Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СРАВНЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ



Кионова В.

СРАВНЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

Курочкина Н.А

ДЕТЯМ О КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ

Глава I

КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ

СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Глава II

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 3—7 ЛЕТ

С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

ВЛИЯНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КНИГИ

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева, Р.И. Чуднова и др.). Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Исследования В.А. Езикеевой и Т.А. Репиной подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.

Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Возникает «внутреннее содействие» положительным героям произведения, «мысленное прослеживание» словесно описанных событий. Поэтому старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (3—7 ЛЕТ).

(...)

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)

 

С книжкой маленький ребенок знакомится очень рано, и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать – читать рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунков надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства художественной выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.), цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных, птиц.

У детей следует формировать представление о книге как особом предмете, к которому необходимо относиться бережно. Детям нужно доступно объяснять значение рисунков в книге, рассказывать, кто их создает.

Начинать знакомство можно, показав детям «книжку с сюр­призом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ребенка ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие. Взрослый привлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматривает их, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т.д.); если есть подписи, читает их. Перед открыванием каждой странички взрослый говорит: «Что же еще интересного нарисовал художник?» – вызывая у детей ожидание. Когда книжка рассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась она вам? Давайте ее аккуратно и бережно положим, чтобы потом еще посмотреть».

Одной из первых книг, с которыми знакомятся малыши, может быть книжка-игрушка (образ): собачка, матрешка, сундучок. Обычно это плоскостное силуэтное изображение какого-либо предмета, но на каждой страничке он предстает по-разному, доставляя тем самым удовольствие ребенку.

... в младшем дошкольном возрасте детям следует давать предметную картинку, изображающую отдельные предметы или образы, книжку-картинку. При этом картинки могут быть разрознены (каждая отдельно). На картинке изображен один герой (образ, предмет), текста может и не быть. Постепенно показываем картинку с большим количеством персонажей с небольшими подписями.

Взрослый (...) предлагает детям книжки-раскладушки, книжки-ширмы. Рассмотрев и прослушав эту книжку, ребенок включает ее в свою игру: строит из нее домик, использует ее как ширму, прячется за нее и выглядывает, вдруг видит картинки в необычном положении и т.д.

Задача взрослого - привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какая она (он)?» Вопрос «какой?» требует определенного описания - как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т. д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

При рассматривании картинки воспитатель иногда просит детей выполнить ряд игровых действий... Можно предложить ребенку принять определенную позу, показать движение животного, чтобы ребенок почувствовал состояние героя.

Детям можно предложить игру «Расскажи, что ты видишь?». Ребенок рассказывает по картинке, всматриваясь в изображение, а взрослый, поощряя его быть внимательнее..., вовлекая его в своеобразное соревнование, побуждая к наблюдательности и разговору. При этом взрослый использует образные слова, народные выражения...

Можно использовать такую игру, как «Иди и принеси». Воспитатель выставляет на столе книжки-картинки. Ребенку предла­гается подойти к столу и найти образ, названный взрослым. После выбора ребенком картинки воспитатель спрашивает: «Как ты узнал? Как догадался? Расскажи о нем (ней). Какой он? Что он делает?» Затем ребенку предлагается сесть и рассмотреть картинку, рассказать про выбранного героя, прочитать стихотворение, спеть песенку. Игра с подобным содержанием – «Найди картинку про того, кто кричит...» (мычит, мяукает, лает и т.д.). Воспитатель выставляет иллюстрации... с изображением разных животных, птиц. Дети играют небольшой группой. Взрослый задает вопрос, например: «Кто мяукает: мяу-мяу?» - и просит кого-либо из детей найти картинку с этим животным.

После того как ребенок выберет, ему предлагается рассказать о животном: «Какой он? Что делает? Как ты догадался?» Воспитатель помогает ребенку ответить дополнительными вопросами, обращает внимание на некоторые средства выразительности.

Одним из приемов, при помощи которых можно заинтересовать ребенка картинкой, является предложение ему мысленно поставить себя на место изображенного героя. Малыши любят рассказы о них самих. Ребенку интересно рассказывать про себя, интересно действовать руками...

Воспитатель учит детей играть в соответствии с текстом. При рассматривании с ребенком иллю­страции взрослый привлекает его внимание к тому, что написал автор и что нарисовал художник. Хорошо почитать детям потешки, песенки... Читая потешку, взрослый показывает иллюстрации, а затем беседует с детьми, обращая их внимание на те детали, которые придумал художник, на выразительность образов, на их цветовую характеристику, позы и движения; говорит о том, что это сказочная картинка и здесь все сказочное, необыкновенное – так только в сказке бывает.

На следующем этапе мы познакомим детей с книжками, где один герой повторяется, а новые вводятся постепенно... Это дает возможность ребенку распределить свое внимание, видеть и слышать одновременно, связывать в единую цепь действий ряд образов. Следует помнить, что наглядный образ в младшем возрасте очень долго играет доминирующую роль.

Интересной формой работы, способствующей развитию у детей зрительного восприятия, художественного видения, может стать игра-занятие «Чьи это детки?». Цель: обратить внимание на выразительность образов маленьких зверят, нарисованных художником, какие они все разные по внешнему виду и по характеру...; рассмотреть, что они делают, как себя ведут; найти их родителей. (...)

Для детей четвертого года жизни можно организовать драматизацию сказок «Курочка Ряба», «Репка». Для этого хорошо использовать настольный театр (пальчиковый, плоскостной).

Иллюстрации, изображающие отдельные персонажи ... или какие-либо игрушки..., хорошо использовать на различных занятиях: по изобразительной деятельности, музыкальных, по развитию речи детей.

Можно использовать рассматривание иллюстраций к потешкам, стихам в свободное от занятий время: утром, вечером. Провести беседу с родителями, чтобы они при чтении детям книг обращали их внимание на художественные иллюстрации, рассматривали их вместе с детьми, комментируя средства выразительности, которые использовал художник.

 

 

Кионова В.

СРАВНЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь