Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Й а д ж н а и ее п р о и с х о ж д е н и е



Йаджна это ведический метод поклонения Вишну посредством предложения гхи, зерен, пряностей, фруктов и т.д. в священном огне в сопровождении пения мантр. Согласно Амар-коше слово йаджна происходит от санскритского корня йаджа – поклоняться. В Пуруша-сукте (Риг-веда 10.19.16) мы читаем, что когда полубоги были созданы Господом, они пожелали поклоняться Ему, следуя системе йаджны. Посредством воли и созерцания они предложили Самого Господа как первое возлияние для сотворения вселенной. Такой была первая йаджна («йат пурушена хавиша дева йаджнам атанвата»), от которой возникли первые элементы жизни («тани дхармани пратхаманй асан»). Кроме того, Пураны описывают, что все йаджны имеют свою основу в Верховном Господе; «йаджна-варахасйа шарирам йаджнатам агат», все разнообразие йаджны возникло из тела Йаджна-варахи.

 

 

О г о н ь

 

Йаджна включает в себя установление бога огня, Агни, и совершение поклонения ему. Первая мантра Риг-веды называет его хотой, или главным жрецом при совершении жертвы. Его служение состоит в том, чтобы действовать в качестве уст Вишну, несущих подношения Господу. Говорится, что дерево в огне это уши Агнидева, дым – его ноздри, маленькие огни пламени – его глаза, угли – его голова, а полностью пылающее пламя – его язык. Таким образом, наилучшим подношением является то, которое предложено языку Агни.

Огонь для йаджны можно принести из дома брахмана (имеется ввиду взять от его ежедневной домашней йаджны), взять от лампады из комнаты Божества, создать посредством произнесения мантры, разжечь вращением палочек арани или воспламенив камфору на чистой тарелке из колокольного металла с помощью увеличительного стекла и направленного солнечного света.

 

Во время обрядов кушандика в различных церемониях и самскарах для вознесения подношений Господу призываются разные формы Агни:

 

Виваха (свадьба) – Йоджака Агни

 

Дхрити - хома (вхождение в дом) – Дхрити Агни

 

Чатуртхи - хома (устранение препятствий) – Шикхи Агни

 

Пумсавана (обряды для рождения сына) – Чандра Агни

 

Симантоннаянам (разделение волос жены) – Мангала Агни

 

Шошьянти - хома (обряд для безопасных родов) – Мангала Агни

 

Нама - карана (церемония наречения именем) – Партхива Агни

 

Пауштика - карма (обряд для здоровья ребенка) – Балада Агни

 

Анна - прашана (обряд первых зерен) – Сучи Агни

 

Чуда - карана (обряд обрезания волос) – Сатйа Агни

 

Упанаянам (реформирующие обряды для брахмана) – Самудбхава Агни

 

Самавартана (церемония окончания обучения) – Теджо Агни

 

Удичья - карма (заключительные обряды йаджны) – Видху Агни

 

Васту - хома (вхождение в новый дом или строительство нового дома) – Праджапати Агни

 

Дикша - хома (инициация) – Вайшнава Агни

 

Нитья - хома (йаджна ежедневного поклонения Божеству) – Вайшнава Агни

 

 

М а н д а п а

Мандапа это место, где находится йаджна-кунда и совершается церемония. Мандапу нужно  окропить чистой водой, очистить смесью воды и коровьего навоза, украсить напольными рисунками, банановыми деревьями, листьями, гирляндами, флагами, мангала-гхатами (благоприятными горшками, установленными посредством мантры) в восьми направлениях и четырьмя Ведами, которые устанавливаются в горшках в четырех главных направлениях.

 

К у н д а

 

Посреди мандапы делается квадратная яма минимальным размером в одну хасту (расстояние от локтя до кончика среднего пальца, приблиз. 18 дюймов) с шагом в одну мушти с каждой стороны (мушти – ширина кулака, приблиз. 3 дюйма). Для удобства можно сделать кунду большего размера в зависимости от имеющейся площади, церемонии, числа гостей и т.д. Яму можно окружить одноступенчатой или трехступенчатой стенкой. Если невозможно соорудить кунду, то йаджна совершается на песочном основании тех же размеров (это называется стхандила*). В Кришна Яджур Веда-самхите утверждается:

 

              ведищ ча самамарджаноддананадибхих

              самскараих самскрта бхумих //

«Когда сооружается йаджна-кунда, все устраивается наилучшим образом –

богатство, благосостояние, энергия, здоровье и духовное знание».

 

Д е р е в о

Дерево должно быть нарезано в соответствии с размерами кунды, и некоторые палки должны быть размером в одну прадешу (приблиз. 9 дюймов). Следует избегать использования любого дерева, бывшего в употреблении (т.е. корзин, старых стульев и т.д.), сырого дерева, дерева из грязных мест, оскверненного нечистыми предметами, изъеденного червями, имеющего колючки, и дерева с горьким, молочным или кислым соком (нима, баньяна или сосны).

 

 

В о з л и я н и я 

 

Обычно возлияния, предлагаемые огню, состоят из гхи, ячменя и семян сезама, хотя можно добавлять и другие ингредиенты, такие как гур, сухофрукты, трава дурва, камфора, семена лотоса и др. В некоторых йаджнах предписывается предложение чару, который можно приготовить двумя способами. Либо вы делаете сладкий чару и готовите его так же, как сладкий рис с изюмом, кардамоном и т. д., либо делаете чару по рецепту кхичури. В обоих случаях нужно дополнительно добавлять гхи, чтобы подношение легко сгорало в огне.

 

В заключительном подношении (пурна-ахути) можно предложить фрукты, новую одежду, харитаки, пан, орехи бетеля, цветы, наваратну и т.д. Остатки от пурна-ахути принимаются, как прасадам после йаджны, поскольку это окончательное возлияние является подношением Господу и совершается для Его удовлетворения. Карма исполнителя не оскверняет заключительное подношение.

 

Как объясняется в Хари-бхакти-виласе в цитате из Нити-шастры, духовный учитель принимает реакции за действия своих подчиненных:

 

ом раджанам растра-кртам папам раджа-папам пурохитам /

бхартанам стри-кртам папам щишйа папам гурум враджет //

«Царь страдает за грехи граждан, раджа-гуру – за грехи царя, муж – за грехи жены, а гуру – за грехи учеников».

 

________________________________________________________________________________

 

*см. Приложение IV.

 

_________________________________________________________________________________

 

 

Ж р е ц ы

 

В йаджне могут участвовать следующие четыре жреца (ритвики):

 

Х о т р: жрец, который вызывает Господа и поклоняется Ему через посредство огня.

У д г а т р: жрец, отвечающий за воспевание мантр.

А д х в а р ь ю: жрец, который подготавливает и устанавливает принадлежности, и разжигает священный огонь. Он наблюдает за тем, чтобы церемония проходила спокойно.

 

Б р а х м а: глава церемоний. Он следит за правильным произношением мантр, исправляет ошибки, допускаемые во время проведения обрядов, и следит за правильным горением огня.

 

Если есть только три жреца, то ими должны быть адхварью, удгатр и ритвик (хотр), если два, то удгатр и хотр, а если только один, то это должен быть хотр.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь