Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опровержение буддистской школы Шунйавада



Доктрина школы Шунйавада

Доктрина Мадхайтмика - это шунйавада или доктрина пустоты. Она провозглашает, что существование само по себе является противоречием, ибо согласно буддийской теории о вечно меняющемся равновесии, все вещи, которые существуют сейчас, возникли из разрушения других вещей, также как деревья, существующие в настоящий момент, возникли из семян, которые к настоящему времени разрушены. Таким образом, существование не возникает из другого существования. Доктрина пустоты утверждает, что существование не возникает также и из несуществования (абхава), так же как дерево не может возникнуть из поджареных семян. Из этого они делают другой вывод, что существование не возникает и из самого себя также, ибо такой тезис подтверждал бы доктрину атмы (постоянной сущности), которую Будда отверг. Также бытие (или существование) не возникает и каким-либо другим образом, который можно себе представить. Следовательно, творения нет, его не существует. Если нет творения, то нет и разрушения. Творение, разрушение, причина, следствие, существование и не существование - все это нереально. Единственная реальность - это шунйа, пустота. Пустота не требует какого-либо объяснения, ибо она самосуща и доказывает самою себя.

Опровержение (5)

Но в действительности эта теория пустоты опровергает саму себя по следующей причине:

Согласно шунйаваде все методы обретения знания и все аргументы не реальны, их просто не существует. Если так, то доктрина пустоты не может быть доказана.

(«Веданта-сутра», 2.2.32).

Цитаты, подтверждающие это: «Ш.Б», 7.15.58.

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада о буддизме

Цитаты

«В буддизме также это обязательный регулирующий принцип. Буддист должен обязательно стать саньяси по крайней мере на период 10 лет. Вся идея состоит в том, как достичь духовного совершенства. Если человек остаётся в семейной жизни обременённый. Он не может сделать никакого духовного продвижения. Но если вся семья в сознании Кришны, то это помогает» (Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес).

«В практической жизни, те же основные мировые религии, христианство, христианство, буддизм, индуизм, и также мусульманство, имеют основной принцип - "не убий". Он существует в каждой религии. Буддизм полностью против убийства. Ни при каких обстоятельствах, ни в каких обстоятельствах убийство не разрешается» (Беседа в комнате с англичанином, 31 августа 1973, Лондон).

«Проф. Регамэй: Итак, есть некоторые школы буддизма, которые поклоняются Будде как Богу.

Шрила Прабхупада: Да, Он Бог. Он Бог. Они не принимают Будду как инкарнацию Бога. Но из Вед мы понимаем, что Он является инкарнацией Бога.

Проф. Регамэй: Но он принёс миру ахимсу, но я думаю, что ахимса уже появляется в Бхагават-Гитё. Но также у джайнов была ахимса.

Шрила Прабхупада: Ахимса, потому что в то время люди убивали животных во имя йаджны. Также как в христианском мире, есть приказание не убивать, но тем не менее они убивают. Итак, это неправильное использование духовных наставлений происходит постоянно. Есть класс людей, которые злоупотребляют духовными наставлениями и продолжают со своими мотивами. Итак, тогда был период, когда люди, под защитой Вед... Потому что в Ведах, рекомендуется жертвоприношение животных ради определённых целей, чтобы проверить правильность повторения Ведических мантр. Животное не убивалось. Животное помещалось в огонь. Затем он снова выходило с новой жизнью. Это было верное повторение Ведических мантр. Итак, для чего, жертвоприношение животных... Также как в биологических лабораториях, они проводят эксперименты на теле животных, лягушек, подопытных кроликов. Подобным образом, такие эксперименты проводились, насколько правильно произносилась мантра. Проверка состояла в том, что должны были поместить в огонь, и если Ведические мантры произносились правильно, тогда животное появлялось с новым телом. Итак, старая корова или бык помещались, и они появлялись с новым телом. Такова была цель. Теперь, позднее, они начали есть мясо, с помощью так называемых жертвоприношений животных. В этот период явился Будда. Про него говорит это описание,

садайа-хридайа-даршита-пашу-гхатам

/Шри Дашаватара-стотра Джаядевы Госвами из Гита-говинды/

Господь исполнился сострадания к животным, так как их без нужды убивали. Поэтому Будда, Господь Будда, его единственной миссией было остановить греховную деятельность по отношению к животным...

ахимса парамо дхармах

Он учил этому. Но эти негодяи, они показывали свидетельства... Также как христиане говорят, что "Господь Иисус ел рыбу", или иногда что-то такое. Потому что Господь Иисус Христос ел рыбу, поэтому они должны поддерживать бойни. Таковы их объяснения. Как-то кто-то спросил меня об этом... я сказал, что убийство животных это греховная деятельность. Итак, кто-то спросил, что Господь Иисус Христос ел рыбу" где-то. Тогда я сказал, что Он могущественен. Он может съесть весь мир. Но вы не можете ему подражать. Вы должны следовать его наставлениям, что он говорит. Он сказал, "Не убий". Поэтому вы должны следовать его наставлениям, а не поступкам". Он могущественен. Он может действовать так или иначе, в соответствии с обстоятельствами. Это его дело. На самом деле, это ведическое указание, также как солнце, солнце может поглотить мочу. Люди мочатся на улице, и солнечный свет поглощает, испаряет мочу, но тем не менее солнце чисто. Более того, место куда помочились, дезинфицируется. Подобным образом, те, кто могущественны, Ишвара, божественны, вы не можете подражать их поступкам. Они очевидно, делают что-то неправильно, тем не менее, они чисты. Тот же пример. Солнце поглощает или испаряет мочу, но тем не менее солнце по-прежнему чисто. Но если я буду имитировать и лизать мочу, тогда это не очень хорошее занятие. Подобным образом мы не можем подражать могуществу, мы должны просто следовать наставлениям могучей личности... Но люди предполагаются имитируют... Разве это очень хорошая причина? Предположим Христос ел рыбу, но разве это является достаточной причиной для того, чтобы содержать большие, большие бойни? Потому что Христос сказал, ... И он учил в пустыне. Предположим там не было пищи, и ему надо было есть какую-то рыбу. Поэтому это его дело. Он мог это делать. Он такой могущественный. Но значит ли это, что под этим предлогом, по всему миру христиане будут содержать большие, большие современные машины для боен? Поэтому это греховно. Итак, Будда хотел остановить это безобразие, тех, кто ел и убивал животных под предлогом Вед. Они не знали, каково их значение, но они говорили, что это утверждается в Ведах,

пашаво вадхйайах сриштах

"Животные созданы для того, чтобы быть убитыми". И с какой целью их убивают? Они не зная,... На самом деле они хотели удовлетворить свои языки, поедая плоть, но они приводили доказательства из Вед. Поэтому для того, чтобы остановить эту бессмыслицу Будда сказал, "Мне нет никакого дела до ваших Вед".

ниндаси йагйа-видхер ахаха шрутиджатам
/Гита-говинда/

Шрутиджатам означает указание Вед.

Проф. Регамэй: Да» (Беседа в комнате с проф. Регамэйем, санскритологом, Университет Луизианы, 4 июня 1974, Женева).

«Итак, люди не должны оставаться во тьме. Нужно вывести их к свету. Поэтому в каждом человеческом обществе существует определённый институт. Который называется религией. Вы знаете все эти религии, индуизм, мусульманство, христианство, буддизм, - возьмите какой угодно изм, - какова цель всех этих религий?

Цель заключается в том, чтобы вывести людей к свету. Такова цель религии. И что является этим светом?

Этот свет – это Верховная Личность Бога. Религия означает законы Верховной Личности Бога» (Лекция для группы студентов колледжа, 20 октября 1968 года, Сиэтл).

«Последователи философии буддизма тоже стремятся к этому. Нирвана. Нирвана означает уничтожить, потушить эти страдания. Они хотят сделать это пустотой. Они хотят свести к нулю всё это материальное разнообразие. Такова философия Будды. Философия майавади более или менее такая же. Это как бы переработанное издание буддисткой философии. Ноль. Ноль и жизни нет. А философия майавади говорит: Да, всё это ноль, но жизнь есть.

Вот в этом ошибка. Если жизнь есть, тогда должно быть разнообразие. Жизнь без разнообразия невозможна. Мёртвое тело, - в нём нет никакого разнообразия. Но если есть жизнь, то должно быть разнообразие. Таковы недостатки всех других философий» (Лекция о материалистах, 18 ноября 1968, Лос-Анджелес).

«Большая часть основных религий мира - религия индуизма, религия мусульманства, христиаства и религия буддизма содержит принцип веры в какой-то высший авторитет или личность, нисходящую из царства Бога» (Лекция по Бхагавад-Гите 4.4-8, лето 1966 года, Нью-Йорк).

«Господь Будда признан воплощением Кришны в Шримад-Бхагаватам. Мы поклоняемся Будде как воплощению Бога.

Есть один замечательный стих, написанный одним великим поэтом-вайшнавом:

ниндаси йаджна(гйа)-видхер ахаха шрути-джатам
садайа-хридайа даршита-пашу-гхатам,
кешава дхрита-буддха-шарира джайа джагадиша харе

/Шри Дашаватара-стотра Джаядевы Госвами (из "Гита-говинды")/

Смысл этого стиха такой: О Господь Кришна, ты принял форму Господа Будды чувствуя сострадание к бедным животным. Проповедь Господа Будды была направлена на прекращение убийства животных, ахимса, ненасилие. Его основной целью было прекращение убийства животных. Существует высшее царство, царство Бога. Это именно царство Бога» (Лекция по «Бхагавад-гите», 4.4-8, лето 1966 года, Нью-Йорк).

«Согласно философии буддизма, в конце материальной жизни лишь пустота. Но Бхагавад-Гита учит иному. По завершении материальной жизни начинается истинная жизнь. Грубые материалисты думают, что эта материальная жизнь просто заканчивается. Те же кто духовно развиты знают, что после окончания жизни в материальном мире будет иная жизнь. Тот кому в этой жизни посчастливится обрести сознание Кришны сразу же достигает стадии "брахма-нирвана". Между царством Господа и преданным служением Господу разницы нет» (Лекция по Бхагават-Гите, 2.62-72, 19 декабря 1968, Лос-Анджелес).

«Это наша религия. Это - религия индусов. Это - религия мусульман. Это - христианская религия. Или это - буддизм. А это религия сикхов. Это та религия, а это - эта". Они придумали множество религий, множество. Но истинная религия – это

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/

Религия значит законы, данные Богом. Это религия. Вот простое определение религии: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Религия - это установленные Богом законы. Это религия» (Лекция по Бхагавад-гите, 4.3, 23 марта 1974, Бомбей).

«Поэтому, регистрируя наше общество, я специально сохранил это название: "Сознание Кришны". Не индуизм, не христианство, не буддизм. Кришна не принадлежит ни к одной из сект. Те, кто считают нас сектантами, ошибаются, потому что Кришна не принадлежит ни к одной из сект» (Лекция по «Бхагавад-гите», 7.3, 18 февраля 1974, Бомбей).

«Все Деяния Кришны личностны. Поэтому это также майя". Потому что они нирвишешавади, их конечная цель это нирвишеша-брахман. Поэтому они не принимают всё личностное. А философия буддизма это ноль, шунйавади. Нирвишеша-шунйавади. Весь мир теперь испорчен этими двумя видами философий: нирвишеша-шунйавада, ипмерсонализм и пустота. Но вайшнавская философия это не войдизм, не имперсонализм. Вайшнавская философия означает познать Абсолютную Истину как личность. Безличное осознания Абсолютной истины это частичное знание. Оно не полное, потому что Абсолютная истина это сач-чид-ананда-виграха, /Брахма-самхита 5.1/» (Лекция по «Шримат-Бхагаватам» 1.8.43, 23 октября 1974, Майяпур).

«Хотя в ведической литературе существуют рекомендации для принесения животных в жертву. Но ты запрещаешь это. Ты говоришь нет. Этого не должно делаться. Поэтому буддизм не является ведической религией. Потому что Будда был против ведических жертвоприношений. Его целью являлось остановить убийство животных. Но люди хотели, они требовали от него свидетельство из Вед. Поэтому он сказал: не всё равно до ваших Вед. Поэтому Шанкарачарйа пришёл, и он изгнал буддистов из земли Индии. Это долгая история» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.5.14-16, 11 июня 1969 года, Нью-Вриндаван).

«Философия майавади, они говорят, чтобы "Прекратить эту привязанность". Философия буддизма говорит, что "Сведите эту привязанность к нулю". Это также небольшое продвижение, но невозможно свести нашу привязанность к нулю. Это невозможно. Поэтому Бхагаван говорит в «Бхагават-гите», 2.59:

парам дриштва нивартате

Также как ребёнок привязан к игре, и постепенно, его привязанность должна быть перенесена на чтение, ходить в школу, образование. Но если вы прекратите эту привязанность, тогда он сойдёт с ума» (Лекция по Шримад-Бхагаватам», 3.25.24, 24 ноября 1974, Бомбей).

«Высший смысл это полюбить Бога. Это высшее решение. Итак, мы не проповедуем это вегетарианство. Также как есть джайны и много других религиозных система, буддизм. Они стремятся сделать людей вегетарианцами. Но закон природы таков, что одно живое существо это пища для другого живого существа. Таков закон природы. Вы найдёте даже у низших животных, что они едят друг друга. Это закон природы» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 6.1.2, 6 мая 1976, Гонолулу).

«Итак, преданные знают, что в своём сердце Шанкарачарья был вайшнавом, но он должен был проповедовать как авайшнав, потому что он должен был выдворить буддизм из Индии. Такова была его миссия. Поэтому он сделал нечто, компромисс, с философией буддизма. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, что он хотел принять Веды против буддизма, который не принимал Веды, но он проповедовал этот атеизм под прикрытием Вед. Поэтому он говорил, что

веда на манийа бауддха хаила наштика,
ведашрайе вада настика ке адхика
/ЧЧ, Мадхья 6.168/

Таковы обсуждения. Поэтому человек должен очень хорошо изучить, в чём заключается цель, почему пришёл Господь Будда, почему пришёл Господь Шива и Шанкарачарья, почему пришли другие ачарии, почему пришёл Чайтанья Махапрабху. Для этого надо изучать под достойным руководством. Тогда человек сможет понять» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 6.2.16, 19 сентября 1975, Вриндаван).

«Общество не может называться человеческим, если оно пренебрегает религией. Поэтому мы видим, что в любом цивилизованном обществе есть какая-то религиозная система. Не важно, индуизм это, христианство, буддизм или ислам, должна быть религиозная система. Без такой системы человеческое общество нельзя считать человеческим. Это – животное общество» («Нектар преданности», 1 ноября 1972, Вриндаван).

«Сатсварупа: А что насчет обмана Шанкары?

Шрила Прабхупада: Да. Обман Шанкары также подобен этому, потому что он брал, он принимал из буддистов. Если бы он сразу же сказал, что "Господь Будда обманул вас", они бы не приняли. Поэтому он пошёл на компромисс. Теория буддизма это "пустота", и он сказал, "формы нет". Итак, это практически одно и то же. Но он сказал, "есть Брахман": брахма сатйам джаган митхйа. Вот настолько лучше. Таков же процесс» (Утренняя прогулка (6 декабря 1973, Лос-Анжелес).

«Парамахамса: Буддисты также говорят, что тело подобно дому. Вы собираете дом, вы собираете тело из химических элементов. И когда тело умирает, также как вы разбираете дом, всё дерево, и затем дома больше нет...больше нет души, больше нет жизни.

Шрила Прабхупада: Да. Это называется нирвана. И с помощью химических элементов вы можете построить другой дом. Буддисты не дают никакой информации о душе. Это буддизм» (Утренняя прогулка на поле для гольфа в Чевиот-Хилсе, 13 мая 1973, Лос-Анджелес).

«Например, буддистская религия. Буддизм это тоже индийская религия. Господь Будда был индийцем. Как например, Господь Чайтанья начал свою проповедь из Бенгалии, Господь Будда начал свою проповедь из Бихара. Он был индийцем. Но проблема была в том, что он не признавал авторитет Вед. Поэтому его философия считается атеистической. И Шанкарачарья выгнал всех буддистов с индийской земли. Поэтому они поселились в Китае, Японии, Бирме, - за пределами Индии. Но так или иначе, строгие последователи религии это последователи Вед. И существует два направления. Одно направление возглавляет Шанкарачарья. И другое направление – это вайшнавы. То есть, в основном последователи Рамануджа ачарьи, Мадхава Ачарьи, и Шри Чайтаньи; все они вайшнавы. Итак, эти два направления следуют ведическим принципам и принимают Кришну, как Верховную Личность Бога.

Что касается авторитетных духовных лидеров в Индии, среди них нет разногласий. И те и другие признают Кришну, как Верховную Личность Бога» (Введение к «Бхагават-гите как она есть», ноябрь 1968, Лос-Анджелес).

 

«Вегетарианство в мировых религиях







Сатьяраджа дас

ГЛАВА 6

БУДДИЗМ

 

«Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».

«Махапаринирвана Сутра»

Современный буддизм – система воззрений и обрядов, выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563 – 483 гг. до н.э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «знать», «осознавать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».

Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям. Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть два постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.

Покойный Д.Т. Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность буддизма» пояснил: «грандиозное здание буддизма покоится на двух столпах: «великой мудрости» (maha-prajna) и «великом сострадании» (maha-karuna). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание - из мудрости, ибо они двое едины»*//1//*. Вероятно, именно это доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям – сострадание есть основа их религии...»*//2//*. Сама жизнь Будды служит олицетворенным примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.

 

Просветление

 Как гласят буддистские тексты, Сиддхартха Гаутама, еще не ставший Буддой, был сыном великого царя, который держал его в уединении и оберегал от соблазнов внешнего мира. В юности Сиддхартха вел волшебную жизнь за высокими стенами отцовского дворца, не ведая тягот земного существования.

Однако, достигнув двадцати девяти лет, Сиддхартха впервые отважился выйти за пределы царских хором и увидел старика, больного, мертвеца и, наконец, санньяси (монаха-аскета), который объяснил царевичу, что старость, болезнь и смерть – не редкостное зрелище, а обычный скорбный удел всех живых существ в этом мире. Сиддхартха огорчился и погрузился в думы. Он решил найти способ победить человеческие страдания.

Сначала он стал поститься и умерщвлять плоть. От недостатка пищи он заболел так тяжело, что едва не умер. Он пришел к выводу, что самоистязание не приводит к искомому совершенству. Отчаявшись, Сиддхартха сделался странствующим нищим.

Согласно буддистской традиции, однажды вечером (вероятно, около 531 г. до н.э.), медитируя в лесу в Будх Гайя, Сиддхартха достиг порога просветления. Это значит, что теперь он, наконец, увидел, что материальная жизнь иллюзорна и что все в этом мире непостоянно. Там же, в Будх Гайя, под знаменитым Древом Бодхи, Сиддхартха поклялся добиться полного просветления.

Он шесть лет практиковал садхану (упражнения для духа) и достиг своей цели. Тогда он открыл Четыре Благородных Истины материальной жизни: в этом изменчивом мире неизменно лишь страдание; страдание рождается из прихоти; уничтожить прихоть – значит уничтожить страдание; чтобы уничтожить прихоть, нужно следовать Восьмеричному Пути. Этот Путь включает в себя верное понимание, верную цель, верную речь, верное поведение, верные дела, верные усилия и верное созерцание. Он известен также как Срединный Путь (между крайней привязанностью к миру и полным отречением от него); путь должен вывести человека из царства страданий и привести в «пустоту» (shunyata). Философия Будды была направлена на избавление от страданий для всех живых существ, что, естественно, подразумевает, особенно в раннем буддизме, и страдания животных.

Таково, в упрощенном виде, учение Будды; тем не менее, это все, что достоверно известно о его пути к просветлению. Есть также еще одно учение, которое считается основополагающим в доктрине буддизма и до сих пор признается его Первым Принципом: «Не убивай, но сохраняй и оберегай все живое».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь