Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, псалом Давиду, 108



Давид изображает страдания Христовы и будущее наказание Иуде и другим некоторым таковым. Должно же знать, что все сказанное в виде желания, говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине их злобы. Сперва говорит псалом об Иуде, а затем и против людей, восстающих на священство, и об участи тех, которые обижают ближних (Златоуст, Афанасий).

1 Боже, хвалы моея не премолчи:

Эти слова говорит Христос. Как Человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою Он называет страдания. И в божественном Евангелии Он называет их славою, когда говорит: прииде час, да прославится Сын человеческий (Ин. 12, 23) (Феодорит).

2 Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым.

Уста грешнича – уста диавола; уста льстивого – уста Иуды предателя; потому что оба говорили против Христа (Афанасий).

3 И словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

Видишь ли лукавство в высшей степени? Оно-то особенно оскорбляет Бога, именно: когда злое дело производится с намерением, с умыслом и великим усилием (Златоуст).

4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся:

5 И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

За благодеяния и любовь к народу иудеи возненавидели и распяли Христа, но Он за них молился и просил: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). Это любомудрие, смирение, кротость, благоговение души. Это сильнейшее оружие и непобедимое заступление (Златоуст).

6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его.

Это пророческое выражение имеет значение будущего времени и имеет только вид повеления, вместо: будет начальствовать (станет) диавол над Иудою (Афанасий, Феодорит).

7 Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех.

Несчастный был осужден и своей совестью, и от иудеев, которые сказали: что нам до того? смотри сам (Мф. 27, 4). И молитва его да будет в грех, подобно как и многих других: таковы язычники, которые молятся идолам и твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа. А также и тем, которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или находясь во вражде молитва бывает в грех – за недостойное дерзновение беседовать с Богом (Афанасий, Димитрий).

8 Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин.

Это случилось не только с Иудою, но и со всеми неверными иудеями. Ибо Иуда после предательства тотчас повесился и апостольство его по жребию получил Матфей, как повествует об этом первоверховный Петр (см. Деян. 1, 20, 26). А из враждовавших иудеев одни были истреблены, а другие отведены в рабство. Достоинство их получили христиане (Феодорит, Епифаний).

9 Да будут сынове его сири, и жена его вдова.

Эти и последующие слова нельзя разуметь об Иуде (ибо Писание об этом не упоминает), но Давид этим предсказывает о ком-то другом, злоумышлявшем против священников, на котором и исполнилось это пророчество – чтобы мы знали, как велико зло восставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду. В высшем смысле: сыны – помыслы, сири – как лишенные благодати Христовой; а жена – душа есть, потому что и она стала вдовствовать в беззаконии, отпадши от Христа (Златоуст, Афанасий).

10 Движущеся да преселятся сынове его, и воспросят, да изгнани будут из домов своих.

11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его.

12 Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его.

13 Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его.

14 Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится.

15 Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их.

Как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например: благочестие Давида – Соломона; так и злонравие отцов может навлечь наказание на подобных им детей, как соучастников злодейства отца своего (Феодорит).

16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.

Разумеет Самого Господа, Который обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9). И умилена сердцем умертвити, т.е. скорбящего. Ибо Христос скорбел, видя их погибель (Афанасий).

17 И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него.

18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его.

19 Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

20 Сие дело оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою.

Псалмопевец внушает, что бедствия у всех людей происходят от собственной их вины, когда они собственными своими делами и поступками отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. И не только за дела, но и за слова полагаются жесточайшие наказания (Златоуст).

21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.

Господь молится здесь Отцу, как Человек, чтобы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы, таким образом, чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию (Златоуст).

22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.

Об этом находим в священном Евангелии. Ибо исходя на страдание, сказал Он: ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей (Ин. 12, 27) (Афанасий, Феодорит).

23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи.

Христос проводил жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место; и подобно уклонившейся тени – принял конец жизни. Сень – тень, прузи – гусеницы (Афанасий).

24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.

Видишь ли, какое Он оружие употреблял против козней и злобы на Него? Он проводил жизнь, не допускавшую никаких излишеств, но строгую и суровую (Златоуст, Феодорит).

25 И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими.

Это исполнилось на кресте (см. Мф. 27, 39) (Афанасий).

26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей.

27 И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.

28 Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

Этими словами научает нас любомудрию и показывает, что хотя бы люди предавали праведника безчисленным бедствиям, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них, но на них же самих обратится стыд и безчестие (Златоуст).

29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся яко одеждею студом своим.

Смотри, как просит, чтобы они были преданы не наказанию, а стыду и посрамлению, чтобы это послужило для них уроком ко исправлению и поводом к перемене их к лучшему (Златоуст).

30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его.

Христос – есть глава Церкви, а верующие называются телом Христа; и поэтому песнопения Церкви Господь именует собственными Своими песнопениями. Ибо устами Церкви восхваляет Отца (Афанасий, Феодорит).

31 Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

Убогий разумеется Христос Сын Божий, обнищавший ради нашего спасения. В нравственном отношении убогий есть и тот, кто всегда имеет в душе смиренномудрие, кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога (Максим).

КАФИСМА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Псалом Давиду, 109

Божественный Давид пророчествует здесь о Христе. И Сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии, когда спрашивал фарисеев: «Что вам мнится о Христе? Чей Он Сын?» (Мф. 22, 42). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида, а что Он был Господом Давида (по божеству), того вовсе не знали. Почему Господь и научает, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Псалом весь исполнен небесных таинств, и, как солнце, сияет светлостью Православной веры (Феодорит).

1 Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

Давид, по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу, т.е. Богом Отцом Богу Сыну, как Богочеловеку и Спасителю мира: седи одесную мене; т.е. имей со Мною одинаковую честь и власть. Это сказано по человечеству, потому что Сын как Бог имеет престол вечный. По страдании, не как Бог сподобился этой чести, но как Человек принял то, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний. Дондеже употреблено в значении всегда; значит: положу навсегда враги твоя – диавола и демонов и всех противящихся евангельской проповеди. Это не потому, будто Сын не имеет силы; ибо все принадлежащее Сыну принадлежит и Отцу и наоборот: Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Ин. 17, 10), т.е. все дела их общи. Престол Давидов и царское седалище есть священство во святой Церкви, в которую Господь перенес престол Давидов, пребывающий вовек (Златоуст, Феодорит, Пелусиот, Епифаний).

2 Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих.

Жезл силы – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. Крест святой послан от Сиона, ибо там Единородный принес Себя в жертву. Господствуй посреде врагов твоих – это пророчество светлее солнца: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками. Так побеждали апостолы, имея Христа в себе (Златоуст, Феодорит, Исихий).

3 С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя.

Пророк представляет говорящим Самого Бога. Днем силы называет время Страшного суда Христова, когда предстанут со Христом на Суд лики святых ангелов и угодников Божиих, каждый в своей светлости (величии), подобно многим звездам на небе. Из чрева родих Тя – эти слова говорит для людей, пресмыкающихся по земле, чтобы показать истинное рождение Сына от Бога Отца, прежде денницы, т.е. прежде восхода утренней звезды. Этим указывает, что существует Он не от века только, но прежде века, и не до века только – но безконечно (Златоуст, Феодорит, Епифаний, Афанасий).

4 Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

Клятся Господь сказано по-человечески, потому что божество не знает страдания, а раскаяние – есть страдание. Это не действительная клятва, но свидетельство того, что непременно сбудется. К имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу – Бог Отец взывает: Ты Иерей во век не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но по чину Мелхиседекову всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих. Этот Мелхиседек был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. Мелхиседек без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см. Евр. 7, 3). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится Мелхиседек, хотя и это был человек подобострастный нам? – Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти, и безматерен на небесах по Духу, по божеству Который всегда пребывает (Златоуст, Феодорит, Епифаний).

5 Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари:

Сам Господь Бог Отец будет одесную Тебе, Иисусе Христе во время Твоих страданий, – говорит Пророк. Слова: одесную Тебе, как и в первом стихе: седи одесную Мене – не означает какого-либо места, но единение Сына с Отцом и совершенное равенство. Ибо если действительно Сын по правую руку Отца, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. Угроза сокрушения относится ко всем врагам Церкви. День гнева – время суда (Златоуст, Исихий, Афанасий).

6 Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

В день Страшного суда казням всякого рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни подвергал их многим вразумлениям, низлагая их гордость и научая познать силу Его (Феодорит).

7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.

Давид показывает простоту образа жизни Христа, Его смиренное обращение, что проводил жизнь самую простую, что пил даже из потока. Пищею Его был ячменный хлеб. Такой любомудрый образ жизни Он проводил для того, чтобы научить воздерживаться от чревоугодия, презирать пышность, попирать тщеславие. Сего ради вознесет главу – этим показывает плоды такой жизни, то, что простота не только не причинила вреда плоти Христовой, но и вознесла ее на невыразимую высоту (Златоуст).

Аллилуиа, 110

Псалом представляет благодарственную песнь Богу за Его благодеяния роду человеческому (Златоуст).

1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, в совете правых и сонме.

Исповеданием называет благодарение, которого Бог особенно требует от нас; ибо оно есть признательность души и рана для диавола. Все сердце мы должны предать Ему, как полагает и закон: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Совет правых и сонм – где двое или трое собраны во имя Господне, во святой Церкви (Златоуст, Афанасий).

2 Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его.

Все, что угодно Господу, творит Он; каждое творение Его исполнено премудрости и привлекает от всех хвалу (Феодорит).

3 Исповедание и великолепие дело Его: и правда Его пребывает в век века.

Каждое дело Его, каждая видимая вещь располагает зрителя к исповеданию (благодарности) и великолепию (достойному славословию) Творца. Даже самые наказания Божии есть благодеяния, ибо служат к исправлению, назиданию и пресечению зла, так как Бог все делает по любви. Правда Его пребывает в век века – это говорит в утешение тем, которые соблазняются несчастьем своим; Бог удерживает гнев Свой и откладывает праведное воздаяние, призывая людей к покаянию. Ибо если бы Бог стал наказывать каждый грех тотчас, то давно бы род человеческий был истреблен. Бог принимает приносимое людьми как величайший дар, и из приносимого всего приятнее Ему, если душа, хорошо познавая отношение вещей, – все, что делает доброго, в чем трудится для Бога, что уразумевает и познает – Ему вменяет и Ему все восписует; ибо сказано: исповедание и великолепие дело Его (Златоуст, Макарий В.).

4 Память сотворил есть чудес Своих: Милостив и Щедр Господь.

В каждом поколении не переставал Бог творить чудеса, пробуждая людей грубых чудесными действиями (Златоуст).

5 Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой.

Пища верных Христовых – Пречистое Тело Его и Животворящая Кровь. Бог часто питал Своих людей и чувственною пищею, в случае нужды и недостатка их, как пропитал Илию, Даниила во рву, народ еврейский и многих других. Потому-то слова эти прилично говорить священникам при благодарении после обеда (Афанасий, Дидим).

6 Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык.

7 Дела рук Его истина и суд: верны вся заповеди Его,

Бог совершает все по истине (человеколюбию) и правосудию (правде). Ибо если бы Он употреблял одно человеколюбие люди все пали бы в нерадение; а если бы, напротив того, употреблял одну правду – то все погибли бы и никто не спасся (Златоуст).

8 Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте.

Нет в заповедях Его ничего неправого, или запутанного, или неясного, или сказанного в угодность чью-либо, или в обиду, но все на пользу и употребление (Златоуст).

9 Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой: свято и страшно имя Его.

Для спасения людей Своих послал Бог Отец Сына Своего и установил завет евангельский во веки. Свято и страшно имя Христово, достойно удивления и изумлении; Его трепещут бесы, страшатся болезни; Им – низлагаются враги; Им – совершены безчисленные дела; Им – освящаемся в совершении святых Тайн. Но для прославления имени Его нужны уста святые и чистые (Златоуст).

10 Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века.

Начало – значит источник, корень, основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования. Премудростию называет не красноречие, но знание божественных предметов. Истинный страх – есть прилежное исполнение заповедей Господних; ибо без него (страха) все остальное безполезно – и воздержание от пищи и долгое пребывание в молитве. Страхом же Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27). Начало премудрого спасения души – есть хранение и исполнение заповедей. Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и хвалении Его в век века (Златоуст, Максим Грек, Григорий Богослов, Феодорит, Евсевий).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь