Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗА В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ



Средствами, с помощью которых дети дошкольного возраста создают образ в рисунке, являются форма, композиция, цвет. <…> Большое внимание уделялось изучению таких выразительных средств детского рисунка, как цвет (В.С. Мухина, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Казакова), композиция (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин). Роль формы как художественного средства изучалась меньше.

Детей учат передаче формы предметов, однако обучение передаче выразительности и эстетических качеств форм предметов поставлено слабо. Воспитатели больше обращают внимание на такую функцию изобразительной деятельности, как отражение предметов и явлений окружающей действительности, часто игнорируя другую функцию, функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы. Не владея изобразительными навыками, не зная, как можно подчеркнуть эстетические качества формы предметов, ребенок начинает избегать рисовать людей, животных, без которых не может быть отражена ни одна сколько-нибудь содержательная тема. <…>Игнорирование воспитателем внимания ребенка к выразительности формы приводит к обеднению содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка.

В то же время существует средство, способствующее улучшению выразительности детских рисунков – это рассматривание с детьми иллюстраций в книгах. Знакомясь с ними, дети могут заинтересоваться формой и техникой изображения, поучиться у художников выразительности при передаче форм предметов. <…>

В своей работе мы поставили следующие задачи: изучить способности восприятия старшими дошкольниками форм предметов в иллюстрациях, выяснить влияние иллюстрации на выразительность в детских рисунках, определить наиболее эффективные приемы ознакомления детей 6-7 лет с формой как основным изобразительно-выразительным средством произведений книжной графики.

На основе психологических исследований Б.М. Теплова о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия, исполнительства, творчества) и ее влиянии на художественное развитие ребенка нами выдвинуто предположение, согласно которому обучение детей изображению графических форм на основе восприятия художественных средств книжной графики будет способствовать созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче форм предметов. Такое влияние графики на выразительность в детских рисунках возможно благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способностями восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного средства в создании целостного графического образа.

Основным методом исследования был педагогический эксперимент, который проводился в подготовительных к школе группах <…>

Констатирующий этап эксперимента состоял из трех серий. Задачи первой серии были следующие: изучить особенности восприятия детьми линий различного характера (плавных и ломаных, широких и тонких, светлых и темных); научить детей устанавливать связь между характером создаваемого образа и характером использованных художником линий.

Дети посмотрели иллюстрации художников В. Белышева, А. Комарова, Е. Маловой, И. Наховой, Е. Рачева.

Как показали результаты эксперимента, дети (92 %) видят разницу в передаче художниками формы и фактуры объектов, изображенных карандашом или красками, замечают стили рисунка (выполненные линией или тональным пятном), но в основном внимание детей было направлено не на выяснение стиля рисунка, а на его детали (положение персонажей, их действия). Дети отмечали стиль рисунка только тогда, когда педагог обращал на это их внимание.

Мы выяснили, что восприятие образов, созданных художниками, идет у старших дошкольников в основном обособленно от восприятия характера линий рисунка (плавных, ломанных). Большинство детей (60 %) не обращают внимания на взаимосвязь настроения персонажа иллюстрации с характером использованных для его рисования линий. Однако наличие ответов («плавные линии, потому что все красиво, и кончилось хорошо»; «линии ломаные, потому что настроение у Дюймовочки печальное»; «согнутый стебелек, и поэтому грустное настроение») убеждает нас в возможности развить у детей понимание зависимости характеристики образа от использования художником различных по характеру линий.

Намного легче детям 6-7 лет (88 %) дается восприятие в иллюстрациях линий разной толщины и установление взаимосвязи их характера с персонажем («Медведь больше и крепче мышки, поэтому художник рисовал его широкой линией»; «Лапки у мышки маленькие, поэтому линия тонкая»). В меньшей мере доступно для детей (20 %) восприятие линий, разных по свету («Где линии самые светлые, там солнце светит»; «линии темные, потому что здесь сарафан лисы в тени»).

Во второй серии констатирующего эксперимента изучались особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажа иллюстраций, выраженного мимикой, жестами, позой (иллюстрации А. Пахомова, В. Сутеева, О. Богаевской). Проанализировав ответы детей о показанных иллюстрациях, можно сказать, что все (100 %) узнали состояние изображенных героев (радость, удивление, печаль), называли средства передачи настроения (мимика, движение рук, положение частей тела).

Одной из задач третьей серии констатирующего эксперимента было выяснение умений детей пользоваться выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках (без просмотра иллюстраций). Детям прочитали рассказ К.Д. Ушинского «Васька», предложили выбрать изобразительный материал (карандаши или акварель) нарисовать кота Ваську так, как они его себе представляют. Как показал анализ рисунков, дети могут рисовать животное по представлению. Дети (66 %) справились с изображением формы, в их рисунках можно было различить части тела животного. Ребята в основном пользовались контурной линией, рисовали ее без исправлений, правда, изобразить пушистую шерсть кота сумели лишь некоторые дети (4 %). Остальные ребята не сумели создать образ животного, говоря: «Не умею рисовать кошку», или рисовали так, что в рисунке ничего нельзя было понять. Следует отметить, что большинство детей предпочитали пользоваться карандашами. Все сказанное дает основание утверждать, что изобразительные навыки и умения детей экспериментальной группы соответствовали среднему уровню развития.

Затем мы выявили умение детей создавать в рисунке выразительный образ животного после просмотра иллюстраций. Детям снова предлагалось рисовать кота по рассказам К.Д. Ушинского, но уже посмотрев иллюстрации И. Наховой и В. Белышова.

Анализируя полученные рисунки, следует отметить наличие желания детей связать создаваемый ими в рисунке образ животного с сюжетом, описанным в рассказе и отраженным в иллюстрациях <…>. Большинство детей (60 %) предпочли выполнить линейный рисунок (так, как художник И. Нахова); другие (40 %) выполнили тоновый рисунок (как у художника В. Белышова). Во время рисования отмечались попытки детей (20 %) просмотреть иллюстрации еще раз, при этом некоторые водили пальцем по контуру изображенного в иллюстрации. Увеличилось число ребят (16 %), изобразивших пушистую шерстку кота.

С учетом полученных данных был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого детей сначала знакомили с выполнением линейного рисунка, с техникой рисования (ищущие линии), с закрашиванием цветным карандашом поверхности формы. Затем, закрепляя умение детей пользоваться слабым и сильным нажимом карандаша, учили изображать разную толщину линии контура в передаче характера персонажа рисунка (сюжетное рисование о том, как мышка и медведь пришли к теремку). Далее усложнение следующего задания состояло в том, что ребята учились передавать в рисунке фактуру изображаемого предмета, пользуясь разным нажимом, знакомились с новыми изобразительными материалами (уголь, сангина), учились передавать настроение персонажа рисунка мимикой, позой, жестами <…>.

Мы познакомили детей с ролью различных изобразительных материалов в создании выразительного образа <…>. Учили ребят использовать (на выбор) сочетания различных изобразительных материалов.

Перед каждым занятием по рисованию дети проводили предварительную работу: наблюдали за теми или иными объектами; обследовали предметы, игрушки перед рисованием; знакомились с литературными произведениями, шили мягкие игрушки и отбирали нужный для них материл; воспитатель показывал прием работы новыми изобразительными материалами, рассказывал об их свойствах; дети упражнялись в рисовании линий разного характера; вместе рассматривали картинки с изображением персонажей сказок (веселых, сердитых, грустных, удивленных, плачущих).

В работе использовали иллюстрации детских книг. <…> Внимание детей обращали на разнообразие штрихов <…>, сообщали детям сведения о различном характере линий по толщине <…>.

Дети рассматривали иллюстрации с изображением животных, птиц, выполненные Е. Чарушиным. Их интересовало, как художник сумел показать пушистую, мягкую шерстку лисят, зайчат, пушок гусят («Для того, чтобы передать пушистость гусенка, художник не делает вокруг него контура, а рисует пушок полусухой щетинной кистью»).

В иллюстрациях В. Конашевича, В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина внимание детей обращалось на способы передачи движения персонажей. Например, при рассматривании иллюстрации Е. Чарушина к книге «Болтливая сорока» воспитатель объяснял: «Чтобы показать, как лиса быстро бежит, художник нарисовал передние ноги ее сильно выдвинутыми вперед, а задние – назад. Тело лисы вытянуто при беге, спина прогнулась вниз во время прыжка». Дети узнали, что художник В. Конашевич обычно рисует акварелью, Ю. Васнецов – гуашью, Е. Рачев рисует акварелью, но затем обводит контур предметов углем, поэтому линия у него обычно широкая, а Е. Чарушин совсем не рисует контура, ведь он изображает пушистых зверей. Рассматривая иллюстрации в книгах, дети наглядно убедились, какого выразительного эффекта достигает художник, используя ту или иную технику работы различными изобразительными материалами.

Каждый раз педагог старался так преподнести иллюстрации художников, чтобы они вызывали интерес и находили отклик у детей. Для этого использовались образные сравнения, определения, даваемые детьми и воспитателем персонажам иллюстраций; домысливание событий, которыми может закончиться изображенный сюжет; придумывание названий к иллюстрациям и рассказов по ним и т.д.

<…>В результате проведенной работы изменился характер передачи формы в детских рисунках. Дети овладели техникой рисования линий разного характера, их рисунки стали выразительнее за счет использования различных изобразительных материалов и их сочетаний.

Таким образом, иллюстрации художников при правильной организации обучения могут стать одним из эффективных средств выразительности образа в детских рисунках.

 

«Дошкольное воспитание». – 1988.-№7. – С.27-31.

 

Курочкина Н.А

ДЕТЯМ О КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ

Глава I

КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь