Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биографическая школа в литературоведении. Основатель биографического метода Сент-Бев



Биографическая школа в литературоведении. Основатель биографического метода Сент-Бев

Воззрения сторонников биографического метода были предварены герменевтическим учением Ф.Шлейермахера, который утверждал, что идеи и ценности, в т.ч. художественные, не могут быть поняты без углубленного анализа их генезиса, а значит, без обращения к фактам жизни конкретного человека. Основателем биографического метода считается Огюст Сен-Бев (1804-1869). Он был литературным критиком с 1826г. Поддерживал романтизм, сблизился с Гюго, приобрел репутацию известного литератора, писал стихи, романы, читал лекции. Его труд – «Литературные портреты писателей 18-19вв» - 5 томов (1836-39). Таким образом появился новый жанр критики – психобиографические портреты. Суть этого метода – изучение литературных произведений через биографии их авторов. Главный определяющий стимул творчества – это биография писателя. Надо видеть в произведении слепок с творца. Причем в биографии в первую очередь важны: окружение писателя, атмосфера эпохи, политические идеи века, документы, подтверждающие факты биографии – мемуары, воспоминания современников. Биография на фоне широкого общественного движения – ключ к пониманию произведения. В дальнейшем круг изучения сужается. Ученые заявили о свободе писателя от «посторонних элементов». Главное - дух писателя, сокровенное. Сент-Бев: Изучать книги - значит изучать авторов. Эту точку зрения разделяли Георг Брандес, Лансон. Его теория стимулировала общественный интерес к творческой личности. В 1772г. Новиков выпустил «Словарь русских писателей» - предпосылка развития биографического метода в России. Представителем биографической школы считается Гершензон – пушкиновед, учитель Ходасевича. Важно понимать, что биографический метод отличается от биографии. Биографическая школа – предшественница психологической школы, сложившейся в конце 19в. Источник исследования для биографич.шк. - тексты – воспринимаются как материал для выявления психотипа автора. Позже биографический метод признали как вспомогательный приём исследования. Биографические элементы могут быть одним из источников художественного образа.

 

Формальная школа в литературоведении

Формализм появляется в 20в. в России. Связан с организацией ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка) и с футуризмом. Изучают форму: язык, композицию, жанры. Тезис: Слово – есть искусство. Шкловский: «Искусство как прием», «Искусство – сумма приемов художника». Исходя из этого, он изучает художественные приемы, сюжет как комбинацию событий, повествователей, парадоксы в речи автора. Необычные приемы тиражируются и наступает автоматизм восприятия. Эйхенбаум «Как сделана «Шинель»?»: искусство как сумма приемов. Гуманистический пафос и христианские идеи не интересуют Эйх. Его интересует система каламбуров, смена тональностей. Тынянов Идея сопоставить литературу и кино.

Формалисты также уделяли внимание истории поэтического языка, исторической поэтике, морфологическому анализу поэтического текста и его структуры. Они проявляли интерес к процессу создания форм художественного текста. Термин – конструирование форм. Признак искусства – не законченная вещь, а процесс ее создания. Толмачевский и Жирмунский. В этой школе приоритет формы над содержанием. Именно форма организует эмоции автора в законченное произведение. Слово самодостаточно, в нем уже заложены определенные эмоции и содержание.

Биографическая школа в литературоведении. Основатель биографического метода Сент-Бев

Воззрения сторонников биографического метода были предварены герменевтическим учением Ф.Шлейермахера, который утверждал, что идеи и ценности, в т.ч. художественные, не могут быть поняты без углубленного анализа их генезиса, а значит, без обращения к фактам жизни конкретного человека. Основателем биографического метода считается Огюст Сен-Бев (1804-1869). Он был литературным критиком с 1826г. Поддерживал романтизм, сблизился с Гюго, приобрел репутацию известного литератора, писал стихи, романы, читал лекции. Его труд – «Литературные портреты писателей 18-19вв» - 5 томов (1836-39). Таким образом появился новый жанр критики – психобиографические портреты. Суть этого метода – изучение литературных произведений через биографии их авторов. Главный определяющий стимул творчества – это биография писателя. Надо видеть в произведении слепок с творца. Причем в биографии в первую очередь важны: окружение писателя, атмосфера эпохи, политические идеи века, документы, подтверждающие факты биографии – мемуары, воспоминания современников. Биография на фоне широкого общественного движения – ключ к пониманию произведения. В дальнейшем круг изучения сужается. Ученые заявили о свободе писателя от «посторонних элементов». Главное - дух писателя, сокровенное. Сент-Бев: Изучать книги - значит изучать авторов. Эту точку зрения разделяли Георг Брандес, Лансон. Его теория стимулировала общественный интерес к творческой личности. В 1772г. Новиков выпустил «Словарь русских писателей» - предпосылка развития биографического метода в России. Представителем биографической школы считается Гершензон – пушкиновед, учитель Ходасевича. Важно понимать, что биографический метод отличается от биографии. Биографическая школа – предшественница психологической школы, сложившейся в конце 19в. Источник исследования для биографич.шк. - тексты – воспринимаются как материал для выявления психотипа автора. Позже биографический метод признали как вспомогательный приём исследования. Биографические элементы могут быть одним из источников художественного образа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь