Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Франко Ферраротти (р. 1926)



Основные работы: «Трактат о социологии» (1968), «Альтернативная социология» (1972), «Последний урок: Критика современной социологии» (1999), «Миф о неизбежном прогрессе» (1985), «Пять сценариев для 2000 года» (1986).

Ф. критикует культуру в русле Франкфуртской школы. В информационном обществе первичны организационные отношения. Основная форма социальной организации – корпорация à жестко контролирует, создает неравенство и привилегии. Основа этого – информация, ее накопление необходимо для осуществления власти и принятия решений. à Владение социальной информацией – власть.

Социальная информация (ключевое понятие у Ф.) – охватывает все политически и социально значимые темы, кто ей владеет, тот осуществляет власть и влияние. Отсутствие информации – отчуждение à появляются новые формы эксплуатации – изоляция, сегрегация, одиночество, страдание, исключение – оторванность от информации + потеря личностной идентичности à поведение, основанное на рекламе и интересах производителя.

Главный социальный конфликт информационного общества касается его всего à борьба за право самоопределения, защита своей идентичности.

Типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека этой информации:

1. информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования;

2. информация, касающаяся сферы рационального социального действия;

3. информация, касающаяся рационального планирования и социального изменения на индивидуальном уровне.

Политическая власть должна быть коллективной à люди должны участвовать в трансформации жизни.

Конец автоматического прогресса à технократическая идеология и теория прогресса – проект Просвещения, но в информационном обществе это себя исчерпало à конец индивида. Техника не может решить проблем нового общества, она уже символ западной цивилизации технократической идеологии противостоит идеология «цельного человека» (техника бессмысленна для современного общества). Необходима перестройка социальных отношений à необходима солидарность и изменение отношений между властью и политическими институтами à необходима третья идеология à развитие информационного общества в направлении демократического планирования и участия народа. Это не неизбежный путь, необходим групповой выбор возможного будущего. Отмирание индивидуальности.

Пять возможных сценариев будущего:

1. Общество – муравейник. Высокий уровень урбанизации, демографический взрыв, но нет чувства объединенности, отсутствует экономический обмен между городом и деревней, городская инфраструктура приходит в упадок à повышается чувство одиночества, возрастает преступность. Разрушается экономическое равновесие, кризис сельскохозяйственной культуры à голод.

2. Полицентрическое общество. Смерть большого индустриального города, появление множества мелких городов. Государственное предоставление услуг. Разрушение крупных промышленных корпораций à конкуренция между рабочими возрастает à снижение уровня жизни.

3. Дифференцированный гигантизм . «Глобальная деревня» М. Макклюэна à влияние концепций планетарного уровня à «весь мир в твоем доме» à опасность социального конформизма. Монопольное владение знанием à техника стала тотальной и неконтролируемой.

4. Корпоративное общество. Пирамида, вершина – династические группы, куда невозможно попасть. à Они политически патриотичны, консервативны. Старый механизм политического представительства, формальная схема. В обществе еще старые ценности, которые уже неактуальны + сверхнаселенность. Повышается технология, а структура общества не способна ее правильно использовать à возрастает роль молодого поколения.

5. Общество новой оральности / новой устной культуры. Спонтанная экспрессивность à рок-фестивали, массовые манифестации à вместо индивидуальной культуры – групповая à культура – продукт группового творчества.

Но люди могут стать инфантильными, безответственными, привычными к групповой ответственности.

Меняется сам «дух времени» à индивид уже ничего не контролирует, рациональность уже не нужна (только для формальных корпораций, занимающихся самовоспроизводством); технические процессы безличны à кризис ответственности à обезличивание; технические средства и инструментальная рациональность выхода из под контроля à политическая жизнь лишена демократического содержания; кризис идеологий, их авторитетность перерастает в аторитацизм. Антропоцентризм уже не существует à появляется новый социально ориентированный индивидуализм à сопоставление модерна и постмодерна.



СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ: У. БЕК, Э. ГИДДЕНС, Р. РОБЕРТСОН, М. УОТЕРС.

Полякова, шпоры, лекции Азата

О глобализации заговорили в 1970-1980 гг., стала актуальна (т.е. ускорилась), в 1990-е гг. (Распад СССР). От лат. Global – шар – это состояние, процесс, происходящий в обществе кон. 20- нач. 21 века. Глобализм выдвинут в качестве главного термина для описания идущих процессов современности.

2 похода к определению глобализма в социологии


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь