Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 7. Особенности речевой коммуникации в научно-профессиональной сфере деятельности. Структура научного текста и его языковые особенности



Зад.1 а) Обратите внимание на возможные способы изложения материала в научных текстах:

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

 б) Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

1.В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристоте­ля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схола­стикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников — привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука — филология, отличающаяся от схоластики критическим под­ходом к текстам.

2.Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный — черный? Не ис­ключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда ок­рашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет юж­ного конца стрелки — дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг — красной, восток — зеленой и запад — белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголо­ском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального — Средиземного.

3. По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет се­ребристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

4.Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII—VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем коли­честве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие лич­ности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функ­циями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Зад. 2. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изло­жения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктив­ный). Для этого найдите предложение, содержащее общее высказывание, и предложения, конкре­тизирующие это высказывание.

1. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Зем­ли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда чле­ны одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этно­се. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с не­годованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздни­ков напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убил и его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем много­женства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

2. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Зем­ли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время сво­их праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии гре­ков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем много­женства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Дру­гой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этниче­ского стереотипа поведения.

Зад. 3. Трансформируйте тексты из задания 2, расположив материал а) ступенчатым способом, б) концентрическим способом, в) ме­тодом аналогии.

Зад.4. Обратите внимание. Выделяют три функционально-смысловых типа речи: рассуж­дение, повествование и описание.

Описание — это перечисление отличительных признаков чего-либо или кого-либо.

ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК1 + ПРИЗНАК2 + ПРИЗНАК3... Например: Внимание это избирательная направленность и сосредото­ченность сознания на определенных предметах и явлениях. Внимание влияет на продуктивность психических процессов, их точность и скорость. Внимание характеризуется рядом качеств: объемом, устойчивостью, распределением, переключением, концентрацией и др.

Повествование — это рассказ о событиях. Создать текст-повест­вование — значит передать последовательность различных дейст­вий, событий.

ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ1 + С0БЫТИЕ2 + С0БЫТИЕ3...

Например: Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Ат­лантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, на­званной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, кото­рую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемогло­бина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжелый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение и под­тверждение какой-либо мысли.

РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ1 + СУЖДЕНИЕ2 + СУЖДЕНИЕ3...

Например: Большое значение для овладения приемами психической саморе­гуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на со­стоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, фи­зик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на реше­нии сложных математических задач.

Для каждого из функционально-смысловых типов речи харак­терны свои способы изложения материала.

Зад.5.Определите, к какому функционально-смысловому типу речи от­носятся тексты (см. задания 1, 2). Перечислите, какие способы изложения материала характерны для каждого из функциональ­но-смысловых типов речи, и заполните таблицу.

 

 

 

Опис. Повеств.   Рассуж. Дение

Способы изложения мате­риала (композиция текста)

Задание 1      
Задание 2      

Зад.6. Прочитайте данный ниже текст. Обратите внимание на особенности композиции научного произведения.

                                   Структура научного текста

В каждом научном тексте выделяются следующие структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение.

Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста. Можно выделить несколько типов заголовков: 1) названия общего характера: Теория групп; Введение в экологию; 2) названия, конкретизирующие вопросы теории, непосредственно разрабатываемой автором: Алгебры Ли с конечной градуировкой; Локальный социально-возрастной жаргон; 3) названия, отображающие специфику авторской постановки вопроса: Новое доказательство теории о трёх геодезических; Коммуникативно-прагматический аспект изучения терминов.

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нём обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.

При формулировании цели можно использовать некоторые языковые стереотипы.

 

Цель работы:

Раскрыть специфику; выявить закономерности (выявление закономерностей); создать типологию (создание типологии); объяснить явление; описать функции (описание функций); разработать модель (разработка модели); охарактеризовать систему; обобщить факты; систематизировать элементы (систематизация элементов).

Основная часть текста монографии(курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объёму статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

Зад.7. а) Прочитайте данную ниже статью ( Овчинникова А.К., Цветкова И.В. О проблеме сквернословия // Языковая личность специалиста XXI века: материалы II Межвузовской студенческой конференции. - Тверь: ТГТУ,2007.- С.66-70.)

б) Проанализируйте композицию текста. Разделите статью на смысловые части. Составьте логико-смысловую схему статьи и ее номинативный план.

 

О проблеме сквернословия

Язык народа, как известно, отражает не только национальные достоинства, но и не менее ярко показывает все наши беды. И одной из таких «бед» современной русской речи является ее вульгаризация, огрубление, насыщение бранными словами. Проблема сквернословия, к сожалению, актуальна, как никогда, и для бытового общения, и для публичной коммуникации.     Работая над заявленной темой, мы попытались выяснить причины, по которым люди обращаются к бранной, инвективной лексике, и соответственно определить некоторые ее функции. Кроме того, нас интересовал вопрос о происхождении этой лексики, в частности, нашего русского мата. И еще один аспект проблемы сквернословия мы попытались осветить, а именно: как влияет инвективное словоупотребление на адресата брани, самого сквернослова и общество в целом. И наконец, как же относиться к сквернословию, «впускать» ли эти слова в свой речевой обиход и есть ли альтернатива такому способу общения?

Несколько слов о термине «инвектива», который мы будем использовать в данной статье. Этому понятию соответствует целый синонимический ряд: брань, ругань, поношение, хула, матерщина и т. д. Вслед за исследователями, такими как Успенский Б.А., Жельвис В.И. (1,2,3), мы рассматриваем инвективу как словесное нарушение этического запрета, осуществляемое общественно неразрешенными, преимущественно вульгарными, непристойными средствами (3,с. 149). Инвективная лексика – это табуированные, т.е. запрещенные слова. В современном обществе сохраняются многие древние запреты, нарушение которых словесными средствами и представляет собой инвективу. Число таких социальных запретов, табу, велико. В большинстве своем они группируются вокруг идеи человеческого «верха», ассоциирующегося с духовностью, и человеческого «низа», что воплощает материальное, земное начало.

Известно, что в дохристианских цивилизациях во всех древних верованиях, в том числе и у нас на Руси, особое место занимали фаллические культы, связанные с почитанием бога плодородия. В языческих верованиях воспевался союз полов в деле творения новой жизни. Фаллические культы привели к появлению в религиях и народном сознании мужских и женских символов, которые считались священными, и им всячески поклонялись. Однако уже в недрах древнего общества зрела аскетическая оценка взаимоотношения полов. Позднее Христианская Церковь поставила интимные желания на одно из первых мест среди смертных грехов. Происходит дискредитация язычества, всего того, что имеет отношение к человеческому низу, к физиологическим потребностям человека. Упоминание о сексуальной функции человека, об отходах его жизнедеятельности становится недопустимым. Постепенный переход священных понятий в низменные сопровождался инвективизацией- т.е. снижением лексики, выражающей эти понятия. Происходил этот процесс по схеме «святое - священное – опасное – нечистое – непристойное». Прежние священные термины и ритуалы, например связанные с производительным физиологическим циклом, приобрели резко непристойное, вульгарное значение; слова, имевшие раньше высокий, священный смысл, превратились в грязные ругательства, произнесение которых строго табуируется.

Почему же эти слова, несмотря на строгий этический запрет, продолжают жить, почему люди обращаются к инвективной лексике? Исследователи называют инвективу своеобразным инструментом эмоциональной разрядки, создания особого «карнавального» мироощущения. «Карнавализация жизни», по мнению Михаила Михайловича Бахтина, это отступление от норм и правил, социальных моральных, правовых ( 5, С.84 – 85). Это всевозможные праздники, маскарады, шутовство и не в последнюю очередь – обращение к инвективной, резко сниженной лексике. Все это дает людям катарсис, эмоциональную разрядку. Термин «катарсис» здесь нужно понимать не как очищение через сопереживание героям высокой трагедии, а как очищение через обращение к низшему, даже вульгарному началу. Вспомним известную поговорку - «выругался – полегчало». Однако это «облегчение» временное, сиюминутное, не соотносимое с вредом, который наносит сквернослов окружающим и самому себе.

Рассмотрим, например, ситуацию ссоры, сопровождающейся грубыми оскорблениями. По существу и ругатель, и оппонент находятся в атмосфере попранной гармонии окружающего мира, они создают вокруг себя «оскверненное пространство» инвективного общения. Можно представить себе инвективу в виде бесформенного, мятущегося между собеседниками отравленного облака, которое необходимо скорее оттолкнуть от себя и направить в сторону противника. Если подобное удалось, говорящий хотя и испытывает облегчение, но он, как мы покажем ниже, получил свою дозу «отравляющих веществ», а его оппонент вообще выступает пострадавшей стороной, которой нанесен сильнейший вред.

Шумные ссоры с использованием инвективной лексики в студенческой среде, может быть, не столь часты. Среди студенческой молодежи инвектива в основном используется как обычное грубое восклицание, т.е. в функции междометия. Инвективные слова выступают своеобразными заполнителями пауз, они эмоционально «расцвечивают» сообщение. Какие же это эмоции? Прежде всего нужно отметить, что эти чувства крайне примитивны, вульгарны, инвективы – междометия несут заряд агрессивности по отношению к окружающим, миру в целом.

Прибегая к инвективе, собеседники как бы ощущают некий «корпоративный дух», они ощущают некую сопричастность, но сопричастность к чему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним Киплинга, знаменитый пароль Маугли: «Мы одной крови, вы – и я». Маугли устанавливал дружеский контакт с животным миром, его клич есть призыв к единению всего живого в Боге, это стремление к единению с чем-то высоким, зовущим к совершенству. Сквернословие – это единение во грехе, если угодно – в дьяволе. Цинизм и отрицание общепринятых ценностей – вот что объединяет сквернословов. Рядовой сквернослов ищет единения с такими же, как и он, ни в коем случае не выше. Сквернословы живут в мире перевернутых ценностей, в атмосфере всеобщей враждебности, с ощущением собственной грязности, гнусности, «дерьмовости».

Сквернослов, используя инвективную лексику, закрепляет в своей модели поведения разрушительные моменты, далеко не безобидные для его собственной личности и общества в целом, т.к. бранные слова ориентируют его на негативное, циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Имеются результаты исследования группы ученых Российской Академии наук под руководством П.Горяева. Согласно исследованиям этой группы, словесная информация оказывает влияние на ДНК, причем сквернословие разрушает волновые программы, которые отвечают за нормальную работу организма. Поэтому, по крайней мере частично, инвективизация речи безусловно ответственна за катастрофическое состояние психического и даже физического состояния здоровья населения современной России (Аргументы и факты. - 1998. - №41).

Отсюда следует, что даже исходя из элементарного чувства самосохранения общество должно вести борьбу с инвективным словоупотреблением. Общепринятые формы этой борьбы – общественное осуждение, кампании против сквернословия в прессе, цензурные ограничения и т.п. Хотя полная победа над сквернословием, по мнению ученых, невозможна, но определенный сдерживающий эффект эти меры могут дать. Кроме того, в качестве альтернативы инвективному способу общения и любому виду агрессии, опасной в социальном плане, человечество стремится противопоставить какие-то средства эмоциональной разрядки разрешенным способом, например инвективную музыку (рок, рэп, тяжелый металл в некоторых наиболее агрессивных разновидностях).

Необходимо отметить, что вопрос об альтернативе сквернословию крайне важен и очень сложен. В последнее время он становится предметом изучения многих научных трудов, психологических, этнографических, социологических, философских, педагогических.

 

Литература

1. Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. Избранные труды в 3-х т. Т.2 – М., 1996.

2.Успенский Б.А. «Заветные сказки» А.М. Афанасьева. Избранные труды в 3-х т. Т.2 – М., 1996.

3. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира.- М., 2001.

4.Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

5.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь