Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5—7 лет)



...продолжается формирование у детей устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Дети учатся эмоционально откликаться и сопереживать поступкам героев, привлекая свой опыт, личные ассоциации при слушании книги и рассматривании иллюстраций, общаться с товарищами и взрослыми по поводу увиденного. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста и средств выразительности, которые использовал художник для создания изобразительного образа. При этом внимание обращается на жанровый характер произведения (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое), на пространственные свойства рисунка: форма, величина, поза, жест, движение или покой; мимика героя и т.д. Покажем детям роль и выразительность точки, линии, штриха, контура или силуэта, цветового пятна в тех или иных иллюстрациях.

Цветовая согласованность – колорит – поможет понять эмоциональное состояние героев, время года или суток, состояние погоды, общее настроение или отношение художника к изображаемому, послужит более глубокому пониманию жанра или стиля литературного произведения. Отметим и значение композиционного построения изображения на странице и в книге в целом, рассмотрим ее макет и организацию, оформление. Внимание детей обратим на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным рисункам, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.

Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства: «Беседа о том, как Карлсон открыл новое для себя искусство».

После этого можно провести серию практических занятий по формированию у детей знаний и навыков использования таких средств выразительности рисунка, как линия, штрихи, тушевка, штриховка, пятно, точка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами (простой карандаш – мягкий и твердый, цветные карандаши, фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина), возможностями их использования в собственной деятельности.

Теперь пора познакомить детей с техникой рисунка как средством выразительности в книжной графике.

Занятия: «Кто и как создает рисунки в книжках», «Певучая контурная линия», «О рисунках Л. Токмакова к шотландским народным песенкам», «Мир ликующих линий и красок» (мотивы народных росписей в рисунках Т.А. Мавриной), чтение и последующая драматизация потешки «Плетень» (авт. и худ. Т.А. Маврина), «О том, как художник Г.Д. Павлишин придумал рисунки в нанайской сказке «Мэгрен и его друзья», «Изящные рисунки Ю. Васнецова к книге «Шутки. Прибаутки».

Следующий этап работы посвящается ознакомлению детей с таким средством выразительности, как рисунок, передающий движение героев, их характер через позу, жест, мимику, цветовую характеристику образа. Могут быть использованы художественно-развивающие игры, такие как «Угадай, кто что делает», «Чем похожи, чем не похожи?», «Убери лишнюю», «Найди непохожую», «Кому весело, кому грустно?», «Угадай настроение».

Следующая серия игр может быть направлена на привлечение внимания детей к такому более сложному средству выразительности, как мимика. Здесь можно начать с опыта повседневной жизни: обратить внимание детей на мимику их товарищей, когда они смеются, плачут, сердятся. Хорошо показать детям пиктограмму человеческого лица в его разных состояниях. Обговорить с детьми, что выражает каждое лицо.

После этого предложить игры по типу лото: «Угадай настроение», «Кто смеется, кто плачет», «Кому весело, кому грустно», «Отгадай, какой характер у героя».

Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике: «О том, как цвет в иллюстрации помогает узнать состояние природы», «Когда весело, когда грустно» (художник цветом передает настроение героя).

Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками-иллюстраторами.

2 – 3 следующих занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (И.Я. Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов и др.). Занятия: «Беседа о сказке», «Рисунки к сказкам о животных», «Рисунки к сказкам о волшебстве».

Хорошо провести театрализацию сказок, викторины, турниры знатоков русских сказок с участием родителей, праздники сказки и т.д. – конечно, с использованием изобразительной деятельности детей, музыкальные занятия, просмотр кино- и диафильмов. На занятиях по развитию речи дети могут сочинять свои сказки, придумывать новый конец сказки, играть в игру «Салат из сказок» (по Дж. Родари) и т.д.

Знакомство детей с творчеством иллюстраторов-анималистов, рисующих животных к рассказа, повестям (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В Горячева и др.). Этой теме можно посвятить 1 – 2 занятия.

 

 

<…>

 

(приложение III)

ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста – следующие.

1.Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

2.  Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивания главного; композиции – построения как макета книги, так и изображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

3. Представления о книжной графике, ее особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников-иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка для книги. Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах иллюстраций.

Соответственно этим показателям определяются уровни художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

Высокий уровень ( III ) предполагает наличие всех показателей.

Средний уровень ( II ). У детей есть эмоциональное отношение к иллюстрации, они радуются знакомым иллюстрациям, понимают содержание иллюстрации, соотносят ее с текстом. Осознают некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда мимика); цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимают эмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т. д.), иногда - характер персонажа (злой волк, хитрая лиса), если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер (палка у медведя и т.д.). Видят пространственное построение изображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главный. Есть представление об иллюстрации, ее назначении в книге. Дети могут высказать эстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую.

Низкий уровень ( I ). Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить только знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видят одно-два (рисунок – действие, жест, цветовую характеристику – замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нет представления об иллюстрации, ее назначении. Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь