Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 73 (От чего грех узнается?)



 

Вопрошаешь: от чего грех узнается? Ответ: от закона и рассмотрения совести. Закон говорит: не убивай, не прелюбодейст­вуй, не кради, не злословь, не клевещи, не гневайся, и прочее. Но когда человек это слы­шит или читает, то в совесть смотрит, и рас­суждает, и рассматривает, не делал ли или не делает ли того, что закон запрещает, — и так узнает грех. Ибо совесть согласна закону Божию. Что обличает закон, то и совесть, и ког­да совесть в чем-либо не обличает человека, то и закон его в том не обличает. Итак, по­ставь совесть твою против закона, как ста­вишь лицо против зеркала, и так рассуждай о законе и совесть рассматривай. Например, закон говорит: не обижай ближнего, — видишь, что закон тебе повеле­вает. На это запрещение смотря, посмотри в совесть твою, не делал ли, или не делаешь ли ты того, что запрещает закон, и когда видишь это в совести, то и узнаешь, что ты согрешил против Божия закона. Так от закона и рассмо­трения совести узнаешь грех, так и о прочих грехах разумей. Ибо совесть солгать не может, она то свидетельствует, что в ней есть. Нару­шенный закон, грешником слышанный или читаемый, ударяет в совесть согрешившего, а совесть, преступлением закона раздражен­ная, обличает человека за грех, и так закон и совесть в познание греха приводит согрешив­шего. В совести каждый грех записывается, как в книге, и даже если бы человек хотел скрыть грех, от совести скрыть не может. Прочитай заповеди Божии, и смотри в со­весть, и увидишь, в чем ты согрешил, и так в познание грехов будешь приходить. А от по­знания грехов последует покаяние, а оттуда последует страх суда, ибо закон нарушенный грешнику гнев Божий возвещает. Последует стыд, так что сам себя стыдиться будет за то, что он, земля и пепел, Бога, Царя и Господа не слушал. Последует печаль и болезнь серд­ца, что своего Создателя и Благодетеля, Кото­рого более всего должен почитать, непослу­шанием и своевольством не почитал. Все это последует от рассуждения о зако­не, грехом разоренном, и от рассмотрения со­вести, грехом раздраженной. Если, согрешив против земного царя и узнав грех, боимся су­да его, стыдимся и печалимся, что так худо сделали и величество его оскорбили, то тем более последует то, когда узнаем грех наш, против Царя Небесного совершенный. Ибо всякий царь земной, хотя и высок и велик че­стью, однако пред Богом как ничто, ибо та­кой же человек, как и мы. Всякий же грех бывает против Бога, ибо всяким грехом закон Его святой нарушает­ся, — бывает же или непосредственно, или посредственно. Непосредственно, когда про­тив Него Самого грешим, то есть или не ве­рим Ему, или имени Его не почитаем, и про­чее. Посредственно, когда против ближнего грешим, или словом, или делом, ибо Бог и это запретил. Итак, видишь, от чего грех познается. По­знаем же грехи наши. Ибо в этом начало по­каяния. Спасайся.

 

Письмо 74 (Как язва грехов­ная язвой печали за грех исцеляется?)

 

Ты требуешь изъяснения: как язва грехов­ная язвой печали за грех исцеляется? Ответ. Бог, по Своей благости и человеко­любию, обещал подать милость и оставление грехов тем грешникам, которые, познав грехи свои и их признав, пред Богом со смирением истинно каются, сокрушаются, и жалеют, и просят у Него отпущения. Грешник, обратив­шийся и кающийся, сие милостивое Божие обещание, взяв в рассуждение и зная, что Бог милосердный лицеприятия не имеет и как ко всем кающимся был и есть милостив и отпу­щение грехов им подает, так и ему то же со­творит, — таковым рассуждением утешается, от печали за грех отраду принимает, и, как жаждущий водой, прохлаждается, и такой отрадой и утешением язва греховная, которая душу его уязвила, исцеляется, как живитель­ным пластырем язва, на теле принятая. Отсюда видишь, что в истинном покая­нии закон и Евангелие сходятся. От закона познает грешник свой грех, как душевную яз­ву, и из-за этого уязвляется печалью. От Еван­гелия же отраду и утешение печали своей принимает, как жаждущий от живого источ­ника прохлаждение. Ибо на Евангелии осно­ваны все милостивые Божии обещания, меж­ду которыми обещание об отпущении грехов занимает не последнее место. Из этого видишь, как нужно нам знать за­кон Божий и Евангелие Его святое и в них по­учаться, дабы от закона познать грехи свои и о них каяться сокрушенным сердцем, а от святого Евангелия живое и действительное почерпать утешение. Потому, если хочешь ис­тинное покаяние творить, держись закона и прочитывай его; он и учит нас, что мы долж­ны делать, и в чем грешим, обличает, как зер­кало пороки на лице. Сокрушаясь же о гре­хах, к Евангелию, как жаждущий к холодной воде, обращайся. Закон научит тебя, что ты должен, будучи христианином, делать, и об­личит, в чем оступился и оступаешься, но Евангелие не попустит тебе отчаяться, и па­дающего удержит, и изнемогающего укрепит. Слава Богу за все! Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь