Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 103 (В чем еще проявилась злоба иудеев ко Христу?)



 

Вопрошаешь: в чем еще проявилась злоба иудеев ко Христу, пришедшему спасти их? Ответ. Называли Его человеком, который любит есть и пить вино, другом мытарям и грешникам: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19). Но Господь кротко все это терпел. Видишь здесь: 1) Как ради нас в мир пришел Господь наш, и человеком стал, так ради нас и терпел язвительные слова. Терпел Тот, Который, бу­дучи Богом, не имел нужды есть и пить, но возымел нужду есть и пить, став человеком. Тот, Который сказал им через пророка: «Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе. Ибо Моя есть все­ленная и все, что наполняет ее. Уже ли Я ем мя­со волов или пью кровь козлов» (Пс.49:12-13)? — Сей, став человеком, и немощи человеческие на Себя воспринял, алкал и жаждал, и потому имел нужду есть и пить, но слышал от небла­годарных людей: «Вот человек, который любит есть и пить вино». 2) Слышал о Себе: «Друг мытарям и грешни­кам», Тот, Кто один только Праведен, Который пришел в мир грешников призвать на покая­ние и спасти, обращался с ними, желая их оп­равдать, и взяв на плечи Свои, как Пастырь заблудших овец Своих, принести к Отцу Сво­ему и в ограде небесных селений затворить, — Сей слышал от злоречивых уст: «Друг мытарям и грешникам». Он благотворил и спасения искал грешникам, но от людей злословие терпел. Нас ради, меня и тебя ради, терпел неповин­ный и милостивый Господь наш. Мы — люди, которые любят есть и пить вино, мытари и грешники, но Спаситель наш за нас укорение терпел. Слава милосердию Его! 3) Видим отсюда, что пастыри, заботящи­еся о спасении душ человеческих, подлежат злоречию и гонению от злых людей. Сатане неприятно дело их, и потому изощряет на них языки злых людей, как меч, и гонит их. Бере­гись верить злоречию на пастырей и затыкай уши от злоречивых уст. Это дьявольские ору­дия. 4) Видим еще отсюда, чего только зависть и злоба ни делает. Ничем ей благочестивая ду­ша угодить не может, все ей неприятно, что ни делает. Там изобретает порок, где порока нет. То порочит и хулит, что похвалы достой­но. Так, Господь сказал о злобных Иудеях: «Пришел Иоанн (Креститель), ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и греш­никам» (Мф.11:18-19). Видишь, что злобным и Предтеча, ангел плотью обложенный, и Сам Христос, Господь его, свет без всякой тьмы и сама неповин­ность, угодить не могли, но в обоих отыскали, что порочить. Когда в свете, в котором тьмы нет ни единой, и в светильнике Его отыскала злоба, что осуждать, то чего уже не отыщет в прочих благочестивых душах, которые не без немощи? Видим то же и ныне злобы действие: что ни делает человек, все пересуживает, все винит. Берегись же зависти и злобы — это ве­ликий яд души, и как червь дерево внутри, так и он душу грызет и снедает, и как только вос­стает в сердце, умерщвляй этого червя пагуб­ного, дабы возросши не умертвил душу твою. 5) Видим, как душа наша повреждена ядом змия древнего, как сатана завистлив и злобен, как тем же ядом и душу человеческую напоил, так что о чем человеку должно радо­ваться, о том он завистью и злобой снедается. Видим такого зла достаточно на свете. 6) Далее отсюда примечаем, что за благо­честием, как за телом тень, гонение следует. Поэтому благочестивой душе не веселья, но скорби в мире этом ожидать должно. 7) Христос Иисус Спаситель наш своею кротостью и терпением учит нас быть крот­кими и терпеливыми, и злобу людей побеж­дать благостыней, или, по крайней мере, молчанием. 8) Зависть и злоба — великие в душе чело­веческой язвы, как видели мы. От зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство после­дует, как видим на Каине. Поэтому трудиться и молиться Иисусу до тех пор должно нам, пока язвы эти на душах не исцелит. Хочет Он исцелить их, но хочет, чтобы мы и немощи наши объявляли ему, и просили, и искали то­го у Него. Постараемся же заботиться об ис­целении душ наших и помолимся прилежно и неотступно Врачу душ — Иисусу, чтобы исце­лил немощи наши. 9) Поминай, возлюбленный, то время, в которое Господь наш ради нас по земле ходил, и между грешниками обращался, и слышал от языков человеческих: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и греш­Никам». Тот же Господь еще раз придет и позо­вет нас на суд. Близок же день тот, и неждан­но явится. День ото дня ожидаем Его: ближе ныне, нежели вчера и позавчера был. А хотя и не дождемся его, живя на земле, так смерть день ото дня к нам приближается, и введет нас в вечность, или блаженную, или злопо­лучную. И с чем она застанет нас, с тем и на суде грядущем поставит. Блажен бодрствую­щий и помышляющий о часе том. «Блажен раб тот, которого Господь его, придя, найдет бодрствующим» (Лк 12:37, 43). Постараемся и мы блаженства того участниками быть. Спасайся.

 

Письмо 104 (Как фарисейская за­висть и злоба злословила Христа)

 

Посмотрим далее, как фарисейская за­висть и злоба злословила Христа Господа, Ко­торый пришел спасти их. Когда Господь изго­нял бесов из людей и «народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле, — фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою кня­зя бесовского» (Мф.9:33-34), и еще: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бе­совского» (Мф.12:24). Видишь, какую страшную хулу зависть и злоба извергает! Кто может беса изгнать, кро­ме Бога, Которого трепещет род сей? И как может сатана сатану изгнать, которые равную силу имеют? Надо крепчайшую силу иметь тому, кто хочет связать его и изгнать, и как они друг друга изгонять будут, которые всегда согласны на вред и погибель человеческую? Видим здесь: 1) Зависть и злоба в ослепление человека приводит, что здесь на фарисеях видим. При­писывают то сатане, что единому Богу прили­чествует. Сами могут видеть, что изгнать беса есть дело силы Божией, но изрыгают хулу: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Так за­висть к злобе, а злоба к ослеплению приводит, ослепленный же не знает сам, что делает. О, сколь страшна язва душевная — зависть! 2) Видим здесь, возлюбленный, чего толь­ко не претерпел Иисус, Избавитель наш! Же­лая нас избавить от власти сатанинской, слы­шал: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского». И это слышал Тот, во имя Которого и бесы повинуются рабам Его, Тот, от Которого и бе­сы трепещут, Тот, Который дает власть рабам Своим наступать на змею и скорпиона, и на всю силу вражью, — Его божественные уши слышали хулу: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского!» Ради нас терпел сие Избавитель наш Господь. Слава милосердию Его! 3) Христианам истинным надлежит гоне­ние и поношение в мире этом. «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более до­машних его?» — утешает Господь христиан (Мф.10:25). Если Господина, Учителя, Главу из­гнали, то тем более рабов, учеников и члены духовные Его изгонят. Надо непременно страдать рабам с Господином, ученикам с Учителем, и членам тела с Главою. Христос Господь наш терпел хулы, — надо и нам рабам Его терпеть. Если хотим среди домашних сего великого Господина быть, надо с Ним и тер­петь. 4) Поминай, возлюбленный, то время, в которое слышал Господь наш за нас хулы страшные: «Он изгоняет бесов силою князя бе­совского», — и ожидай, что Он скоро с Ангела­ми Своими придет вновь, уже не терпеть, но «прославиться во святых Своих и явиться див­ным в день оный во всех веровавших» (2 Фес 1:10), и предать грешников «в огонь вечный, уго­тованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Близок день тот, и нежданно, как тать в ночи, придет. День ото дня ожидаем его, со дня на день приближается к нам. Будем же готовы, ибо в тот самый час, когда не ожидаем, Сын Божий придет и вострубят трубы, и возбу­дятся мертвые от начала мира, и престол поставится, и Судия сядет, окружаемый мно­жеством Ангелов, и предстанут пред Ним все племена земные и народы, и воздаст всем по делам их, и пойдут одни в муку вечную, а дру­гие в жизнь вечную. Поминай день тот. Спасайся.

 

Письмо 105 (Что Христос отве­чал хулящим Его фарисеям?)

Вопрошаешь: что Христос Господь отве­чал хулящим Его фарисеям? Ответ. Кротко отвечал им и доказывал, что Он силой Духа Божия, а не веельзевула изго­няет бесов, поскольку сатана сатану изгонять не может, так как все бесы согласны между собой в том, что стараются погубить, а не ис­целить человека; кроме того, Тот, кто изгоня­ет беса, должен быть значительно сильнее его, и прочее. Читай сам, что у евангелиста Матфея написано (Мф.12:24-37). Видим здесь: 1) Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью об­личал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказа­тельства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко посту­пал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками. Если без­грешный Господь от грешников кротко хулу терпел, то тем более мы, грешники, от греш­ников терпеть кротко должны. Грехи наши заслужили это, а заслуженное должно с кро­тостью принимать. Лучше здесь временно от людей терпеть хулу, нежели вечно от дьявола поруганными быть; и хотя хуление по дейст­вию бесовскому бывает, но нам по попуще­нию Божию как наказание бывает, и потому должно сие терпеть и Бога благодарить. 2) Христос Господь говорит фарисеям: «Ес­ли Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыно­вья ваши чьею силою изгоняют» (Мф.12:27)? Апостолы изгоняли бесов, и Иисус Христос изгонял бесов, — едино дело было у учеников и у Учителя и Господа их Иисуса Христа, но они не слышали того от фарисеев, что слы­шал Господь наш: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф.12:24). Одно дело делали, но они не слышали, а Господь слышал хулы от злоречивых уст. Что это значит? Нашу совесть, возлюбленный, уязвляет слово хуления, на Господа нашего изрыгаемое. Грехи наши Он взял на Себя, по­этому и казнь на Него за них возложена, и по­ношения поносящих напали на Него. Преславные делал дела, и удивления достойные: «Никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33), — и благодеяния, каких более быть не может, показывал, но за все это хулим был. Мы в том виновны: наши грехи и хуления ху­лили Господа нашего, мы согрешили пред Бо­гом нашим и похулили Его, желая Божией че­сти с Адамом, праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения дьяволь­ского, поэтому Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себя, и пла­тил за нас правде Божией, и «чего не отнимал, то должен был отдать» (Пс.68:5). Слава милосердию Его! Помни возлюб­ленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили. 3) Хула, которую фарисеи на Христа Гос­пода изрыгали, в лице Христовом касалась Бога, так как Христос есть Бог, Слово Божие ипостасное, единосущное Отцу и Духу. Рассу­ди же, как эта хула уязвляла пресвятую душу Его! Уязвляет всякого человека хула, но царя, или какого высокого человека, более уязвляет, потому что сан и честь высокая в нем хулится. Так и во Христе Господе, та хула, которую Он терпел, чести Божией касалась, и в нас хулил­ся Бог чудодействующий. По виду был как че­ловек, но Бог был истинный, плотью челове­ческой обложенный. Поэтому, поскольку Бог в нем хулим был, это весьма уязвляло пренепорочную душу Его, потому и показывал ху­лителям, что они тяжко грешат. Ибо, хотя бы и не верили, что Он Бог был, но дела, которые Он делал, Божиими были, ибо беса изгнать только один Бог может, Которому все пови­нуются. Помни же, что и прежде страстей Своих страдал ради нас Христос Господь наш. Хотя тела Его и не уязвляли враги Его, но уязвляли божественную душу Его. Да будет имя Его благословенно! 4) Что произошло со Христом Сыном Божиим, то и с рабами Его случается. Христос делал добро, но языками человеческими го­ним был. Видим то же и на духовных членах тела Его, видим, как добрые их дела хулят и порочат злые языки. Молитву, воздержание, терпение, кротость, милостыню, смирение и молчание лицемерием и лукавством называ­ют. И что удивительно: то же самое в иных хвалят или молчанием обходят, но в богобояз­ненном человеке хулят! Оттуда произошли негодные слова, или скорее укоризны: бого­мол, святоша, пустосвят, и прочие. Так мир нечестивый не любит благочестия, и злой не­навидит добра. Благочестие истинное в серд­це пребывает и сокровенно есть, как же мож­но знать, что у человека в сердце кроется: ис­тина или лицемерие? Но злой язык хулит и порочит то, чего не знает. Берегись хулить всякого человека, ибо не знаешь, что есть в человеке. Человек на внешнее смотрит, но Бог — на внутреннее. 5) Господь бесноватых исцелял. Помолим­ся и мы Ему, чтобы и наши души беснующие­ся исцелил. Лютые бесы в душе — нечистота, гнев, ярость, злоба, ненависть, зависть и гор­дыня, и более мучают бедную душу, нежели духи лукавые тело, и не к чему иному, как к вечной смерти ведут. Христос Господь один этих лютых бесов изгнать может. Помолимся же и мы с женою хананейскою: «Господи, ду­ша моя жестоко беснуется: помоги мне» (Мф. 15:22); исцели меня, Господи, и исцелюсь». Но всегда помни, что Господь, претерпевший хулу ради нас, придет судить нас, и не только за беззакония, но и за праздное слово возда­дим Ему ответ. Он Сам сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36). Спасайся.

 

Письмо 106 (О злых речах на нас и злых речах на Бога)

 

Однако примечай и хорошо внимай, воз­любленный: 1) Когда злые языки хулят нас самих, то мы или молчать, или кротко отвечать им должны, так как имя наше и слава ничто есть. Ибо мы земля и пепел, и рабы негодные, и всякого хуления поистине достойны. Чело­век, сам по себе, ничего, кроме немощи, рас­тления, грехов и окаянства, не имеет, и если что доброе имеет, или делает, то Божие есть, а не его. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Если только один Бог благ, то, сле­довательно, всякий человек сам по себе зол, а злой разве может добро иметь или творить? «Не может дерево худое приносить плоды доб­рые» (Мф.7:18). Поэтому и похвалы недостоин, но единому Богу похвалу подобает воздавать, как единому благому. Человеку же подобает жалеть и стыдиться, что он злой и негодный раб, ибо у негодного раба и дела негодные. Рассуждение об этом да подвигнет нас к кро­тости и терпению. 2) Когда злой язык имя Божие хулит и честь Его терзает, то тогда должны мы не мол­чать, но стоять за честь имени Его, и хулителя злоречивые уста заграждать, хотя бы и до из­лияния крови и лишения жизни нашей сле­довало дело, что Спаситель наш и в приве­денном ответе, и в других случаях показал, и Своим примером нас научил. Ибо любить Бо­га мы должны более себя самих. 3) Поэтому плохо делают те, которые за свою честь ревнуют, но о Божией чести, ког­да она хулится, небрегут. Это знак того, что таковые не знают, что есть Бог, что Он Со­здатель, Промыслитель, Любитель, Благоде­тель, Господь и Отец всех, и их. Ибо кто за честь господина, отца и благодетеля своего не постоит? Тем более за Божию честь всяко­му верному рабу Его стоять должно. Ты тако­вым людям не подражай, но как свою честь ни во что вменяй, так за Божию честь до по­следней капли крови стой. Помни, что Сам Бог говорит: «Я прославлю только прославляю­щих Меня, а бесславящие Меня будут посрам­лены» (1Цар.2:30). Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь