Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, отроку Господню Давиду, 35



Давид, видя умножающуюся гордость и злобу в людях, по внушению Духа составил настоящий псалом, чтобы обнаружить злонравие каждого хитрого и коварного человека. В конец означает пророчество о вечной погибели таких людей. Отроком Господним может быть назван всякий за свое угождение Богу, как верный раб Божий. Пророк удивляется чрезмерному человеколюбию Божию и воссылает молитву, предохраняющую от падения в гордыню (Афанасий).

2 Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его.

Пребеззаконный думает, что он грешит тайно в совести своей, и что Бог не видит его озлобленного сердца. В чем же причина такой безчувственности? – Несть страха Божия пред очима его. Чем более плотской образ жизни ведет человек, тем он более делается весь плотяным: он ни в чем не видит Бога, даже в самых чудесных проявлениях Его Божественной Силы – во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время несть Бога пред очима его (Афанасий, Иоанн Кронштадтский).

3 Яко ульсти пред ним, обрести беззаконие свое, и возненавидети.

Он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его. Не тот исповедывается, кто сказав: я согрешил, и остается во грехе, но тот, кто обрел беззаконие свое и возненавидел. Ибо какая польза от тщательности врача для больных, когда больной делает то, что расстраивает его жизнь. Так нет пользы и от прощения грехов тому, кто продолжает делать неправду. Но когда оставляется грех? – Когда добродетели в душе мысленно произведут в ней ненависть к противоположным страстям (Василий В.).

4 Глаголы уст его беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити.

 5 Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова.

Не помышляет он о том, что Бог знает и ненавидит не только грехи, но и самого согрешающего (Афанасий).

6 Господи, на Небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак.

7 Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи.

8 Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут.

Пророк удивляется безпредельной милости Божией и человеколюбию, тому, что спасает Он как людей верных, так и скотски живущих, плотских, но обращающихся к Нему с покаянием. От милости Божией зависит все небесное и земное. Пророк исповедует непостижимость судеб Божиих, называя суды Божии бездною многою, в которой нельзя исследовать основания ни мерою, ни чувством. Ибо и то, что мы знаем, есть дело премудрости Божией. Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать и не роптать, и не унывать, когда не знаем его: ибо правда наша – есть соразмерное разделение по справедливости разума, а правда Божия есть исправляющая и воздающая по божественным законам (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст).

9 Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я.

 Когда божественное Писание говорит об опьянении, оно разумеет не опьянение вином, но умудряющее действие слова. Упиются, т.е. насытятся. Дом Божий – Церковь святая, тук ее – Божественная благодать, исходящая от потока сладости Святаго Духа. А некоторые под потоком сладости подразумевают причастие Пречистого Тела и Крови Христовой (Златоуст, Феодорит).

10 Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет.

Бог есть Свет. Во Свете Твоем, т.е. в просвещении Духа узрим Свет истинный, который просвещает всякого человека (Ин. 1, 9). Дух в Себе показывает славу Единородного, и в Себе сообщает ведение Бога. Поэтому путь Боговедения – от единого Духа, через Единородного Сына, к единому Отцу. Здесь богословие Троицы: от Света Отца принимаем Свет Сына во Свете Духа (Василий В., Григорий Богослов).

11 Пробави милость Твою ведущим Тя, и правду Твою правым сердцем.

Знающим Бога просит продолжать Божественную милость, а правым по сердцу и незлобивым – всегда подавать праведную помощь и достойное воздаяние (Кирилл).

12 Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене.

Пророк испрашивает в молитве помощи у Господа избежать уязвления стрелою гордости. Потому что все другие страсти направлены или же против согрешающих, или людей; эта же против Самого Бога; Господь же гордым противится (Иак. 4, 6). Новейшие учители любопытно толкуют это место, говоря, что гордость имеет одну только ногу, потому что гордый надеется только на самого себя и весь полагается на себя. Или же, что она подобна некоему чудовищу и животному с одной ногой. Рука грешнича – есть демонское побуждение на постыдные дела (Кассиан, Афанасий).

13 Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати.

Давил как бы перстом указывает на погибель нечестивых в будущем веке. Тамо, на Страшном суде Божием, вси делающии беззаконие изриновени будут в геенну огненную во веки (Иероним).

Псалом Давиду, 36

Псалом содержит спасительное лекарство малодушным, которые, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием Промысле. Пророк убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах; ибо праведных за злополучие временное ожидает благополучие вечное (Афанасий).

1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.

2 Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут.

Пророк, как духовный врач, убеждает встречающиеся скорби переносить благодушно, а благоденствия лукавых признавать достойными всякого сожаления, ибо: всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис. 40, 68) (Феодорит).

3 Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.

4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.

Пророк показывает пользу упования на Бога. Преимущественное же благо получают те, которые в наслаждение себе вменяют непрестанную молитву к Богу. Насладися Господеви, т.е. непрестанно собеседуй с Господом (Феодорит).

5 Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит.

6 И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне.

Верный человек все помыслы сердца своего открывает в молитве к Богу Сердцеведцу, непрестанно прося Его благодатной помощи (Афанасий).

7 Повинися Господеви, и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.

Повинися Господеви, т.е. отступи от зла, ибо кто согрешает, тот непокорен Господу. Излагает здесь две достославные добродетели: покорность и молитву. Ибо в смиренном повиновении Господу заключается исполнение всех заповедей Его, а молитва – есть как бы некое умственное благоволение и благоухание Богу (Кирилл).

8 Престани от гнева, и остави ярость: не ревнуй еже лукавновати.

9 Зане лукавнующии потребятся: терпящии же Господа, тии наследят землю.

Кающемуся не должно гневаться, не злопамятствовать, но прощать всем грехи их. Человек на человека сохраняет гнев, – говорит Премудрый, – а от Господа ищет исцеления (Сир. 28, 3). Эта нечистая страсть – гнев воспламеняет даже благоразумных, и не так, чтобы одного смущала, а другого нет, но вынуждаюсь сказать, что смущает всех людей, кроме совершенного... Нужна усердная молитва против этой страсти. Лукавство – есть произвольное злодеяние: ибо иное дело делать зло по незнанию и как бы побеждаясь оным, и иное – нарочно делать зло; последнее есть такое зло, по которому и диавол называется злым (Златоуст, Кирилл).

10 И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши.

Весьма коротка жизнь человека и сократилось время телесной жизни. Поэтому и грешник, быв застигнут кончиною жизни, не увидит своего места, ибо переселится без сомнения во ад. Впрочем, и оставшиеся в живых не узнают этого места, по причине осквернения его многими беззакониями (Кирилл).

11 Кротцыи же наследят землю, и насладятся о множестве мира.

Кроткими называются великодушные и терпеливые, побеждающие страсть гнева. Им-то достойно предоставляется наследовать вечную землю, поскольку они часто лишались благ этой временной жизни по своей кротости и нелюбопытству. Насладится же множеством мира тот, кто не принимает образов лукавых духов и чрез это не умышляет греха, но строгий приговор произносит на земле сердца своего, воздавая должное греху (Феодорит, Исихий).

12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.

Можно это понимать о диаволе (Афанасий).

13 Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его.

Грешный не терпит добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, поэтому он наблюдает, как бы низложить непорочного. Хотя праведник и не знает этого, но всевидящий Бог посмеивается суетным злоумышлениям нечестивого, зная, что в назначенный Им день воздаст одному вечную жизнь, а другому – вечное мучение (Афанасий).

14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.

15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.

И это подает утешение обидимым, ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутывается в собственных сетях (Феодорит).

16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.

Лучше сделаем немногое со страхом Божиим, нежели многое и большое со смущением. Недостатки ли вас будут смущать, вспомните слова Христа Спасителя: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лк. 12, 31) (Варсонофий).

17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.

18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.

Достояние непорочных – Царство Небесное (Тихон).

19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся: яко грешницы погибнут.

Праведники во время глада и общей скудности насытятся так, как Илия во время голода был питаем вороном, и многие другие, которые чудесным образом получали пищу от Бога. Во время гонений Сам Господь Духом Святым пропитает верующих в Него. В переносном смысле Пророк указывает, что усердные к изучению Писаний не будут испытывать глада слышания слова Божия (Амос. 8, 11), а грешников постигнет голод святых учений (Златоуст, Афанасий, Кирилл).

20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.

Люди богоненавистные по своим беззакониям после того, как цвели несколько времени и казались знаменитыми и славными, исчезли наподобие дыма (Феодорит).

21 Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит, и дает.

Грешник не воздает благодарением за то, чем был облагодетельствован от Бога. А праведный – воздает щедротами и подражает своему Владыке. Нечестивый желает весь день похоти злыя, праведный же милует и щедрит нещадно (Притч. 21. 26) (Афанасий).

22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.

Бог так много печется о праведнике, что даже милует и тех, которые уважают и прославляют его; как напротив того наказывает тех, которые не уважают и безчестят его; почему Он и Аврааму сказал: благословлю благословящыя тя, и кленущыя тя проклену (Быт. 12, 3) (Феодорит).

23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело.

Христианское мудрое рассуждение, что во всех делах человеческих Промысел Божий присутствует! Итак, прежде всего нам должно иметь твердую веру в Бога: ибо без Него ничего доброе не делается, как и Сам Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5) (Иоанн Тобольский).

24 Егда падет, не разбиется: яко Господь подкрепляет руку его.

Хорошо подвижнику не падать, но если пал, неужели погиб совершенно? – Никогда. И для него есть утешение: не разбиется, так как имеет опорою Бога. И всякому падающему грехом не желает человеколюбивый Бог разбиться, но подкрепляет немощь его Своею Божественною помощью, ожидая, что опять восстанет цел и невредим через покаяние. Пал только тот, кто после согрешения предался всякому греху (Златоуст, Афанасий).

25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы.

Праведника никогда Господь не лишает Своего промышления, даже о родстве его прилагает Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. И Соломона, впавшего в нечестие, терпел за отцовское боголюбие (Феодорит).

26 Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет.

Праведный своей щедрой благотворительностью посредством денег, вещей, слов и советов – милует получающих, а взаим дает Богу всех их, по слову Премудрого: милуяй нища, взаим дает Богу (Притч. 19, 17) (Феодорит).

27 Уклонися от зла, и сотвори благо, и вселися в век века.

Богом взыскуется от человека благое произволение, которое должно быть постоянным. И если прежде грешник не возненавидит грех, то не возможет стать делателем правды (старцы Египетского скита).

28 Яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.

Недаром Богом соблюдаются разные племена и народы с заблуждениями относительно единой божественной истины. Даже ради одного обратившегося к истине Господь сохраняет целое поколение, из которого он происходит. Например: многострадальный Иов был потомком возненавиденного Богом Исава; а отцом по плоти патриарха Авраама был язычник Фаран. Если же какое племя или народ будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда это семя нечестивых истребится (Амвросий Оптинский).

29 Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней.

Не чувственную землю. Ибо по всеобщем воскресении вся тварь по велению Божию должна измениться и обновиться и соделаться духовною, и духовные должны наследовать землю духовную и невещественную, нетленную и вечную. Небо станет несравненно блестящее и светлее; земля восприимет новую и неизреченную красоту, одеявшись в многообразные неувядаемые цветы, светлые и духовные; солнце будет сиять в семь раз сильнее, чем теперь. Весь мир соделается духовным и божественным и соединится с умным миром (ангельским) – и явится Иерусалимом небесным. Этой земли не наследовал еще ни один человек: все мы странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13). Когда же земное соединится с небесным, тогда и праведницы наследят обновленную землю (Симеон Новый Богослов).

30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд.

Приличное дело святых – изрекать мудрость, ибо святыми отвергнуто пустословие. Сребро разжженое язык праведного, сердце же нечестивого – ничтожество (Притч. 10, 20). Судом называется правильное рассуждение о каждом предмете. У праведника слово не бывает без рассмотрения: рассудив, как должно сказать, он в свое время говорит и молчит, потому что устне мудрых связуются чувством (Притч.15,7) (Кирилл).

31 Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.

Постоянно беседующий с Богом получает от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. В беседах праведный не согрешит языком и не сможет быть уловлен в слове, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Приимем (же) и мы в сердца наши закон Духа Божьего, как обещал Он: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер. 31, 33), чтобы хранить ум в истине, а речь – в простоте, чтобы иметь ум Христов (1 Кор. 2, 16) и ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4), не являя одно в сердце, а другое во внешнем. Ибо ненавистен у Бога ложный и притворный нрав. Недаром Господь непреложно нам возвестил, что оскверняющее человека изнутри, из сердца исходит (Мк. 7, 23) (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).

32 Сматряет грешный праведнаго, и ищет еже умертвити его.

33 Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему.

Владыка неба и земли не оставит без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, но устроит так, что праведник перескочит все эти лукавые сети (Феодорит).

34 Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником, узриши.

Превосходное дело терпение, потому что производит опытность, а она упование, которое не посрамится. Во всем богодохновенном Писании мы найдем, что терпение прославляется, как ведущее ко всякому добру (Кирилл).

35 Видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры Ливанския.

36 И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его.

Превозносящиеся лжеименным разумом, и представляющие, что постигли тайны Всевышнего Бога, называются также кедрами. И их истребление – мгновенно. Мимо идох, и се не бе (Василий В., Феодорит).

37 Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.

38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.

Предлагает увещание и совет не обращать взора на скорби временные, но заботиться о простоте сердца в надежде будущего воздаяния. Ибо Бог в награду человеку мирному дает такое же благочестивое потомство, а самому ему, по смерти, неизреченные блага, по сказанному: блажени мертвии, умирающии о Господе, дела бо их ходят в след с ними (Апок. 14, 13). Беззаконницы же напротив того потребятся с останками своими, так как в похотях и беззакониях своих погубили все наследие свое (Афанасий, Феодорит).

39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.

40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Углубись умом и сердцем в эти божественные слова Духа – они не нуждаются в человеческом изъяснении.

КАФИСМА ШЕСТАЯ

1 Псалом Давиду,
в воспоминание о субботе, 37

О ревностном покаянии божественного Давида возвещает превосходство его исповедания. Не терпя греховного струпа, выставляет он на вид болезнь и лекарство, обращая это в повод сделать наставление людям. Просит Бога даровать ему субботство, т.е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием. Поэтому и псалом этот есть покаянный третий (Афанасий, Феодорит).

2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене:

Слова, употребляемые в псалме в отношении к Богу, это слова человеческие, но смысл их должен быть богоприличный. Гневается Бог не по страсти, но праведным возмездием и наказанием. Давид обращается к Богу как больной к врачу, а не как преступник к судии (Златоуст, Феодорит).

3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.

Стрелы – беды, скорби, болезни. Рука – наказание за грех. Многие изнемогли от болезненного приключения по неразумию, не ожидают полезного окончания его, но в негодовании на строгость попечительности остаются при немощах своего неразумия (Василий В., Афанасий).

4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.

Лице грехов – есть воображение и воспоминание их, так как грех каждого пред лицем каждого всегда (т.е. памятование о грехе). По причине греха изнемогает крепость телесных и душевных сил и теряется мир помыслов (Афанасий).

5 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

Только восчувствовавший свои грехи может сказать эти слова, ибо поистине грех тяжек и бремя (греха) тяжкое и неудобоносимое. Ничто так не ослепляет мысль и не обременяет ее долу – как сознание греха (Златоуст).

6 Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего.

Давид свидетельствует о мерзости греха: ибо нет ничего грязнее и сквернее греха. И действительно: грех, по своей природе, хуже и зловоннее всякой гниющей язвы. Таков вообще грех. Прежде, чем будет сделан, он доставляет некоторую приятность, но после совершения его появляется горесть и печаль. Всякая душа, неосоленная небесною солью Святаго Духа, загнивает и наполняется всяким зловонием лукавых и суетных помыслов; закрадываются в нее злые и страшные черви, т.е. лукавые духи, которые гнездятся и растлевают ее (Златоуст, Макарий В.).

7 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.

Души грешников как бы зверями изъязвляются и пожираются, и покрываются как бы гноем и гнилостью. От гниения греховных ран человек делается дряхл и погорблен, обличается угрызениями совести, срамом и стыдом. Весь день, т.е. в течение всей жизни сетуя, он помнит о своем беззаконии... (Василий В., Максим Грек).

8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.

Лядвия – чресла (Феодорит, Иероним).

9 Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего.

Озлоблен своими грехами и потому смирихся до зела, до крайности. Рыках – ревел от стенания сердца своего. Ибо совесть, уязвляющая сердце, производила в нем стенания (Кирилл).

10 Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися.

Это слово учит нас не скрывать грехов своих и не держать их в глубине души, как черноту и гниль, но исповедывать их нещадно (Василий В.).

11 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.

Пророк сильно воздыхает от тяжести внутренней брани, по причине удаления от него света очей Святаго Духа за грехи (Василий В.).

12 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася, и сташа.

13 И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою: и ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся.

Друзья и домашние прямо мне сташа – против меня стали поступать враждебно и явно мне противостали; и даже ближние от страха отделились от меня. Бог попустил этому произойти за грехи мои. Под ближними подразумеваются и ангелы, которые удаляются от человека за грехи его. Ищущие же душу демоны от этого сильнее нападают. Льстивным весь день поучахуся – замышляя всякий день козни (Феодорит, Афанасий).

14 Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих:

15 И бых яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения.

16 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.

17 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.

Это яснее показывает история... Ибо когда отцеубийца Авессалом осуждал решения отца и когда изменник Семей метал языком и рукою и злословил Давида – последний великодушно в молчании переносил обиды: потому что все упование свое возлагал на Господа, сказавшего: Мне отмщение, Аз воздам (Евр. 10, 30). Некоторые из толковников относят это и ко Спасителю, Который на злоречия врагов не отверзал уст своих (Феодорит).

18 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.

19 Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем.

Никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием грехов без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться. Давид не довольствуется одним исповеданием, но заботится и об удовлетворении за содеянное. Что пользы открыть язву, а подобающего к ней лекарства не приложить? (И не исправить жизни своей) (Димитрий).

20 Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.

21 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.

Непримиримой злобе врагов Давид противостал своим долготерпением, надеясь этими скорбями умилостивить Бога. И гоним был Давид только за то, что гонях благостыню, т.е. чистосердечно и благонамеренно со всеми поступал (по Зигабену).

22 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.

23 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Такова должна быть смиренная молитва всякого просящего помощи Божией.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь