Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В конец, Идифуму, песнь Давиду, 38
Этот боговдохновенный псалом во многом согласен с псалмом предыдущим и содержит в себе врачевство для исцеления душевных страстей и исправления нравов людей. Преимущественно же рассуждает о необходимости терпения. Пророк оплакивает ничтожество естества человеческого и показывает его конец. Священный певец Идифум возглашает эту песнь Давида (Афанасий, Феодорит). 2 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Великого Давида, спасавшегося бегством от восставшего против него сына – отцеубийцы, встретил на пути изменник Семей: он метал в царя глыбами земли и злословил, называя его беззаконником и мужем кровей. Однако любомудрый Давид не только сам не отвечал на злословия, но запретил это сделать даже одному из военачальников своих, который готов был убить Семея, сказав: оставите его проклинати, негли (может быть) призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его (2 Цар. 16, 10-12). Так был весьма осторожен Давид на язык, зная великую поползновенность этого члена. Путями называются здесь слова, потому что указывают путь к делам (Феодорит, Златоуст). 3 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Выслушай, что говорит божественный Давид: внегда восстати грешному предо мною не раздражался, не мстил я, но онемех и смирихся, и умолчах от благ. А ты огорчаешься и осуждаешь... Вспомни Владыку: Он богат сый нас ради обнища (2 Кор. 8, 9). А если тебя назовет кто невеждою, вспомни обидные слова иудеев, какими укоряли они истинную Премудрость: Самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. 8, 48). Еще многого недостает у тебя, чтобы дойти до уподобления Господу: Его заушали, оплевали, оклеветали, сняли хитон с Него и распяли... А ты раздражаешься и гневаешься. Давид умолчах даже от благ, т.е. предпочел лучше умолчать, нежели благое говорить, ибо «благая глаголати, – по святым отцам, – низже есть молчания» (Василий В., Каллист инок). 4 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим: О каком огне говорится здесь? – О Боге. Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 19). Во время искушения надлежит сугубо прилежать молитве, утомлять трудами тело, пресекать всякое плотское мудрование и терпеливо ожидать окончания искушения. Сокровенное поучение заключается в молитве Иисусовой, которым истребляются страсти из души, рождается умиление, вселяется страх Божий, просвещается ум и изливается радость в сердце. Глаголах языком моим, т.е. говорил тихо, шепотом к Богу, в то время, когда внешне пред врагами молчал. О чем же глаголах Пророк? (Максим, Феодорит, авва Исаиа). 5 Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз; Давид произнес эти слова по человеческому малодушию и утомлению от искушений. Он желал знать: достаточно ли будет ему на покаяние оставлено число дней. Да разумею – да узнаю, чего еще недостает до предназначенного мне совершенства (Афанасий, Кирилл, Амвросий, Августин). 6 Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою: обаче всяческая суета, всяк человек живый. Пророк пядями ладоней изображает кратковременность человеческой жизни, всяческая суета (или же пар) – всяк человек живый. Живые люди ничем не отличаются от написанных на картине, потому что одинаково разрушаются и исчезают со временем. И однако же суетятся, безпокоятся, враждуют... Видя общее преобладание зла, Пророк оплакивает жизнь людей, протекающую в неутихающем смущении ума. Даже среди животных и стихий природы он не нашел ничего преданного так суете, как в человеках, одержимых жаждою любостяжания (Златоуст, Афанасий). 7 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я. Словом образом Пророк выражает нечто бездушное и ничтожное: одну наружность, вид, лицемерие. Всуе мятемся так как не истинную проводим жизнь и заботимся не о существенных благах. Мирские заботы – это суета (Златоуст, Афанасий). 8 И ныне кто терпение мое; не Господь ли; и состав мой от Тебе есть. Признав жизнь человека суетою и произнесши суд о житейских попечениях, Пророк справедливо свое упование возложил на Господа (Афанасий). 9 От всех беззаконий моих избави мя: поношение безумному дал мя еси. 10 Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси. Причиною всех наших бедствий являются многоразличные наши грехи. И не случайно, но по Божьему попущению надругался над Давидом Семей, послуживший как бы бичем в руках Божиих. Почему святой муж онемех и не отверзох уст, твердо зная Кто сотворил это (в русском переводе: ибо Ты нанес мне удар). Укоряющего нас будем принимать как Богом посланного обличителя сокровенных наших злых помыслов. Виной всякого скорбного случая являются помыслы каждого из нас, а от них слова и дела общения. Все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу нашу. Постигающие нас скорби и обличения, по видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду (Феодорит, Иоанн Тобольский, Марк Подвижник). 11 Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. 12 Во обличениих о беззаконии наказал еси человека, и истаял еси, яко паучину, душу его: обаче всуе всяк человек. Как врач вырезает согнившие раны и извлекает сокрытый внутри гной, восстановляя здоровье больному, так и Господь истончает душу грешника посредством искушений и злостраданий, чтобы очистить от грубости греха (Феодорит). 13 Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Слова эти подлинно исполнены мудрости знающего природу существующего и пренебрегающего благоденствием настоящей жизни. Ибо не иначе сподобишься ты дивных и блаженных зрелищ, если день и ночь не будешь проливать слезы. Достойно же удивления, что великий Давид на царском престоле, при богатстве и могуществе, называл себя пресельником и пришельцем и не полагался на свое благополучие. Да и все праведники проводили настоящую жизнь как бы на чужой стороне, вовсе не заботясь о здешнем: яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13) (Златоуст, Макарий В., Феодорит). 14 Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду. Ослаби (сжалься), т.е. прости грехи мне, чтобы с твердым упованием отойти мне в жизнь вечную. Ибо после смерти нельзя уже будет раскаяться, не потому, что мы уже не будем существовать, но потому, что не можем более измениться через обращение (Афанасий, Феодорит, Кирилл). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы