Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Краткое подразделение школ буддизма.
В буддизме существует 3 основные течения: Хинайана («Малая колесница»), Махайана («Большая колесница»), и Ваджрайана («Алмазная колесница»). С философской точки зрения Ваджрайана практически ничем не отличается от Махайаны, поэтому в философии буддизма существует 2 направления: Хинайана и Махайана. В свою очередь каждое из этих направлений делится на две философские школы.
Названия 4-ех философских школ буддизма. Хинайана делится на школы Вибхашика и Саутрантика, 1) Вайбхашика – непосредственный (прямой) реализм; 2) Саутрантика – доктрина представлений реальности в уме (репрезентационализм).
Махайана делится на школы Йогачара и Шунйавада. 3) Йогачара или вигьянавада – субьективный идеализм; 4) шунйавада или мадхйатмика – доктрина пустоты.
Опровержение буддистских школ Ваибхашики и Саутрантики. Общие положения школ Ваибхашики и Саутрантики. Первые 2 школы буддизма можно условно назвать «реалистическими», поскольку они принимают существование ума и материи как реальное. Их отличие состоит в том, что Ваибхашика считает, что ум и материя существуют независимо друг от друга, тогда как теория Саутрантики гласит, что внешние объекты существуют только в том случае, если находят свое отражение в чьем-либо уме. Но обе эти школы учат, что как мир ума, так и мир материи есть поток фундаментальных неделимых частиц, существующих лишь одно мгновение. В реальности вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления.
Итак, эти две школы разделяют материальный мир на две категории феноменов: физический и ментальный (или внешний и внутренний). Далее эти 2 категории делятся на 5 разделов (или 5 скандх): 1) Рупа - включает в себя элементы: земля, вода, воздух, огонь, и формы, состоящие из этих эелментов. Рупа охватывает все физические феномены. Остальные 4 раздела (скандхи) включают в себя ментальные феномены, а именно: 2) Вигьяна - поток сознания, которое и есть эго. 3) Ведана - восприятие наслаждения и боли. 4) Самгья - имена и слова. 5) Самскара - эмоциональные впечатления, такие как ненависть, любовь и т.д. Согласно буддистским школам ваибхашики и саутрантики не существует ничего, помимо этих 5-ти категорий.
Довод против: Даже если принять, что вышеуказанные категории описаны достоверно, они не объясняют во всей полноте реальность, существующую во вселенной. В этом списке упущена духовная природа Сверхдуши и живых существ. Если вы отрицаете бытие духовных существ, обладающих сознанием, то откуда в этом мертвом мире проявляются признаки жизни, например умственная или психическая деятельность живых существ, которую вы перечисляете в 4-ех последних разделах (скандхах)? («Веданта-сутра» 2.2.18) Цитаты, подтверждающие это: ШБ 10.87.19, 11.2.37, 11.11.5-8, 11.11.7, 11.11.8 Возражение буддистов: Но исходный момент психологических феноменов не является духовным или сознательным. Исходная точка всего - это невежество (Авидйа). Невежество приводит в движение вечно вращающийся причинный цикл, состоящий из 12-ти фаз: 1) Прошлые впечатления (самкары); 2) Изначальное сознание [понимание, отчет в собственных действиях] (вигьяна); 3) Психофизический организм (намарупа); 4) 6 органов познания (садайатана); 5) Контакт чувств с их объектами (спарша); 6) Прошлый чувственный опыт (ведана); 7) Жажда наслаждаться (тришна); 8) Привязанность на уровне ума (упадана); 9) Желание существовать (бхава); 10) Рождение (джати); 11) Старость и смерть (джара-марана), и 12) Невежество снова (авидйа)
Контрдовод: Эти 12 фаз являются лишь вторичными причинами. Первичная причина – это вечный и неизменный принцип, который присутствует всегда и который вы упускаете. («Веданта-сутра», 2.2.19) Цитаты, подтверждающие это: «Ш.Б», 11.16.36-37
Возражение буддистов: Мы твердо придерживаемся доктрине вечно меняющегося равновесия, которая разработана в буддизме. Согласно этой доктрины нет необходимости в каком-то вечном постоянном принципе или вечной сущности, стоящей за этими 12-ю фазами.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы