Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Беларуси IX–XVI вв.



Тенденции в развитии культуры Беларуси и ее основные черты. Исто­рико-культурная периодизация.

Культурное развитие эпохи Полоцкой земли ( I X–XIII вв.). Особенности языческих представлений. Ранний этап язычества у славян. Формирование языческого славянского пантеона. Принятие христианства. Образование православной и католической епархий. Сосуществование языческих и христианских воззрений. Деятельность православной церкви. Усвоение белорусской культурой византийских традиций.

Возникновение славянской письменности. Древнейшие белорусские письменные памятники. Предметы письма. Рукописная книга. Техника и художественное оформление книги.

Полоцк как летописный центр. Роль и статус писца. Распространение переводной литературы. Жития святых, Патерики, Четьи-Минеи, произведения Иоанна Златоуста, Косьмы Индикоплова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Малалы.

Религиозно-просветительские деятели Беларуси. Ефросинья Полоцкая: литературная, меценатская, миротворческая деятельность. «Житие Ефросиньи Полоцкой» как источник по духовной белорусской культуре XII в. Кирилла Туровский. Жизнеописание и литературная деятельность. Авраамий Смоленский как книжник и проповедник. Климентий Смолятич как распространитель античной культуры.

Ренессанс и его особенности в Беларуси. Тип Возрождения в Беларуси. Понятие национального Возрождения. Значение городов в развитии культуры. Становление Вильно как культурного центра ВКЛ. Реформация и ее связь с ренессансово-гуманистической культурой. Протестантизм как направление христианства. Протестантская церковь в социокультурной системе ВКЛ.

Реформационно-гуманистические идеи Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпин­ского, М. Гусовского, С. Лована. Распространение идеи национально-культур­ной свободы.

Эстетическая мысль в Беларуси. Сочетание элементов христианской систе­мы ценностей и фольклорного мировосприятия.

5. Европейская Культура НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVII-XVIII вв.

Западноевропейская культура XVII в.

Культурные итоги Реформации. Самоутверждение личности в культуре нового времени. Контрреформация, ее значение для культуры. Инквизиция. Деятельность ордена иезуитов. Протестантизм в европейской культуре. Пуритане. Распад Европы как духовной целостности. Борьба за свободу совести и веротерпимость. Нантский эдикт 1598 г. Фанатизм и веротерпимость.

Научная революция XVII века. Цель познания, его критерии и содержание. Рационализм в культуре нового времени, его особенности. Деизм. Эволюционизм. Концепция опытного знания. Фрэнсис Бэкон и идеал знания. Эксперимент в культуре Нового времени. Феномен техники. Мир и человек как механизм. Рационализм культуры. Открытия и изобретения XVII века (И.Ньютон, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Кеплер, Р. Бойль). Научные академии Нового времени.

Барокко как идейное и культурное движение XVII в. Мир и человек в культуре барокко. Теория барокко в трактатах теоретиков искусства Б. Грасиана и Э. Тезауро. литературы в XVII в. Общая характеристика литературы барокко. «Высокое» и «низовое» барокко. Своеобразие эстетической концепции барокко («маринизм», «культизм», «прециозность»). Испанская литература эпохи барокко. Творчество Ф. де Кеведо и П. Кальдерона. Эстетика барокко в литературе Франции. Пасторальные и галантно героические романы. Немецкая литература XVII в. Творчество Гриммельсгаузена.

Классицизм как культурный стиль. Принципы классицизма. Нормативный характер классицизма. Н. Буало как теоретик классицизма.

Литература классицизма. «Высокие» и «низкие» жанры классицизма. Французская литература XVII в. Драматургия П. Корнеля, Ж. Расина. Комедии Мольера. Творчество Ж. де Лафонтена. Спор «древних» и «новых».

Театр в культуре нового времени. Сценическое искусство. Школы актерского мастерства. Театрализация жизни. Придворный этикет.

Музыкальная культура XVII в. Появление новых музыкальных жанров и форм. Школы скрипичных мастеров Италии (семейства Амати, Гварнери и Страдивари). Зарождение оперы. Роль К. Монтеверди в становлении оперного жанра. Итальянские оперные школы XVII в. Французская опера XVII в. Творчество Ж.-Б. Люли. Жанры оперы (опера-сериа, опера-буффа, опера-семисериа, комическая опера).

Культура эпохи просвещения

Идейные истоки просветительской идеологии. Влияние философии Д. Локка на взгляды просветителей. Концепция Просвещения и его характерные черты. Человек как центр интереса просветителей. Представления о природе, обществе, религии. Оптимизм Просвещения. Особенности английского Просвещения, его культурные идеалы. Французское Просвещение: периодизация, характерные черты. Вольтер как символ эпохи. Деятельность Вольтера как философа, писателя, общественного деятеля. Д.Дидро как идеолог Просвещения. Энциклопедия как основной проект Просвещения. Взгляды Ж.-Ж. Руссо. Руссоизм.

Региональные особенности просвещения. Немецкое просвещение: возникновение, характерные черты. Немецкие просветители. Г.Э. Лессинг, И. Кант, Г.В. Гегель, Ф.В. Шеллинг. Особенности итальянского просвещения. Эпоха просвещения в России. Русские просветители. Творчество М.В. Ломоносава.

Противоречивые явления культуры эпохи Просвещения. Масонство как культурный идеал эпохи. Масонские ложи XVIII в. Магические идеи и практики эпохи Просвещения. Авантюристы XVIII в. Контрпросвещение в культуре XVIII в. Утопии эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Э.-Г. Моррели, Д.Дидро, Ж. Мелье).

Связь литературы XVIII в. с идеологией Просвещения. Проблематика просветительского классицизма (А. Поуп, Вольтер). «Веймарский классицизм» (И.В. Гете, Ф. Шиллер). Особенности просветительского реализма. Роль романа в творчестве просветителей. Творчество Д.Дефо, Д.Свифта, Д. Дидро. Характерные черты литературы сентиментализма. Особенности английского сентиментализма, творчество Л. Стерна. Ж.-Ж. Руссо и руссоизм. Немецкий сентиментализм. Движение «Бури и натиска».

Театральная культура XVIII в. Французский театр эпохи просвещения. Д.Дидро как теоретик театральной эстетики. Театр Французской комедии как главный театр Франции XVIII в. Драматургия П.О. Бомарше. Английский просветительский театр. Творчество Р. Шеридана. Итальянский театр XVIII в. Реформа К. Гольдони. Расцвет немецкого театра эпохи Просвещения. Творчество Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера.

Музыка как высший вид искусства XVIII в. Роль Г.Ф. Генделя в развитии оперы. Оперная реформа Х.В. Глюка. Творчество И.С. Баха. Венская классическая школа (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь