Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КНИЖНАЯ ГРАФИКА КАК ВИД ИСКУССТВА, ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА



Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов.

Графика (от греч. Grapho – пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида: рисовальную, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную гравюру, литографию.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения, то в графике линия является основным выразительным средством.

Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута ее «сделанность».

Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной.

В графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

Форма в графике часто выступает как рельеф на белом фоне, а белый фон приобретает глубину, и форма должна что-то сказать об этой глубине. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен. Особенностью графики является ее мобильность и повседневность. Она способна уловить мгновения современности, проникнуть в быт, в нашу жизнь.

В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды - станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.

Книжная графика – иллюстрация (от лат. illustrare - прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче – освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.

Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произве­дения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Книгу мы воспринимаем во времени и пространстве. Смысл своей работы художник видит в том, чтобы создать «пространственное изображение литературного произведения» (В.А.Фаворский).

Именно драматическим действием обусловлена и определена неразрывная внутренняя связь серии иллюстраций, выражающих развитие действия во времени. Поэтому художник-иллюстратор выступает как режиссер, продумывающий и осуществляющий постановку в целом (А.Д. Чегодаев). Он должен выполнять функции декоратора и бутафора, обязан знать тысячи вещей – от мелких деталей костюма героев книги до общего «местного колорита эпохи».

Книга – это единое целое, где все взаимосвязано: текст, иллюстрация, переплет, форзац (лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетом книги). Цвет форзаца возвращает нас к цвету переплета, и во времени мы получаем цветовой аккорд.

Книга должна не только возбудить движение, посылая читателя вперед и вперед, но и организовать это движение членением при помощи остановок – титула, шмуцтитулов, заставок, заголовков, иллюстраций и т. д.

Таким образом, книга – это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.

 

СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь