London, 1825, p. 25). Автором этой превосходной работы является цитированный выше Т. Годскин.

58a) Примечание к 2 изданию. Это различие между общественным и мануфактурным разделением труда было для янки практически проиллюстрировало. Одним из новых налогов, придуманных в Вашингтоне во время Гражданской войны, был акциз в 6% на «все промышленные продукты». Но вот вопрос: что такое промышлен­ный продукт? Законодатель отвечает: всякая вещь есть продукт, «раз она сделана» (when it is made), а она сде­лана, раз она готова для продажи. Вот один из многих примеров. Мануфактуры Нью-Йорка и Филадельфии в прошлом «делали» зонтики со всеми их принадлежностями. Но так как зонтик есть mixtum compositum [соеди­нение] совершенно разнородных составных частей, то мало-помалу изготовление последних стало предметом особых отраслей производства, не зависимых друг от друга и расположенных в различных местах. Их частич­ные продукты входили в качестве самостоятельных товаров в мануфактуру зонтиков, которая лишь соединяет вместе их составные части. Янки назвали такого рода продукты assembled articles (сборными изделиями), и это название они действительно заслужили как сборные пункты для налогов. Так, зонтик «собирает» 6% налога на цену каждого из своих элементов и еще 6% на цену готового продукта.


_______ ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. — ПРОИЗВОД. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ 368

куплей и продажей продуктов различных отраслей труда; связь же между частичными рабо­тами внутри мануфактуры опосредствуется продажей различных рабочих сил одному и тому же капиталисту, который употребляет их как комбинированную рабочую силу. Мануфактур­ное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного ка­питалиста, общественное разделение труда — раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между раз­личными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой рас­пределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Правда, различные сферы производства постоянно стремятся к равно­весию, потому что, с одной стороны, каждый товаропроизводитель должен производить по­требительную стоимость, т. е. удовлетворять определенной общественной потребности, — причем размеры этих потребностей количественно различны и различные потребности внут­ренне связаны между собой в одну естественную систему, — с другой стороны, закон стои­мости товаров определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени общество в состоянии затратить на производство каждого данного вида товара. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [заранее] и планомерно, при разделении труда внутри обще­ства действует лишь a posteriori [задним числом], как внутренняя, слепая естественная необ­ходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и восприни­маемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен. Мануфактурное разделе­ние труда предполагает безусловную власть капиталиста над людьми, которые образуют простые звенья принадлежащего ему совокупного


_____________________ ГЛАВА XII. — РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА_________________ 369

механизма; общественное разделение труда противопоставляет друг другу независимых то­варопроизводителей, не признающих никакого иного авторитета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое является результатом борьбы их взаимных интересов, — подоб­но тому как в мире животных bellum omnium contra omnes119 есть в большей или меньшей степени условие существования всех видов. Поэтому буржуазное сознание, которым ману­фактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как орга­низация труда, повышающая его производительную силу, — это же самое буржуазное соз­нание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося «гения» индивидуального капитали­ста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы все общество в фабрику.

Если анархия общественного и деспотия мануфактурного разделения труда взаимно обу­словливают друг друга в обществе с капиталистическим способом производства, то, наобо­рот, более ранние формы общества, в которых обособление ремесел естественно развивается, затем кристаллизуется и, наконец, закрепляется законом, представляют, с одной стороны, картину планомерной и авторитарной организации общественного труда, с другой стороны — совсем исключают разделение труда внутри мастерской или развивают его в карликовом масштабе, или же лишь спорадически и случайно59) .

Так, например, первобытные мелкие индийские общины, сохранившиеся частью и до сих пор, покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каждой новой общи­ны служит готовым планом и схемой. Каждая такая община образует самодовлеющее произ­водственное целое, область производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная масса продукта производится для непосредственного потребления самой

59) «Можно... установить в качестве общего правила, что чем менее власть руководит разделением труда внутри общества, тем сильнее развивается разделение труда внутри мастерской и тем сильнее оно там подчиня­ется власти одного лица. Таким образом, по отношению к разделению труда власть в мастерской и власть в об­щество обратно пропорциональны друг другу» (Карл Маркс. «Нищета философии». Париж, 1847, стр. 130, 131 [см. настоящее издание, том 4, стр. 154]).


_______ ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. — ПРОИЗВОД. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ 370

общины, а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того разделения труда во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только из­быток продукта превращается в товар, притом отчасти лишь в руках государства, к которому с незапамятных времен притекает определенное количество продукта в виде натуральном ренгы. В различных частях Индии встречаются различные формы общин. В общинах наибо­лее простого типа обработка земли производится совместно и продукт делится между чле­нами общины, тогда Как прядением, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоя­тельно как домашним побочным промыслом. Наряду с этой массой, занятой однородным трудом, мы находим: «главу» общины, соединяющего в одном лице судью, полицейского и сборщика податей; бухгалтера, ведущего учет в земледелии и кадастр; третьего чиновника, который преследует преступников, охраняет иностранных путешественников и сопровожда­ет их от деревни до деревни; пограничника, охраняющего границы общины от посягательст­ва соседних общин; надсмотрщика за водоемами, который распределяет из общественных водоемов воду, необходимую для орошения полей; брамина, выполняющего функции рели­гиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины читать и писать; календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и во­обще благоприятное и неблагоприятное время для различных земледельческих работ; кузне­ца и плотника, которые изготовляют и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изго­товляющего посуду для всей деревни; цирюльника; прачечника, стирающего одежду; сереб­ряных дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах замещает сереб­ряных дел мастера, а в других — школьного учителя. Эта дюжина лиц содержится на счет всей общины. Если население возрастает, на невозделанной земле основывается новая об­щина по образцу старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника и т. д. остается неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины деревень, встречаются вместо одного два-три кузнеца, горшечника и т. д.60) Закон, регулирующий разделение об­щинного труда, действует здесь с непреложной силой закона природы: каждый отдельный ремесленник, например кузнец и т. д., выполняет все относящиеся к его профессии

№)Магк Wilks. Lieutenant Colonel. «Historical Sketches of the South of India». London, 1810—1817, v. I, p. 118— 120. Хорошее описание различных форм индийских общин можно найти в работе: George Campbell. «Modem India». London, 1852.


_____________________ ГЛАВА XII. — РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА_________________ 371

операции традиционным способом, однако совершенно самостоятельно, не признавая над собой никакой власти в пределах мастерской. Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем61) , объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики.

Как уже было отмечено, цеховые законы, строго ограничивая число подмастерьев, кото­рым имел право давать работу один мастер, тем самым планомерно препятствовали превра­щению его в капиталиста. Равным образом мастер мог использовать подмастерьев исключи­тельно в том ремесле, мастером которого он сам был. Цех ревностно охранял себя от всяких посягательств со стороны купеческого капитала, — этой единственной свободной формы ка­питала, противостоявшей цехам. Купец мог купить всякие товары, но не труд в качестве то­вара. Его терпели лишь в роли скупщика продуктов ремесла. Если внешние обстоятельства вызывали прогрессирующее разделение труда, то существующие цехи расщеплялись на под­виды или же наряду со старыми основывались новые цехи, однако без объединения различ­ных ремесел в одной и той же мастерской. Таким образом, хотя обособление, изолирование и развитие ремесел цеховой организацией послужило материальной предпосылкой мануфак­турного периода, тем не менее сама цеховая организация исключала возможность мануфак­турного разделения труда. В общем и целом рабочий срастался: со своими средствами про­изводства настолько же тесно, как улитка с раковиной, и, следовательно, недоставало первой основы мануфактуры: обособления средств производства в качестве капитала, противостоя­щего рабочему.

61 ) «В этих простых формах... протекала с незапамятных времен жизнь обитателей страны. Границы отдель­ных деревень изменялись редко; и хотя сами деревни порой разорялись и даже окончательно опустошались войной, голодом или эпидемиями, тем не менее они восстанавливались вновь под тем же самым названием, в тех же самых границах, с теми же интересами и даже о теми же самыми семьями и продолжали существовать целые века. Крушение или разделение государства мало беспокоит обитателей деревни; раз деревня осталась цела, им безразлично, под чью власть она попала, какому суверену должна подчиняться; их внутренняя эконо­мическая жизнь остается неизменной» (Th. Stamford Raffles, late Lieut. Gov. of Java. «The History of Java». Lon­don, 1817, v. I, p. 285).


_______ ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. — ПРОИЗВОД. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ 372

В то время как разделение труда в целом обществе — независимо от того, опосредствова­но оно товарообменом или нет— свойственно самым различным общественно-экономическим формациям, мануфактурное разделение труда есть совершенно специфиче­ское создание капиталистического способа производства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь