Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Письмо 118 (Какая радость может быть о кресте?)
Какая радость может быть о кресте? Ответ: 1) Разве ты не слышишь, что апостол говорит: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Какая большая радость и утешение может быть, как быть любимым Богом и в отеческую Его милость быть принятым? Крест и страдание — это знак отеческой Божией любви к нам. 2) сколь радостно люди ходят за царем земным, и куда идет, последуют ему — сам ты это видел, или слышал, или, может быть, и случилось тебе самому. Сколь несравненно радостнее христианам идти за Христом, Царем Небесным, и последовать стопам Его, и сообщаться Христовым страстям, поношение Христово носить, со Христом страдать и терпеть, и сообразоваться Ему! Все это для мира есть безумие, но для христиан — премудрость, честь, похвала и слава. Не в том состоит честь и похвала воина, чтобы ему только воином слыть, но в том, чтобы храбро против врагов подвизаться. И христианина, воина Христова, слава и похвала в подвиге состоит, не в имени, но в самом делании, когда он не только имя Христово носит на себе, показывая, что он христианин есть, но когда он последует Царю своему, когда сообразуется Ему, когда делает то, что делал Царь его и Господь. На такого воина и подвиг его Царь Небесный с небес смотрит, хвалит его и радуется о нем. Какая большая радость, какое большее утешение может быть духу христианина, как сообразоваться Царю своему Небесному и угодное Ему пред очами Его делать? 3) Смотри и рассуждай, что Господь крестоносцам и страдальцам говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11). Видишь, кого ублажает Христос, Истина, никогда не лгущая: не богатых, не славных, не в роскоши живущих, не сластями питающихся, — не тех, которых мир несмысленный ублажает, хвалит, славит и величает, — мир, говорю, слепой, который, что видит, то или ублажает, или ругает, а чего не видит, того и не знает, и ни желать, ни отвращаться не помышляет. Но кого ублажает Господь, «праведный во всех словах Своих» (Рим.3:4)? — Тех, которых мир ругает и изгоняет, как непотребных, и всякие злые речи и хулы на них вымышляет, не ради чего иного, как потому только, что они Христовы, что Христа любят, почитают и Христу любовью последуют, по стопам Его ходят, под знамением Его подвизаются, и каждый свой крест несет. Ибо не тот блажен, кого хвалит ложный язык, не знающий истины, но кого истинный и праведный Судия похвалит. Видимое блаженство, как пузырь на воде, является и исчезает, а невидимое — твердо, постоянно и вечно. Первое мнимо и ложно, а второе истинно. Каково блаженство того, который вчера был богат, славен, честен, веселился, но сегодня так же, как и нищий, подлый и бесчестный, во гробе лежит? И если бы при этом душа, исшедшая из тела, не затворена была в темнице ада! Вот какое блаженство хвалит и ищет мир! Невидимое же блаженство ныне начинается верою и надеждою, а там совершается получением обетования. Ибо надежда утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. Надежда на человека и на всякое создание обманывает, потому что на гнилом основании утверждается, но надежда на Бога не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, то так истинно и верно есть, что как бы уже самим делом исполнилось. Ибо Бог истинен и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду. 4) Далее прибавляет Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). Видишь, что радоваться и веселиться о кресте и страдании велит Господь. Почему? «Ибо велика ваша награда». Где? Не на земле, где все отходит: и печаль, и веселье, и наказание, и награда, и блаженство, и страдание — вскоре проходит; но где? На небесах. Там все постоянно, и твердо, и вечно. Там, где Сам Бог похвалит и увенчает, прославит и ублажит, обогатит и увеселит, упокоит и утешит, и Божественное Свое лицо, светлое, милостивое, увеселительное, рабам Своим явит. Там награда велика, где уготованы блага любящим Бога, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9), где «увидят Бога лицем к лицу» (1Кор 13:12), где будут «подобны Ему, и увидят Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), где «праведники воссияют, как солнце» (Мф.13:43). Там, где уготовано царство от сложения мира благословенным Отца Небесного (Мф.25:36), где «праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего; где получат царство славы и венец красоты от руки Господа» (Прем 5:15-16), где «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16-17), где приготовлена вечеря великая, где будут рабы Господа есть, пить и веселиться (Ис.65:13-14), где слава Господня явится (Пс.16:15), где будут торжествовать над смертью и адом и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55) Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, — но будет радость, веселье, восклицание, утешение, прохлаждение, покой, богатство, слава, царство, мир, как бы река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо описать не может. Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядающее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, нищета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: «Се, творю все новое» (Откр.21:5). Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они «со Христом страдают, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). Он «уничиженное тело» их «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в славе Ему. Это их посреди скорби веселит, в страдании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и самое тяжкое мучение умягчает и преодолевает. Спасайся.
Письмо 119 (Что значит «отречься от себя», «взять крест свой», «последовать Христу», «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», «что пользы человеку приобрести весь мир», «кто постыдится Меня и Моих слов», «Кто не со Мною, тот против Меня»?) Вопрошаешь: как апостолы приняли предсказание о страдании Христовом? Ответ. Евангелист святой говорит, что «они весьма опечалились» (Мф.17:23). Но Господь сказал, что и им самим, и прочим, которые хотят Его учениками быть и с Ним участие иметь во царствии Его, надо крест свой взять и за Ним идти. «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9:23-26); «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Вот что Господь апостолам и всем христианам предлагает: не только, мол, Мне идти следует на крест, но и вам и прочим принимающим слово Мое, надо последовать за Мной и готовыми быть ко всякому злостраданию. Я господь ваш, вы рабы, — последуйте же Господу своему. Я учитель ваш, вы ученики, — последуйте же Учителю своему. Я вождь к небесному царствию, вы путники, — последуйте же Мне, Вождю своему, если хотите туда дойти. Но рассмотрим эти слова Господа по порядку и вложим их в сердце наше. 1) Учениками Христовыми называются не только апостолы, но и все христиане. Почему? Потому что учение Его принимают и тому последуют. Ведь ученик называется учеником, потому что учится у учителя. В силу этого и читаем в Деяниях Апостольских, что и в то время все христиане назывались учениками. Посему надо христианам, как ученикам Христовым, от слова Его и от примера жизни Его учиться добрым нравам и им последовать. Ибо ученикам должно быть подражателями и слову учения и примеру жизни учителя. Иначе и учениками быть и называться истинно не могут. Поэтому говорит Господь: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29). И еще: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). Если же слово Христово принимаешь как истину, — оно и воистину есть истина, — и видишь во Евангелии божественные нравы Его, то учишься ли, как ученик от учителя, и исправляешь ли нравы твои по тому правилу, рассуждай. Ведь непременно должен учиться от Христа тот, кто хочет христианином быть. Ибо христианин — это ученик Христов. 2) Что значит отречься от себя? Ответ. Знаешь ли, что делают люди, когда видят, как иных, которых не любят, бьют и уязвляют, или другое какое зло им причиняют? Нерадят и небрегут о них, и не имеют к ним никакого сожаления. Это к себе приложи и поступай с собой, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавидь себя для блага же твоего, и не люби во зло. Что в естество вошло после создания (Адама), то все, как непотребное, отсекай, делайся иным, чем прежде был, — лучшим. Пусть будет цело то, что Бог создал, но от того, что потом вошло, — отвращайся. Каждый человек сам себе первейший враг, враждуй же на себя, а не на других. Никто тебя не обидит, если сам себя не обидишь. Не гневайся же на других, а гневайся на себя. Когда хвалят тебя, не утешайся тем, а когда гонят и поносят, не скорби. Человек после падения ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекись же от ветхого человека, отрекись от всякой похоти, которая враждует на душу, созданную по образу Божию. Отрекись от стыда и страха, который не полезен ей, и не стыдись и не ужасайся там, где слово Божие не велит. Скажешь, что трудно это человеку делать? И я знаю что трудно, но нужно. Трудность и неудобство нужда должна победить. Тем, кто трудится и понуждает себя и просит, Бог всемогущий помогает. Добродетель истинная с великой неудобностью совершается, и там добродетель, где победа над страстной плотью. Младенца не называем целомудренным, так как против похоти не борется; и глухого не называем терпеливым и кротким, если поносят его, и не гневается, потому что не слышит; и больного и не имеющего хлеба постником (не называем), так как один не имеет, чего есть, а другой не может. Себя же самого победить — добродетельно, и похвально, и славно. В этом весь подвиг христианский состоит. 3) Что значит взять крест свой? Ответ. Готовым быть на все противное, что ни приключится, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради чести имени Божия. Что значит нести крест свой? Ответ. Терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось. 4) Что значит последовать Христу, как говорит Господь: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? Ответ. Злодеи страждут и несут крест свой, но не последуют Христу, поскольку по делам своим страждут. А что значит следовать Христу? — Быть в истинном покаянии, и плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего; потому что Христос все праведно творил и греха не сотворил, и добру учил, но всякое злострадание терпел ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин 4:34), «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Таким образом, Он научил нас примером Своим, как нам подобает угождать Богу, то есть: добро творить и злоключение терпеть, чтобы и тем, и другим волю Божию исполнить. Ибо Богу угождать значит то же, что и волю Его творить, ибо без этого невозможно угодить Богу. Воля же Божия хочет, чтобы мы добро творили и все противное, что ни приключится, великодушно сносили и безропотным терпением преодолевали. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2:21-23). И это есть учение апостольское. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1 Петр 2:19-21). 5) Что значит: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», и прочее? Ответ. Под словом «душа» здесь понимается жизнь. В случае гонения, когда нужно будет или умереть, или от Христа отречься, то должно отречься от жизни своей и умереть, но не отрекаться от Христа. Кто умрет так (не отрекшись от Христа), «не умрет, но жив будет» (Пс.117:17) и, временную жизнь потеряв, обретет вечную жизнь. А кто в подобном искушении восхочет сохранить жизнь свою («душу свою сберечь»), тот лишится вечной жизни («потеряет ее»). Ибо человеку-христианину не только от имения, чести, родителей и сродников, но и от самой жизни своей отречься должно за честь имени Христова. Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас, должно любить не только больше родителей наших, отца и матери, и прочего в мире этом находящегося, но и больше жизни нашей. Видишь отсюда, что никакой любви ко Христу не имеют те, которые сродников своих преизобильно награждают, а просящим ради имени Христова отказывают или мало что дают. Таковые плоть и кровь свою любят, а не Христа, ради Которого не только имения, но и жизни своей щадить не должно христианину. И имение наше — это Его имение, от Него нам данное, и жизнь наша — Ему принадлежит, ибо Им нам дана. Ибо и мы и имение наше — это Его создание. Поэтому, когда отнимается от нас имение или жизнь наша, то не наше отнимается, но то, что Бог нам подал. Потому с Иовом должно всякому признавать: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Бог дает нам и имение и жизнь — может от нас и отнять, но хочет, чтобы мы по воле своей, ради любви к Нему оставили все, когда нужно будет. Так, оставив все, кроме Бога, Самого Бога приобретем, Который и богатством и жизнью нашей будет, но вечной и несравненно лучшей. В Нем и честь, и слава, и имение, и жизнь и блаженство обретается совершенное. Без Бога не может быть никакого истинного блаженства. 6) «Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, — что это значит? Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной — вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет. Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». 7) Что значит: «кто постыдится Меня и Моих слов», и прочее? Ответ. Многие хотят со Христом прославленными быть, но со смиренным и страждущим мало кто хочет. Но сие невозможно. Надо ученикам, рабам и членам тела в смирении и страдании быть со своим Учителем, Господом и Главою. Страждет глава, страждут и прочие члены тела. Поносится господин, поносятся и рабы его. Терпит учитель, терпят и ученики его. Христиане — телесные члены, рабы и ученики Христовы, потому надо и им последовать Христу как Главе, Господу и Учителю своему. Да не постыдится терпеть ученик, и раб, и член телесный то, что терпел Учитель, Господь и Глава. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф.10:24). Видим христиане, что Христос Господь наш всякое бесчестие и злострадание претерпел за нас, потому праведный долг наш — не стыдиться претерпеть, что ни приключится нам. Если же кто убегает и стыдится терпеть поношение и озлобление, того и самого постыдится Господь, когда придет не в смирении, но во славе, и скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:27). Не признаю за рабов тех, которые не работали ради Меня, не принимаю как учеников тех, которые не последовали стопам Моим. Стыдились вы Меня в смирении Моем, и Я вас ныне стыжусь в славе Моей. Недостойными вы себя судили крест носить и последовать Мне, недостойными Меня и Я вас сужу. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Если Христа недостоин, то достоин того, гордости которого последует. Ибо, кто Христу не следует и со Христом не пребывает, тот необходимо должен противнику Его последовать и с ним участие иметь, — к какой-либо стороне надо пристать и той держаться. Кто чью волю творит, тот тому и последует. Жизнь в мире этом — непрестанная брань, в которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань эта — невидимая и духовная. Христос, Царь мира, Церковью Своей управляет, и защищает ее, и вооружает против дьявола, врага христиан, но дьявол против них восстает, и вооружается со своим полчищем, и хочет не города их отнять, а души пленить. Потому непременно всякий или со Христом и рабами Его под крестом Его воинствует против того врага, или в противной стороне находится. «Кто не со Мною, тот против Меня», — говорит Господь (Мф.12:30). Кто противится воле Христовой и не последует Ему, уже пристал к противной стороне, от полка Христова отстал, изменил Христу и возвратился к темному сатанинскому полчищу, от которого на Крещении отрекся было. Ибо не имя христианское, но жизнь делает христианина, как и воина не имя, но брань и подвиг показывает. Ибо всякое имя без соответствующего делания есть пустой звук. Не пустая ли формальность — называться рабом господина и в то же время не работать на этого господина? Называться воином и дома лежать? Называться чьим-то учеником и не учиться у этого учителя? Называться христианином, но не последовать воле Христовой? Каждый христианин от Христа именование свое имеет, потому что, отстав от дьявола, ко Христу пристал и обещался Ему последовать, что слова, произносимые при Крещении показывают. 8) Всякий христианин вновь возрожден, новым человеком называется, отложив ветхость Адамову. Как ветхому Адаму последовали мы в злобе и грехах, так новому Адаму, Который есть Господь с небес, должны последовать в благости и добродетелях. Поскольку имя от Христа приняли и новыми людьми, то есть людьми обновления называемся, то должны новыми и делаться и быть, и не ветхому злому, но новому благому Адаму последовать: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49). 9) Как израильтянам, желавшим выйти из Египта, надо было последовать Моисею вождю, и желавшим войти в землю обетованную — должно было последовать Иисусу Навину, так желающим от работы дьявольской и бедствия его освободиться, и в небесное отечество войти, надо последовать за Иисусом Христом. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет», — говорит Господь (Ин 12:26). Христу не ногами, но сердцами последуем. Спасайся.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы