Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ



Наиболее доступным видом изобразительного искусства для детей является иллюстрация. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа.

<…> Какими приемами можно научит его (ребенка) воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом? В качестве одного их таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

На занятиях с детьми старшей и подготовительной групп мы использовали сравнение иллюстраций, передающих жест, то или иное движение, мимику, которые являются близкими и понятными ребенку средствами художественного выражения.

Предварительное знакомство с восприятием иллюстраций знакомых детям книг В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (рисунки Д. Шмаринова), русской народной сказки «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова) показало, что дети, рассматривая иллюстрации, правильно определяли их содержание, но не могли обосновать свои суждения.<…>

При рассматривании иллюстраций очень часто дети испытывали затруднения в передаче их содержания, если они не могли вспомнить текст книги, относящейся к той или иной картинке. На изобразительные средства картинок (цвет, форму, композицию) почти не обращали внимания. Таким образом, иллюстрация не углубляла эстетическое восприятие художественного образа, а только служила средством припоминания текста. Как правило, рассматривание картинок было непродолжительным.

В последующей работе мы стремились научить детей видеть в иллюстрациях художественные средства, способствующие раскрытию образа.

С этой целью подбирались иллюстрации известных мастеров книжной графики: Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, Ю. Коровина, А. Пахомова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Д. Шмаринова, на которых были ярко переданы поза, движение, жест, мимика и цветовой колорит.<…>Первая серия занятий была посвящена сравнению иллюстраций, передающих различную позу, движение, жест. В ходе рассматривания задавались вопросы<…>.

Сравнение картин помогало детям увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные моменты из жизни героя. На вопросы воспитателя дети отвечали: «Девочка рисует, у нее карандаш в руке, она нагнулась, у нее головка набок. Машенька думает, что же ей нарисовать», «Котенок лежит, лапки поджал и хвостика не видно, он лежит и слушает, кто зайдет. Он свернулся клубочком, собрался спать. А здесь бежит по лестнице, его прогнали метлой, и он пошел мышей ловить».

<…>Для закрепления умения видеть движение, позу и соотносить их с содержанием проводились игры: «Угадай, кто что делает», «Чем они непохожи?», «Найди похожую картинку» и др.<…>

Вторая серия занятий была направлена на организацию восприятия детьми художественных средств, передающих настроение героя через мимику, которая воспринимается детьми но сравнению с восприятием поз и движений несколько труднее.

 Были взяты иллюстрации из книг Г. Карлоза «Посмотрите, какие котята» (рисунки автора), К. Чуковского «Цыпленок» (рисунки Е. Чарушина), С. Михалкова «Веселые зайцы» (рисунки Е. Рачева), В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), А. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), В. Одоевского «Мороз Иванович» (рисунки В. Конашевича).

Сравнивая иллюстрации котят из книги Г. Карлоза, дети рассказывали: «Этот котенок испугался, у него круглые испуганные глаза, ушки навострил, ротик открыл, хвостик поднял, задние лапки поджал, шерстка дыбом поднялась», «А здесь котенок утащил у хозяйки колбасу, у него хитрые глаза, животик к земле прижал, крадется, чтобы хозяйка не увидела и не услышала», «этот котенок (третья картинка) грязнуля, натоптал и смеется. Ему смешно, ротик открыл, глаза веселые и носик вздернул. Он сидит на задних лапках».

Дети правильно раскрывали через выразительные средства образы котят; давали им названия «Трусливый котенок» (первая картинка), «Хитрец», «Воришка», «Плут» (вторая картинка), «Грязнуля», «Замарашка» (третья картинка).

Затем воспитательница прочитала текст и предложила еще раз рассмотреть иллюстрации. Интерес детей при повторном рассматривании не угасал, а, наоборот, повышался, они соотносили настроение героя (как оно изображено на картинке) с прочитанным текстом.

Наряду с рассматриванием проводили игры «Найди похожую картинку» <…> (по настроению), «Кто здесь лишний?» (среди <…> 3-5 иллюстраций <…> надо найти персонаж <…>, который не подходит к подобранным картинкам по настроению и выразительным средствам, передающим его), «Угадай, о чем рассказал художник», «Кому весело, кому грустно?» (подобрать вместе иллюстрации, передающие веселые или, наоборот, грустное настроение).

В подготовительной групп занятия были дополнены сравнение иллюстраций, контрастных по цвету. Это делалось с целью помочь детям через цветовые сочетания определить настроение героя.

Для распределения были взяты иллюстрации к сказкам «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова), Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), Н. Носова «Мишкина кашка» (рисунки И. Семенова), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева) и сказки «Лисичка со скалочкой (рисунки Ю. Васнецова).

При сравнении иллюстраций к сказкам Л. Толстого «Три медведя» и Ш. Перро «Красная Шапочка» воспитатель задавала вопросы: «О чем рассказано на этой картинке? Какое время дня изобразил художник? Как вы это узнали?» <…>

Сравнивая, дети рассказывали: «Здесь Красная Шапочка радостная, она идет к бабушке, она пошла утром, день ясный: в лесу много солнца и лес стоит веселый, травка и лисички так и тянутся вверх к солнцу и голубому небу. А здесь («Три медведя») лес страшный, густой, солнышка не видно, тут еще не ночь: небо светлое, а лес темный. Машеньке страшно, она открыла дверь, кричит: «Кто здесь живет?». А идти боится: темно».

<…>Анализ ответов и эмоциональных реакций детей при рассматривании иллюстраций позволяет заключить, что целенаправленная работа над иллюстрациями (и особенно сравнение контрастных) развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств (жест, мимика, композиция, цвет и др.), повышает интерес к книге, глубже раскрывает ее идею.

Сравнение иллюстраций способствует также развитию навыков в изобразительной деятельности. Мы обратили внимание на то, что в лепке дети стали ярче передавать позу, жест, действие. Поделки их стали более разнообразны и интересны.

Через иллюстрацию в книге ребенок познает мир, поэтому очень важно, чтобы для занятий отбирались такие рисунки, которые представляют собой подлинное художественное произведение искусства.

 

 

«Дошкольное воспитание». – 1973.-№2. – С.30-32.

 

 Мирошкина Р.А.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь