Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЗДЕЛ 93. О ПОВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
Глава 5
Получивший поручение должен указывать выгоды данного дела за вычетом всех расходов. Такое лицо должно охарактеризовать данное дело, является ли оно внутренним, внешним, тайным, открытым, срочным или несрочным, говоря: «оно является такимто и такимто». Если (государь) имеет пристрастие к охоте, игре, вину или женщинам, (приближенный) должен сообразоваться (с его желаниями) и хвалить. Находясь вблизи него (т. е. государя), он должен стараться препятствовать его порока! М. Также должен он его хранить от козней, проделок и обманов со стороны других. Приближенный должен следить за движениями и выражением лица его (т. е. государя). Ибо мудрые люди при помощи движений и выражения лица (распознают) противоречащие друг другу (душевные явления), как любовь, ненависть, радость, печаль, решимость и страх, и действуют при помощи их, для того чтобы оберегать совет (даваемый ими от сердца). При виде (приближенного) государь показывает себя расположенным. Он слушает его речь, он предлагает ему сесть, он допускает его до себя, когда он один. Он не очень подозревает там, где можно было бы подозревать. Он выражает удовольствие при беседе с ним. Он сам обращает внимание на то, что должно быть доложено другими. Он терпеливо сносит сказанное, если оно полезно. Он дает свои поручения с улыбкой. Он касается приближенного рукой. Он хвалит его там, где следует хвалить. Он говорит ему об.его (приближенного) скрытых достоинствах. Если есть какая пища, он думает о нем (чтобы дать ему). Он отправляется вместе с ним на увеселения. Он приходит к нему на помощь в несчастье. Он чествует лиц, преданных ему. Он открывает ему тайны, он увеличивает ему почести. Он способствует его делам и отвращает от него вредное. Вот (признаки, по которым можно) узнать, что владыка доволен. Обратное тому имеет место у государя недовольного. Мы укажем подробно. При виде (приближенного) он гневается. Он не слушает его или запрещает ему говорить. Он не предлагает ему садиться и не смотрит на него. У него меняется краска и ломается голос. У него стягивается один глаз, хмурятся брови и кривятся губы. Он потеет, пыхтит или беспричинно улыбается. Он советуется с другими. Он уходит без причины. Он оказывает содействие другим. Он царапает ногтями свое тело или землю. Он возбуждает против приближенного других. Он поносит его знания, касту и родину. Он порицает те недостатки, которые являются общими (для всех), и особые недостатки приближенного. Он хвалит тех, кто настроен враждебно к нему. Он не обращает внимания на то, что (приближенный) сделал хорошо. Он разглашает то, что (приближенный) сделал неправильно. Он поворачивается к нему спиной. Он постоянно оставляет его одного. Он не говорит с ним должным образом. И те, кто имеет доступ к государю, изменяют свое отношение к нему (т. е. к этому приближенному). (Приближенный) должен замечать перемену настроения даже у животных. Катьяяна2 покинул (своего государя), говоря: «этот слишком высоко льет». Канинка Бхарадваджа (ушел), заметив, что птица краунча3 (принадлежавшая государю) полетела влево (знак несчастья и царской немилости). Диргха Чараяна (покинул государя), говоря, что тот (колеблется), как трава. Гхотамукха ушел, говоря, что данные ему платья холодные. Кинджалка ушел, говоря: «(царский) слон обрызгал меня водой». Пишуна ушел, говоря, что (государь) расхваливал лошадь и колесницу (которые он дал ему, как бы сожалея, что отдал их недостойному). По лаю собаки (я знаю, как обстоят дела). Так решил сын Пишуны. Если (у приближенного) отняты почести и выгоды, то он должен оставить государя. Или же, после того как он отдал себе отчет в характере своего владыки и собственных прегрешений, он может исправить дело. Возможно также, чтобы он обратился к близкому другу его (т. е. государя). Находясь там (т. е. у друга государя), он может вместе с друзьями действовать, для того чтобы устранить недостатки своего господина. Затем еще при жизни последнего или после его смерти он должен вернуться на прежнее место.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «О поведении в соответствии с обстоятельствами» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девяносто пятая глава.
РАЗДЕЛЫ 94 и 95. ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ1 И ЕДИНОВЛАСТИИ2 Глава 6
Если случается несчастье с государем, то министр должен принимать меры для предотвращения (смут) следующим образом. Црежде всего из боязни перед бедствием, которое может возникнуть вследствие смерти государя, (министр) при содействии лиц, близких и полезных государю, может постановить, что царя можно видеть только через промежутки в 1 или 2 месяца. Под предлогом того, что государь совершает волшебные действия в целях отвращения бедствий от страны, устранения врагов, продления жизни и получения потомства, он должен показывать подданным в надлежащее время (подставное) лицо, носящее знаки царского достоинства. Его же он должен показывать посланникам дружественных и враждебных государей. Все надлежащие переговоры с такими лицами должны идти через посредство министра. Через посредство же (дворцовых) привратников и надсмотрщиков гаремов (министр) должен проводить распоряжения царя как подобает. В отношении тех, кто оказывает противодействие, он должен проявлять гнев или милость в соответствии с тем, как это полезно для основ государства, а также милость в отношении тех, кто приносит пользу. Казну и войско он должен поставить под начало верных людей и поместить их в укрепленных городах и на границах, стягивая их в одно место. Также (он должен собирать в одно место) под иным предлогом выдающихся людей из благородных семейств и царевичей. Того же из начальствующих лиц, который, имея своих приверженцев и находясь в укреплении или среди лесных племен, показывает дурные намерения, он должен привлечь к себе или же отправить в поход, грозящий большими опасностями, или же к семье своего союзника. Если он видит опасность от какоголибо вассала, то он должен ааставить удалить такого (из данного места) под предлогом празд нества, свадьбы, охоты на слонов или же даяния в виде коней, товаров или земли. Также он (т. е. министр) может заставить удалить его при посредстве его друга. После этого он должен заставить его заключить с собою нерушимый союз. Иным способом он может вовлечь его в ссору с лесными племенами или врагами или же в ссору с членом его же собственной семьи, обещая ему часть земли. Далее, он может заручиться поддержкой главенствующих лиц в семействе государя и царевичей и показать наследника, как уже помазанного на царство. Или же он должен установить его на престоле, устранив предварительно всех вредных лиц в государстве, как это указано в главе о наказаниях. Если же какоенибудь начальствующее лицо, являющееся одним из вассалов, создает смуту, то он должен его привлечь, говоря: «Приди, я сделаю тебя царем» — и затем велеть его умертвить. Иначе он может принять меры к предотвращению несчастья. Или же, передав постепенно государственную власть наследнику, он должен дать знать о смерти государя. Если смерть государя призошла в чужой стране (во время похода), то (министр) через посредство союзника, который представляется врагом, должен заключить мир и удалиться из вражеской страны. Или же он может поместить одного из вассалов в укреплении врага и затем удалиться. Еще он может направить войско против врага, после того как наследник помазан на царство.3 Или же если он подвергся нападению со стороны врага, то он должен принять меры для предотвращения несчастья, как было указано. Таким образом министр должен достигнуть единовластия. Вот точка зрения Каутильи. Бхарадваджа утверждает, что это неправильно. При приближении смерти государя министр должен натравить друг на друга главных лиц царской семьи или царевичей или же (натравить их) на иных начальствующих лиц. Того, кто в этой борьбе победит, он должен заставить умертвить, вызвав возмущение подданных. Иначе, применив тайные меры наказания, он должен справиться с главенствующими лицами царской семьи и царевичами и захватить власть сам. Ибо если ради власти отец враждует с сыновьями и сыновья с отцом, то что говорить о министре, 4 который ведь единственно держит в своих руках власть. Тем, что предоставляется ему само собой, он не должен пренебрегать. Ведь говорится же, что женщина, которая отдалась по своей воле, проклинает того, кто ею пренебрегает. Только раз представляется удобный случай человеку, который ожидает его. И трудно ему, желающему совершать действие, вновь получить этот удобный случай. Каутилья считает, что все это приводит к возмущению подданных, является беззаконным и неверным средством. Следует установить на царство царевича, обладающего личными качествами. Если такого нет, то (министр) должен выдвинуть хотя бы негодного царевича, царевну или же беременную царицу и, созвав высших должностных лиц, должен говорить им: «Вот залог, вверенный вам. Помните отца его и свое высокое происхождение. Это (т. е. негодный царевич, царевна и т. д.) только знак, вы же являетесь господами. Или как следует нам поступить иначе? ». Когда он скажет таким образом, то его агенты должны говорить: «Кто сможет огранять четыре касты, как не этот государь, руководимый тобою (т. е. министром)? ». Тогда министр, сказав: «это действительно так! » — должен помазать на царство царевича, царевну или беременную царицу и показать их родственникам и близким, а также послам дружественных и враждебных держав. Далее, он должен произвести распределение обильного продовольствия и повышенной платы между чиновниками и воинами. При этом он должен говорить: «Еще большее сделает для вас этот (т. е. царевич), когда он подрастет». Таким же образом он должен обращаться к начальствующим лицам укреплений и местностей, а также к дружественным и враждебным партиям, как этого они заслуживают. Если на престол возведен царевич, то он (министр) должен заботиться о его воспитании. Если царевна, то он должен способствовать тому, чтобы она получила потомство от человека, равного ей по происхождению, и дать этому потомству должное посвящение. Из боязни душевных страданий царицыматери он должен назначить лицо 5 (для молодого государя), принадлежащее к царскому роду, но являющееся незначительным придворным человеком. Он (министр) должен защищать их подобающим образом. Для своей собственной выгоды он не должен приобретать какихлибо вычурных предметов наслаждения. Но для царя он должен приобретать колесницы, верховых животных, украшения, одежды, женщин, дома и прочие принадлежности обихода. Если царь находится в состоянии юношеского задора, то он (министр) должен просить о покое, для того чтобы предаться делам мысли. Он должен покидать государя недовольного и охранять такого, который им доволен. Указав, для того чтобы охранять царевича, тайных агентов, 6 он (министр) должен посвятить себя жизни лесного отшельника или длительным жертвоприношениям, если он попадет в немилость. Если же царь подпадет под власть (иных) главенствующих лиц, то (министр), знаток светской науки, 7 прибегая к помощи преданий и пуран и опираясь на лиц, близких к (государю), должен мыслить (о средствах к возврату власти). Иначе же (министр), представившись волшебником, должен овладевать государем, прибегнув к колдовским мерам, и, когда он получит его под свою власть, он должен применять карательные меры против лиц, подлежащих устранению.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит шестая глава «Об укреплении государственной власти и единовластии» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девяносто шестая глава. Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятый отдел «О применении утонченных средств (государственной политики)».
ШЕСТОЙ ОТДЕЛ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы