Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая школа в литературоведении.



Психологическая школа появилась в 70-е гг.19в. Основанием для нее стало стремление найти стимул, определяющий художественный метод, в психологии автора. Сделать это можно, если провести психологический анализ героя и личности автора. Психологическая школа развивала идеи культурно-исторической школы, но стремилась преодолеть ее недостатки. Главное в психологической школе – специфические свойства психологии художника. Расцвет физиологии и психологии в это время стимулировали изучение литературы с этой точки зрения. Психологическая школа, как и биографическая, изучает автора. Но для нее биография не так важна. Э.Эннегер – представитель французской психологической школы – писал: Психологию автора можно понять из произведения, следовательно биографии не нужно. Эстетика объявлена психологической дисциплиной. Появляется эстетическая психология как психологический метод исследования эстетических явлений. Изучение произведения предполагает трехкратный анализ:

· Эстетический – анализ художественных особенностей

· Психологический – анализ психологии автора. Причем главное в этом анализе – эмоции, которые побудили автора к написанию данной книги

· Социологический – анализ читательской аудитории. Идея интуитивизма: читатель обладает некоторыми психологическими чертами автора, чье произведение ему нравится.

Результаты анализа синтезируются: составляется эстетическая характеристика произведения, определяется тип художника (все авторы подразделяются по определенным психотипам), изучается аудитория книги – чем более велик художник, тем больше его аудитория.

Представитель немецкой психологической школы – Вундт

Психологическая школа в России: А.А.Потебня – основоположник психологической школы в России - жил и работал в Харькове. Выготский «Психология искусства». Овсяннико-Куликовский «История русской интеллигенции». Горнфельд.

Предметом изучения психологической школы стала психологическая сторона художественного творчества. Она была принята за сущность искусства. А источником искусства соответственно стала душевная жизнь автора. Поэтическое произведение – это отражение субъективного авторского переживания. Искусство выражает всё, что человек носит в себе – как впечатления внешнего мира, так и его внутренние движения. Воплощая свои страдания в образы, художник освобождается от них. А.А.Потебня «Мысль и язык», «Из записок по теории словесности». Художник творит для себя, не задумываясь о читателе. На первом плане – творческая личность и ее переживания. Произведение рассматривается как модель души художника. Различия между произведениями обусловлены различиями в психологических типах авторов и в их переживаниях. В основе концепции Потебни – связь языка и мышления. Понимание слова, по мнению Потебни, сугубо индивидуально. Кроме звуковой формы многие слова несут также образ, который называется внутренняя форма слова. Образность слова составляет его поэтичность. Художественный образ – это внутренняя форма произведения и его содержание, идея. Искусство - средство познания жизни. Художественное произведение – средство создания мысли. Произведение – это как вопрос художника, адресованный самому себе. Один и тот же образ может по-разному действовать на разных людей или даже на одного человека в различные периоды его жизни. Произведение может вызвать у читателя неожиданное для автора впечатление, быть воспринятым иначе. Следовательно, возникает вопрос толкований, следовательно, нет объективной идеи и содержание произведения неисчерпаемо, так как оно вкладывается в произведение читателем. Следовательно, внутренняя форма произведения – результат совместного творчества автора и читателя. А понимание – процесс, который у каждого читателя свой. По мнению психологической школы, сущность и сила произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя (или зрителя, если речь о драме). Заслуга писателя – в силе внутренней формы возбуждать разнообразные впечатления. Главное свойство художественного произведения – в относительной неподвижности образа и изменчивости его значения.

Заслуги психологической школы:

1. Пс.шк.направила внимание науки на проблемы образности, которые были забыты

2. Подняла проблемы восприятия и толкования, механизма действия, проблем критики

3. Развила мысль, что произведение формирует идею, а не иллюстрирует

4. Сделала центральными вопросами – художественный образ, поэтичность и поэтику

5. Дала толчок развитию формальной школы

Недостаток ее в том, что она раскрывала законы психологии, а не законы развития литературы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь