Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ НА КАПИТАЛ И ДОХОД. ТЕОРИЯ ВОЗДЕРЖАНИЯ



В предыдущей главе мы рассматривали прибавочную стоимость, соответственно приба­вочный продукт, лишь как индивидуальный потребительный фонд капиталиста, в этой главе мы рассматривали ее до сих пор лишь как фонд накопления. В действительности прибавоч­ная стоимость есть не только первый и не только второй фонд, а то и другое вместе. Часть прибавочной стоимости потребляется капиталистом как доход33), другая часть ее применяет­ся как капитал, или накопляется.

При данной массе прибавочной стоимости одна из этих частей будет тем больше, чем меньше другая. При прочих равных условиях отношение, в котором происходит это деление, определяет величину накопления. Но это деление производит собственник прибавочной стоимости, капиталист. Оно, стало быть, является актом его воли. Относительно той части собранной им дани, которую он накопляет, говорят, что он сберегает ее, так как он ее не про­едает, т. е. так как он выполняет здесь свою функцию капиталиста, именно функцию само­обогащения.

Лишь постольку, поскольку капиталист есть персонифицированный капитал, он имеет ис­торическое значение и то историческое право на существование, которое, как говорит остро­умный Лихновский, «не имеет никакой даты»167 . И лишь постольку преходящая необходи­мость его собственного существования заключается в преходящей необходимости капитали­стического способа производства. Но постольку и движущим мотивом его деятельности яв­ляются не потребление и потребительная стоимость, а меновая стоимость и ее увеличение. Как фанатик увеличения стоимости, он безудержно понуждает человечество к производству ради производства, следовательно к развитию общественных производительных сил и к соз­данию тех материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой является пол­ное и свободное развитие каждого индивидуума. Лишь как персонификация капитала капи­талист пользуется почетом. В этом своем качестве он разделяет с собирателем сокровищ аб­солютную страсть

33) Читатель заметит, что слово «доход» [«revenue»] употребляется в двояком смысле: во-первых, для обо­значения прибавочной стоимости как продукта, периодически возникающего из капитала, во-вторых, для обо­значения части этого продукта, периодически потребляемой капиталистом или присоединяемой им к своему потребительному фонду. Я сохраняю этот двоякий смысл, так как он соответствует обычной терминологии английских и французских экономистов.


___________________ ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 606

к обогащению. Но то, что у собирателя сокровищ выступает как индивидуальная мания, то для капиталиста суть действие общественного механизма, в котором он является только од­ним из колесиков. Кроме того, развитие капиталистического производства делает постоянное возрастание вложенного в промышленное предприятие капитала необходимостью, а конку­ренция навязывает каждому индивидуальному капиталисту имманентные законы капитали­стического способа производства как внешние принудительные законы. Она заставляет его постоянно расширять свой капитал для того, чтобы его сохранить, а расширять свой капитал он может лишь посредством прогрессирующего накопления.

Поэтому, поскольку вся деятельность капиталиста есть лишь функция капитала, одарен­ного в его лице волей и сознанием, постольку его собственное личное потребление пред­ставляется ему грабительским посягательством на накопление его капитала; так в итальян­ской бухгалтерии личные расходы записываются на стороне дебета капиталиста по отноше­нию к его капиталу. Накопление есть завоевание мира общественного богатства. Вместе с расширением массы эксплуатируемого человеческого материала оно расширяет область прямого и косвенного господства капиталиста34).

34) На примере ростовщика — этой хотя и старомодной, но постоянно возрождающейся формы капиталиста

— Лютер очень хорошо и наглядно показывает, что жажда власти есть один из элементов страсти к обогаще­нию. «Язычники могли заключить на основании разума, что ростовщик есть четырежды вор и убийца. Мы же, христиане, так их почитаем, что чуть не молимся на них ради их денег... Кто грабит и ворует у другого его пи­щу, тот совершает такое же великое убийство (насколько это от него зависит), как если бы он морил кого-нибудь голодом и губил бы его насмерть. Так поступает ростовщик; и все же off сидит спокойно в своем крес­ле, между тем как ему по справедливости надо бы быть повешенным на виселице, чтобы его клевало такое же количество воронов, сколько он украл гульденов, если бы только на нем было столько мяса, что все вороны, разделив его, могли бы полу лить свою долю. А мелких воров вешают... Мелких воров заковывают в колодки, крупные же воры ходят в золоте и щеголяют в шелку... Поэтому на земле нет для человека врага большего (по­сле дьявола), чем скряга и ростовщик, так как он хочет быть богом над всеми людьми. Турки, воители, тираны

— все это люди также злые, но они все-таки должны давать людям жить и должны признаться, что они злые люди и враги, и могут, даже должны, иногда смилостивиться над некоторыми. Ростовщик же или скряга хочет, чтобы весь мир для него голодал и томился жаждой, погибал в нищете и печали, чтобы только у него одного было все и чтобы каждый получал от него, как от бога, и сделался бы навеки его крепостным... Он носит ман­тию, золотые цепи, кольца, моет рожу, напускает на себя вид человека верного, набожного, хвалится... Ростов­щик — это громадное и ужасное чудовище, это зверь, все опустошающий, хуже Какуса, Гериона или Антея. И, однако, украшает себя, принимает благочестивый вид, чтобы не видели, куда девались быки, которых он втас­кивает задом наперед в свое логовище. Но Геркулес должен услыхать рев быков и крики пленных и отыскать Какуса даже среди скал и утесов, чтобы снова освободить быков от злодея. Ибо Какусом называется злодей, набожный ростовщик, который ворует, грабит и пожирает все. И все-таки он как будто ничего не делал дурно­го; и думает, что даже никто не может обличить его, ибо он тащил быков задом наперед в свое логовище, отче­го по их следам казалось, будто они были выпущены. Таким же образом ростовщик хотел бы обмануть весь свет, будто он приносит пользу и дает миру быков, между тем как он хватает их только для себя и пожирает... И


____________ ГЛАВА XXII. — ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ В КАПИТАЛ_________ 607

Но первородный грех действует везде. С развитием капиталистического способа произ­водства, накопления и богатства капиталист перестает быть простым воплощением капитала. Он чувствует «человеческие побуждения»168 своей собственной плоти, к тому же он на­столько образован, что готов осмеивать пристрастие к аскетизму как предрассудок старо­модного собирателя сокровищ. В то время как классический капиталист клеймит индивиду­альное потребление как грех против своей функции и как «воздержание» от накопления, мо­дернизированный капиталист уже в состоянии рассматривать накопление как «отречение» от потребления. «Ах, две души живут в его груди, и обе не в ладах друг с другом!»169

При исторических зачатках капиталистического способа производства — а каждый капи­талистический parvenue (выскочка] индивидуально проделывает эту историческую стадию — жажда обогащения и скупость господствуют как абсолютные страсти. | Но прогресс капи­талистического производства создает не только новый мир наслаждений; с развитием спеку­ляции и кредитного дела он открывает тысячи источников внезапного обогащения. На из­вестной ступени развития некоторый условный уровень расточительности, являясь демонст­рацией богатства и, следовательно, средством получения кредита, становится даже деловой необходимостью для «несчастного» капиталиста. Роскошь входит в представительские из­держки капитала. К тому же капиталист обогащается не пропорционально своему личному труду или урезыванию своего личного потребления, как это происходит с собирателем со­кровищ, а пропорционально количеству той чужой рабочей силы, которую он высасывает, и тому отречению от всех жизненных благ, которое он навязывает рабочим. Правда, расточи­тельность капиталиста никогда не приобретает такого bona fide [простодушного] характера, как расточительность разгульного феодала, наоборот, в основе ее всегда таится самое гряз­ное скряжничество и мелочная расчетливость; тем не менее расточительность капиталиста возрастает с ростом его накопления, отнюдь не мешая последнему. Вместе с тем в благород­ной груди капиталиста развертывается фаустовский конфликт между страстью к накоплению и жаждой наслаждений.

«Промышленность Манчестера», — говорится в одном сочинении, опубликованном в 1795 г. д-ром Эйки-ном, — «можно разделить на четыре

если колесуют и обезглавливают разбойников и убийц, то во сколько раз больше должно колесовать и четвер­товать... изгонять, проклинать, обезглавливать всех ростовщиков» (Martin Luther, цит. соч.).


___________________ ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 608

периода. В течение первого периода фабриканты были вынуждены упорно трудиться для поддержания своего существования».

В особенности сильно наживались они, обворовывая родителей, которые отдавали им своих детей в качестве apprentices (учеников) и должны были дорого платить за обучение, хотя эти ученики голодали. С другой стороны, средняя прибыль была низка, и накопление требовало большой бережливости. Они жили как скряги, собиратели сокровищ, и далеко не потребляли даже процентов со своего капитала.

«Во второй период они начали составлять себе небольшие состояния, но работали так же упорно, как и раньше», — потому что непосредственная эксплуатация труда сама стоит труда, как это известно всякому над­смотрщику за рабами, — «и жили так же скромно, как и раньше... В третьем периоде началась роскошь, и предприятия стали расширяться благодаря рассылке всадников» (конных коммивояжеров) «за заказами во все торговые города королевства. Надо думать, что до 1690 г. существовало лишь очень немного или даже вовсе не существовало капиталов в 3000— 4000 ф. ст., нажитых в промышленности. Но приблизительно в это время или несколько позднее промышленники уже накопили деньги и стали строить себе каменные дома вместо деревян­ных или глиняных... В Манчестере еще в первые десятилетия XVIII века фабрикант, угостивший своих гостей кружкой заграничного вина, вызывал толки и пересуды среди всех соседей».

До появления машинного производства фабриканты, сходясь по вечерам в трактирах, ни­когда не потребляли больше, чем стакан пунша за 6 пенсов и пачку табаку за 1 пенс. Лишь в 1758 г. увидели в первый раз — и это составило эпоху — «промышленника в собственном экипаже?» «Четвертый период» — последняя треть XVIII столетия — «отличается большой роскошью и расточительностью, опирающейся на расширение предприятий»35) . Что сказал бы добрый доктор Эйкин, если бы он воскрес и взглянул на теперешний Манчестер!

Накопляйте, накопляйте! В этом Моисей и пророки!170 «Трудолюбие доставляет тот мате­риал, который накопляется бережливостью»36). Итак, сберегайте, сберегайте, т. е. превра­щайте возможно большую часть прибавочной стоимости, или прибавочного продукта, об­ратно в капитал! Накопление ради накопления, производство ради производства — этой формулой классическая политическая экономия выразила историческое призвание буржуаз­ного периода. Она ни на минуту не обманывалась на тот счет, насколько велики родовые му­ки богатства ; но какое значение имеют все

35) Dr. Aikin. «Description of the Country from 30 to 40 miles round Manchester». London, 1795, p. 182 sqq.

36)A. Smith. «Wealth of Nations», в. III, ch. III.

37) Даже Ж. Б. Сай говорит: «Сбережения богатых составляются за счет бедных»171. «Римский пролетарий жил почти всецело на счет общества... Можно почти сказать, что современное общество живет на счет пролета­риев, на счет той части, которую оно отнимает у них при оплате труда» (Sismondi. «Etudes etc.», t. I, p. 24).


____________ ГЛАВА XXII. — ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ В КАПИТАЛ_________ 609

жалобы перед лицом исторической необходимости? Если пролетарий в глазах классической политической экономии представляет собой лишь машину для производства прибавочной стоимости, то и капиталист в ее глазах есть лишь машина для превращения этой прибавоч­ной стоимости в добавочный капитал. Она относится к его исторической функции со всей серьезностью. Чтобы избавить сердце капиталиста от злополучного конфликта между жаж­дой наслаждений и страстью к обогащению, Мальтус в начале двадцатых годов текущего столетия защищал особый вид разделения труда, согласно которому дело накопления пред­назначалось капиталисту, действительно занимающемуся производством, а дело расточения — другим участникам в дележе прибавочной стоимости: земельной аристократии, лицам, получающим содержание от государства и церкви и т. д. В высшей степени важно, — гово­рит он, — «разделить страсть к расходам и страсть к накоплению» (the passion for expenditure and the passion for accumulation)38). Господа капиталисты, давно уже превратившиеся в про­жигателей жизни и в людей света, возопили. Как, — восклицает один рикардианец, высту­пивший их адвокатом, — господин Мальтус проповедует высокие земельные ренты, высокие налоги и т. д.; он хочет постоянно подстегивать промышленников с помощью непроизводи­тельных потребителей! Конечно, производство, производство в постоянно расширяющемся масштабе — таков лозунг, однако

«таким путем производство можно скорее затормозить, чем развить. Не совсем справедливо также (nor is it quite fair) держать в праздности одну группу лиц лишь для того, чтобы подхлестывать других, по характеру которых можно думать (who are likely, from their characters), что они были бы способны успешно заниматься делом, если их к этому принудить» '.

Но хотя он считает несправедливым побуждать промышленного капиталиста к накопле­нию, снимая жир с его супа, тем не менее ему представляется необходимым свести к воз­можному минимуму заработную плату рабочего, «чтобы поддерживать трудолюбие послед­него». Он ничуть не скрывает также, что тайна наживы состоит в присвоении неоплаченного труда.

«Усиление спроса со стороны рабочих означает лишь их готовность брать себе меньшую долю своего соб­ственного продукта и большую долю его оставлять предпринимателям; и если говорят, что при этом вследствие

38) Malthus. «Principles of Political Economy», p. 319, 320.

39) «An Inquiry into those Principles respecting the Nature of Demand etc.», p. 67.


___________________ ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 610

понижения потребления» (рабочих) «происходит «glut»» (переполнение рынка, перепроизводство), «то я могу ответить лишь, что «glut» есть синоним высокой прибыли»40).

Ученая перебранка о том, как выгоднее для накопления распределить выкачанную из ра­бочего добычу между промышленным капиталистом и праздным земельным собственником и т. д., смолкла перед лицом июльской революции. Вскоре после этого ударил в набатный колокол городской пролетариат Лиона и пустил красного петуха сельский пролетариат Анг­лии. По эту сторону Ла-Манша рос оуэнизм, по ту его сторону — сен-симонизм и фурье­ризм. Настало время вульгарной политической экономии. Ровно за год до того, как Нассау У. Сениор из Манчестера открыл, что прибыль (с включением процента) на капитал есть про­дукт неоплаченного «последнего двенадцатого часа труда», он возвестил миру другое свое открытие. «Я, — торжественно изрек он, — заменяю слово капитал, рассматриваемый как орудие производства, словом воздержание»41) . Поистине недосягаемый образец «открытий» вульгарной политической экономии! Экономическая категория подменяется сикофантской фразой. Voila tout [вот и все]. «Если дикарь, — поучает Сениор, — делает лук, то он занима­ется промышленностью, но не практикует воздержания». Это объясняет нам, как и почему при прежних общественных укладах средства труда создавались «без воздержания» капита­листа. «Чем больше прогрессирует общество, тем более воздержания требует оно»42) , а именно со стороны тех, труд которых состоит в том, чтобы присваивать себе чужой труд и его продукт. Все условия процесса труда превращаются отныне в соответственное количест­во актов воздержания капиталиста. Что хлеб не только едят, но и сеют, этим мы обязаны воздержанию капиталиста! Если вино выдерживают известное время, чтобы оно переброди­ло, то

40) «An Inquiry into those Principles respecting the Nature of Demand etc.», p. 59.

41) ) Senior. «Principes fondamentaux de l'Economie Politique», trad. Arrivabene. Paris, 1836, p. 309. Для сторон­
ников старой классической школы это было уже слишком. «Г-н Сениор подменяет выражение труд и капитал
выражением труд и воздержание... Воздержание есть простое отрицание. Источником прибыли является не
воздержание, а потребление производительно применяемого капитала» (Джон Кейзнов в его издании работы
Мальтуса: «Definitions in Political Economy». London, 1853, p. 130, примечание). Напротив, г-н Джон Ст. Милль
на одной странице списывает рикардовскую теорию прибыли, а на другой — принимает сениоровское «возна­
граждение за воздержание». Ему столь же свойственны плоские противоречия, сколь чуждо гегелевское «про­
тиворечие», источник всякой диалектики.

Добавление к 2 изданию. Вульгарному экономисту не приходит в голову та простая мысль, что всякое чело­веческое действие можно рассматривать как «воздержание» от противоположного действия. Еда есть воздер­жание от поста, ходьба — воздержание от стояния на месте, труд — воздержание от праздности, праздность — воздержание от труда и т. п. Этим господам следовало бы подумать о словах Спинозы: Determinatio est negatio172.

42) Senior, там же, стр. 342.


____________ ГЛАВА XXII. — ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ В КАПИТАЛ_________ 611

опять-таки лишь благодаря воздержанию капиталиста !43) Капиталист грабит свою собствен­ную плоть, когда он «ссужает (!) рабочему орудия производства», — т. е., соединив их с ра­бочей силой, употребляет как капитал, — вместо того чтобы пожирать паровые машины, хлопок, железные дороги, удобрения, рабочих лошадей и т. д. или, как по-детски представ­ляет себе вульгарный экономист, прокутить «их стоимость», обратив ее в предметы роскоши и другие средства потребления44) . Каким образом класс капиталистов в состоянии осущест­вить это, составляет тайну, строго сохраняемую до сих пор вульгарной политической эконо­мией. Как бы то ни было, мир живет лишь благодаря самоистязаниям капиталиста, этого со­временного кающегося грешника перед богом Вишну. Не только накопление, но и простое «сохранение капитала требует постоянного напряжения сил для того, чтобы противостоять искушению потребить его»45) . Итак, уже простая гуманность, очевидно, требует, чтобы капи­талист был избавлен от мученичества и искушений тем же самым способом, каким отмена рабства избавила недавно рабовладельца Джорджии от тяжкой дилеммы: растранжирить ли на шампанское весь прибавочный продукт, выколоченный из негров-рабов, или же часть его снова превратить в добавочное количество негров и земли.

В самых различных общественно-экономических формациях имеет место не только про­стое воспроизводство, но и воспроизводство в расширенных размерах, хотя последнее со­вершается не в одинаковом масштабе. С течением времени все больше производится и больше потребляется, следовательно, больше продукта превращается в средства производст­ва. Однако процесс этот не является накоплением капитала, не является, следовательно, и функцией капиталиста до тех пор, пока рабочему средства его производства, а следователь­но, его продукт и его жизненные средства не противостоят еще в форме капитала46).

43) «Никто... не стал бы сеять, например, свою пшеницу, бросая ее на двенадцать месяцев в землю, или на
целые годы оставлять свое вино в погребе, вместо того чтобы сразу самому потребить эти вещи или их эквива­
лент, если бы он не рассчитывал получить добавочную стоимость и т. д.» (Scrope. «Political Economy», edit. A.
Potter. New-York, 1841, p. 133)173.

44) «Лишение, которому подвергает себя капиталист, ссужая свои орудия производства рабочему, вместо то­
го чтобы обратить их стоимость на свое личное потребление, превратив ее в предметы потребления или роско­
ши» (G. de Molinari. «Etudes Economiques». Paris, 1846, p. 36). (Смягчающее выражение «ссужать» употреблено
для того, чтобы согласно испытанной манере вульгарных экономистов отождествить наемного рабочего, экс­
плуатируемого промышленным капиталистом, с самим промышленным капиталистом, который пользуется
деньгами, ссужаемыми другим капиталистом.)

45) Courcelle-Seneuil, цит. соч., стр. 20.

46) «Особые классы дохода, наиболее сильно поддерживающие прогресс национального капитала, изменя­
ются на различных стадиях развития и поэтому... совершенно различны у наций, находящихся на различных
ступенях прогресса... Прибыль... есть незначительный источник накопления по сравнению с заработной, платой
и рентой на ранних стадиях общественного развития... Когда развитие сил национального труда делает дейст­
вительно значительный шаг вперед, относительная роль прибыли как источника накопления возрастает» (Rich­
ard Jones.
«Text-book etc.», p. 16, 21).


___________________ ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 612

Умерший несколько лет тому назад Ричард Джонс, преемник Мальтуса на кафедре полити­ческой экономии в ост-индском колледже в Хейлибери, удачно иллюстрирует это двумя крупными фактами. Так как большинство индийского народа составляют крестьяне, ведущие самостоятельное хозяйство, то их продукт, средства их труда и их жизненные средства нико­гда не принимают «формы («the shape») фонда, сбереженного из чужого дохода («saved from revenue»), и, следовательно, не проделывают предварительного процесса накопления» («a previous process of accumulation»)47). С другой стороны, в провинциях, где английское гос­подство наименее разложило старую систему, несельскохозяйственные рабочие получают работу непосредственно у крупных феодалов, к которым притекает известная доля сельско­хозяйственного прибавочного продукта в форме дани или земельной ренты. Часть этого при­бавочного продукта потребляется крупными феодалами в натуральном виде, другая часть превращается для них рабочими в предметы роскоши и другие средства потребления, тогда как остальное составляет заработную плату рабочих, являющихся собственниками орудий своего труда. Производство и воспроизводство в расширенных размерах совершается здесь без всякого вмешательства этого удивительного святого, этого рыцаря печального образа, «воздерживающегося» капиталиста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь