Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ РАБОЧИЙ ФОНД



В ходе нашего исследования выяснилось, что капитал есть не постоянная величина, а эла­стичная часть общественного богатства, постоянно изменяющаяся в зависимости от того или другого деления прибавочной стоимости на доход и добавочный капитал. Мы видели далее, что даже при данной величине функционирующего капитала захваченные капиталом рабо­чая сила, наука и земля (под последней с экономической точки зрения следует понимать все предметы труда, доставляемые природой без содействия человека) образуют его эластичные потенции, которые в известных границах расширяют его арену действия независимо от его собственной величины. При этом мы совершенно отвлекались от условий процесса обраще­ния, благодаря которым одна и та же масса капитала может действовать в очень неодинако­вой степени. Так как мы предполагали рамки капиталистического производства, следова­тельно, предполагали чисто стихийно выросшую форму общественного процесса производ­ства, то мы совершенно отвлекались от всякой более рациональной комбинации, осуществ­ляемой на основе наличных средств производства непосредственно и планомерно. Классиче­ская политическая экономия искони питала пристрастие рассматривать общественный капи­тал как величину постоянную с постоянной степенью действия. Но предрассудок этот застыл в непререкаемую догму лишь благодаря архифилистеру Иеремии Бентаму — этому трезво-педантичному, тоскливо-болтливому оракулу пошлого буржуазного рассудка XIX века62) . Бентам среди философов то же, что Мартин Таппер среди поэтов. Оба они могли быть сфаб­рикованы только в Англии63) .

62) Ср., между прочим, J. Bentham. «Theorie des Peines et des Recompenses», trad. Et. Dumont, 3eme ed. Paris,
1826, t. II, I. IV, ch. 2.

63) Иеремия Бентам — явление чисто английское. Ни в какую эпоху, ни в какой стране не было еще филосо­
фа — не исключая даже нашего Христиана Вольфа, — который с таким самодовольством вещал бы обыден-
нейшие банальности. Принцип полезности не был изобретением Бентама. Он лишь бездарно повторил то, что
даровито излагали Гельвеций и другие французы XVIII века. Если мы хотим узнать, что полезно, например для
собаки, то мы должны сначала исследовать собачью природу. Сама же эта природа не может быть сконструи­
рована «из принципа полезности». Если мы хотим применить этот принцип к человеку, хотим по принципу по­
лезности оценивать всякие человеческие действия, движения, отношения и т. д., то мы должны знать, какова
человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху. Но для Бентама
этих вопросов не существует. С самой наивной тупостью он отождествляет современного филистера — и при­
том, в частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Все то, что полезно этой разно­
видности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе. Этим масштабом он изме­
ряет затем прошедшее, настоящее и будущее. Например, христианская религия «полезна», так как она религи­
озно осуждает те же самые преступления, которые уголовное уложение осуждает юридически. Художественная
критика «вредна», так как она мешает почтенным людям наслаждаться произведениями Мартина Таппера и


___________________ ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 624

С точки зрения его догмы совершенно непостижимы самые обыкновенные явления процесса производства, например его внезапные расширения и сокращения и даже самый факт накоп­ления64) . Догма эта применялась как самим Бентамом, так и Мальтусом, Джемсом Миллем, Мак-Куллохом и т. д. с апологетическими целями, именно чтобы представить часть капита­ла, переменный капитал, т. е. капитал, превращаемый в рабочую силу, как величину посто­янную. Была сочинена басня, что вещественное существование переменного капитала, т. е. та масса жизненных средств, которую он представляет для рабочих, или так называемый ра­бочий фонд, есть ограниченная самой природой особая часть общественного богатства, гра­ницы которой непреодолимы. Чтобы привести в движение ту часть общественного богатст­ва, которая должна функционировать как постоянный капитал, или — вещественно — как средства производства, необходима определенная масса живого труда. Последняя определя­ется техникой производства. Но не даны ни число рабочих, нужное для того, чтобы привести эту массу труда в текучее состояние — так как это число меняется вместе с изменением сте­пени эксплуатации индивидуальной рабочей силы, — ни цена рабочей силы; известна только ее минимальная и к тому же очень эластичная граница. Факты, лежащие в основе рассматри­ваемой догмы, таковы: с одной стороны, рабочий не имеет голоса при распределении обще­ственного богатства на средства потребления нерабочих и на средства производства. С дру­гой стороны, рабочий лишь в исключительно благоприятных случаях может расширить так называемый «рабочий фонд» за счет «дохода» богатых65) .

т. д. Таким хламом этот бойкий господин, девиз которого —«nulla dies sine linea»174, наполнил горы книг. Если бы я обладал смелостью моего друга Г. Гейне, я назвал бы г-на Иеремию гением буржуазной глупости.

64) «Экономисты слишком склонны... рассматривать определенное количество капитала и определенное чис­
ло рабочих как орудия производства данной постоянной силы, действующие с известной постоянной интенсив­
ностью... Те ... кто говорит... что товары суть единственные факторы производства... утверждают тем самым,
что производство вообще не может быть расширено, так как для такого расширения должно быть заранее уве­
личено количество жизненных средств, сырых материалов и орудий; фактически это равносильно утвержде­
нию, что никакой рост производства не может иметь места без его предварительного роста или, другими сло­
вами, что никакой рост его невозможен» (S. Bailey. «Money and its Vicissitudes», p. 58, 70). Бейли критикует
догму главным образом с точки зрения процесса обращения.

65) Дж. Ст. Милль говорит в своих «Principles of Political Economy» [b. II, ch. 1, § 3]: «Продукт труда распре­
деляется в настоящее время в обратном отношении к труду: наибольшую его часть получают те, кто никогда не
трудится, следующую по величине часть — те, труд которых почти всецело номинален, и так, по нисходящей
шкале, вознаграждение становится все меньше и меньше, по мере того как труд делается тяжелее и неприятнее.
Человек, занимающийся наиболее утомительным и изнурительным физическим трудом, не может с уверенно­
стью рассчитывать даже на получение самых необходимых жизненных средств». Чтобы избежать недоразуме­
ния, замечу, что такие люди, как Дж. Ст. Милль и ему подобные, заслуживают, конечно, всяческого порицания
за противоречия между их старыми экономическими догмами и их современными тенденциями, но было бы в
высшей степени несправедливо сваливать этих людей в одну кучу с вульгарными экономистами-апологетами.


____________ ГЛАВА XXII. — ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ В КАПИТАЛ_________ 625

К каким плоским тавтологиям приводит попытка превратить капиталистические границы рабочего фонда в границы, определяемые природой общества вообще, показывает пример профессора Фосетта.

«Оборотный капитал66) страны», — говорит он, — «есть ее рабочий фонд. Следовательно, чтобы узнать среднюю денежную плату, получаемую каждым рабочим, надо просто разделить этот капитал на численность рабочего населения»67).

Итак, мы сначала вычисляем сумму всех действительно выплаченных индивидуальных заработных плат, затем объявляем, что результат этого сложения и есть стоимость «рабочего фонда», установленного богом и природой. Наконец, полученную таким путем сумму мы делим на число рабочих, чтобы снова открыть, сколько в среднем выпадает на долю каждого отдельного рабочего. Процедура чрезвычайно хитроумная. Она не мешает г-ну Фосетту зая­вить, не переводя дыхания:

«Совокупное богатство, ежегодно накопляемое в Англии, разделяется на две части. Одна часть применяется в самой Англии для поддержания нашей собственной промышленности. Другая часть вывозится за границу... Часть, применяемая в нашей промышленности, образует незначительную долю ежегодно накопляемого в этой стране богатства»68).

Итак, большая часть ежегодно нарастающего прибавочного продукта, отбираемого у анг­лийских рабочих без эквивалента, капитализируется не в Англии, а в других странах. Но ведь вместе с вывезенным таким образом за границу добавочным капиталом вывозится и часть «рабочего фонда», изобретенного богом и Бентамом69) .

66) Я напоминаю здесь читателю, что категории переменный капитал и постоянный капитал впервые введе­
ны в употребление мною. Политическая экономия со времен А. Смита смешивает заключающиеся в них опре­
деления с различием форм основного и оборотного капитала, порождаемым процессом обращения. Более под­
робно об этом говорится во втором отделе второй книги.

67) H. Fawcett, Prof. of Polit. Econ. at Cambridge. «The Economic Position of the British Labourer». London, 1865,
p. 120.

68) Там же, стр. 122, 123.

69) Можно сказать, что из Англии ежегодно экспортируется не только капитал, но и рабочие — в форме
эмиграции. Однако в тексте не имеется в виду имущество переселенцев, которые в значительной своей части не
принадлежат к рабочему классу. Большую долю их составляют сыновья фермеров. Английский добавочный
капитал, ежегодно вывозимый за границу с целью получения процентов, представляет собой гораздо более зна­
чительную величину по сравнению с ежегодным накоплением, чем ежегодная эмиграция по сравнению с еже­
годным приростом населения.


ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА_______________ 626


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь