Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, псалом Давиду, 39



И этот псалом посвящен добродетели терпения и начинается с него; терпя потерпех... Он вместе с двумя предыдущими составляет «золотую триаду терпения». Пророк с благодарным восторгом удивляется Божественному Промыслу, простирающемуся на весь род человеческий и определяет, как надлежит достойно почитать Творца. В конец, во Христа, совершителя благ с терпением приобретаемых (Афанасий).

2 Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.

3 И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя.

Если восстанет на тебя греховная брань – не бойся и не упадай духом. Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву свою пред благостию Его, и Он услышит тебя, и возведет тебя от рова страстей – злых помыслов и брения тины неподобных мечтаний и поставит нозе твои на камени святыни (чистоты) и увидишь пришедшую от Него помощь. Еще глаголющу ти, ренет: се приидох (Ис. 58, 9). Но Он выжидает, чтобы увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Бог взирает на твой подвиг; на него же смотрят и лики святых ангелов, и толпа бесов... Долготерпение охраняет от вражды и ненависти, а главное – произрастает вожделенный плод незлобия. Человек незлобивый – подобен Богу, он есть жилище Святаго Духа, благоуханный фимиам пред Богом. Встречающиеся скорби и озлобления от людей – не могут поколебать страха Божьего в долготерпеливом, ибо он во всякое время покоряется воле Божией; нетерпеливый же – воле диавола (Ефрем, Антоний В.).

4 И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа.

Новою песнию называет Евангельские заповеди. Мнози узрят внутренним оком души сокровенную руку Божию и возложат упование на Его Промысел (Афанасий).

5 Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная.

Действительно блаженнее всех тот, кому упование – единый Бог, кто не развлекается житейскими суетными попечениями, которые есть неистовство и ложь (Афанасий).

6 Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа.

О, глубина богатства и премудрости и разума Божия. Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень; или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 33-34). Никто не может постигнуть помышлений Божиих касательно Его Божественного Промысла о мире и спасении его: особенно же того, что Бог ради преступного человека станет человеком (Афанасий, Феодорит).

7 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси.

 8 Тогда рех: се прииду. В главизне книжне писано есть о мне:

9 Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего.

По учению апостола Павла – это слова самого Господа нашего Иисуса Христа, выражающие добровольное согласие Его принести Собою единую жертву за грех, чтобы отменить ветхозаветные кровавые жертвы и учредить единую новую жертву – крестную (см. Евр. 10, 512). Жертвы и приношения безсловесных животных не восхотел еси, и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил, но еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, т.е. предать Себя самого. Поэтому и снидох с небесе, – говорит Христос, – не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6, 38). А этим Он доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Принесем же и мы Господу дары: жертвы и всесожжения не безсловесных животных, которых Христос не хощет, но принесем самих себя, умертвив в себе всякое пристрастие и собственную волю ради евангельских заповедей Христа. Ибо если не сотворит человек воли Божией и закона Его посреде чрева, т.е. из среды всего сердца и всей души, то и вне не сможет он удобно исполнять его. Конец же слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни (Екк.12,13) и мысленно и чувственно (Синаит, Златоуст, Дорофей, Исихий).

10 Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси.

Великая церковь – есть всякая душа, уверовавшая в Спасителя нашего Иисуса Христа (Афанасий).

11 Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа.

12 Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя.

Давид здесь как бы говорит Господу: за то, что иным я содействовал обрести милость Твою, так и Ты, Господи, не оставь далеко милости Твоей от мене (Амвросий).

13 Яко одержаша мя злая, имже несть числа. Постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя.

14 Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми.

Никто да не высокомудрствует о себе: ибо и три отрока, достигшие верха добродетели, когда молились в пещи, говорили: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом (Дан. 3, 29), и Даниил, и Иеремия, и Исаиа, и чудный Павел так говорили о себе. Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Поэтому всякая душа, грехам и проступкам своим приписывает все с нею совершающееся и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того, праведники еще приписывают себе грехи нерадивых грешников и почитают их за свои собственные по общению и одной любви и вере с ними. Вонми – поспеши (Феодорит, Афанасий).

15 Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю: да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая.

16 Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже.

Выражение благоже, благоже – выражает посмеяние (по Зигабену).

17 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи: и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое.

И Церковь Божия, и всякая душа человеческая имеет нужду в божественном промышлении, по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее (Афанасий, Феодорит).

18 Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне: Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

Пророк, хотя и был царем, но называет себя нищим и убогим, как имеющий нужду в божественном содействии и благодатной помощи. Признает же себя нищим и убогим может быть еще и потому, что говорит это от лица Господа, Который наименован нищим в словах: нас ради обнища богат сый (2 Кор. 8, 9), а убогим назван из-за того, что по плоти Он был Сын не богатого кого, но древодела (Василий В., Златоуст, Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь