Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ



РАЗДЕЛЫ 98 и 99. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШЕСТИ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПАДКА, ЗАСТОЯ И РАЗВИТИЯ2

Глава 1

 

Круг факторов (внешней) политики есть основание для применения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов суть: мир, война, выжидательное положение, 3 наступление, искание защиты 4 и двойственная политика.5

Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов.

Каутилья же считает, что всетаки имеются шесть методов в соответствии с различными положениями.

Тут миром6 считается заключение договора, связывающего (обе стороны), войною7 — причинение вреда, выжидательным положением — пребывание в безразличном состоянии, наступлением 8 — принятие мер (к нападению), союзом — прибегание к помощи других и двойственной политикой — использование то войны, то мира (смотря по обстоятельствам).9 Вот шесть методов (политики).

Если ктонибудь слабее (другого), то он должен заключать с ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) войной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни я его неспособны победить» — должен держаться выжидательного положения. Имеющий преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у которого незначительные силы, должен искать союза (с другими). Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вести двойственную политику. Вот определение методов.

Если (государь), стоя на точке зрения применения какоголибо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владениях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по заселению пустырей и разведению ценных лесов и таких, в которых содержатся слоны, вредить таким же действиям врага, — и действительно применяет этот метод, то будет успех.10

Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в будущем) явится преуспеяние, а также, что у врага будет как раз обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспеянию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одновременно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в мире.

Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения какогонибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных результатов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод следует считать ведущим к упадку.11

Если владетель видит, что упадок собственный будет совершаться длительно, а упадок у врага — быстро или же что временный упадок приведет в конце концов к процветанию, в то время как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться равнодушным к собственному упадку.

Если у обеих стороен упадок происходит одновременно и приводит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире.

Тот метод, с применением которого не получается ни процветания, ни упадка, ведет к состоянию застоя.12

Если государь знает, что ему придется лишь на короткое время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет к конечному процветанию, в то время как у врага будет обратное, то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию застоя.

Учителя говорят, что если у обеих сторон застой происходит одновременно и имеет одинаковые результаты, то следует пребывать в.мире. Каутилья считает, что об этом не может быть споров.

Далее, (государь) может иметь в виду следующее: (1) находясь в состоянии мира, я своими действиями принесу ущерб начина ниям врага, я стану вкушать великие плоды моих начинаний и использую также начинания врага; (2) или же, прикрываясь доверием (которое оказывается мне) в силу мирного договора, я буду применять ловкие меры, действовать тайно и подсылать шпионов, этим самым я буду вредить начинаниям врага; (3) или же я привлеку для совершения моих дел людей, которые заняты в начинаниях врага, тем, что я дам им возможность получить выгоду, сделав их труд легким, оказывая им помощь и облегчая подати; 13 (4) или же враг, находясь в союзе с другим, обладающим подавляющей силой, достигнет только того, что его начинаниям будет принесен вред; (5) или же имеется владетель, который воюет с ним (врагом) и вследствие этого ищет союза со мной; я устрою так, чтобы вражда их длилась долго; (6) или же враг будет причинять вред местностям (иного), который хотя находится в мире со мною, но меня ненавидит; (7) или же, терпя ущерб от врага, народ его (т. е. другого враждебного государя) придет ко мне, и от этого будет преуспеяние в моих начинаниях; (8) или же (враг) терпит неудачу в своих начинаниях и находится в несчастье; он не будет нападать на меня, так как. он должен будет направить свою деятельность в другую сторону; пользуясь этими двумя обстоятельствами, я достигну преуспеяния в моих начинаниях, находясь в мире; (9) или же, заключив мир с одним из врагов, я разобью окружение и благодаря этому получу в свои руки изолированного врага; (10) или же, привлекая на свою сторону врага путем оказания ему военной помощи, я буду возбуждать ненависть против него, когда он будет стремиться получить под свою власть круг государей, и добьюсь, чтобы он, являясь предметом ненависти, погиб именно благодаря этому. Имея такие виды, государь может добиваться преуспеяния мирным путем.14

Иначе виды у него могут быть следующие: (1) население мое состоит главным образом из воинов и из объединений, 15 я имею защиту в виде гор, лесов, рек и укреплений, и в мою страну имеется лишь один свободный доступ, который должен быть охраняем; поэтому моя страна в силах отразить нападение врага; (2) опираясь на неприступные укрепления, находящиеся на границе моих владений, я в состоянии принести гибель начинаниям врага; (3) или же у врага моего ослабела энергия вследствие его пороков и бедствий (в его стране); таким образом, пришло время, что все его начинания погибнут; (4) или же так как он воюет в другом месте, то я в состоянии отвлечь от него его же народ. При таких соображениях (государь) должен добиваться преуспеяния, прибегая к войне.16

Иначе он может думать: враг не в состоянии погубить мои начинания, но и я в равной мере не могу причинить вред его начинаниям. Если я стану причинять ему вред, то может получиться то же, что при схватке собаки и кабана (где оба пострадали). Или же: я буду преуспевать уже оттого, что буду способствовать своим собственным начинаниям.

На основании таких соображений (государь) будет добиваться щреуспеяния, занимая выжидательное положение.17

Далее, он может думать: гибель начинаний врага может быть достигнута наступлением на него, у меня же есть средства защитить, свои начинания. В таком случае он добивается преуспеяния путем наступления. Или же он может думать: я не в силах причинить гибель начинаниям врага, а также не могу защитить свои собственные начинания. В таком случае он прибегает к помощи более сильного и, приводя в исполнение свои начинания, стремится к переходу из состояния упадка в состояние застоя (или устойчивости) и из последнего в стадию преуспеяния.

Если же (государь) думает: при помощи мира я, с одной стороны, будут двигать вперед свои дела, а при помощи войны, с другой стороны, я смогу вредить начинаниям врага, — то он будет стремиться к преуспеянию, ведя двойную политику.

Таким образом, находящийся в середине круга, состоящего из факторов политики, и применяя эти шесть методов, он может стремиться в своих начинаниях к достижению перехода из состояния упадка в состояние застоя (или устойчивости) и из последнего в состояние преуспеяния (развития).

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Краткое изложение шести методов политики. Определение состояния упадка, застоя и развития» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала девяносто девятая глава.

 

 

РАЗДЕЛ 100. ОБ ИСКАНИИ ПОМОЩИ (У БОЛЕЕ СИЛЬНОГО)

Глава 2

 

Если достигается одинаковое преуспеяние при войне и мире, то надлежит пребывать в мире, ибо при войне имеются отрицательные стороны2 в виде потерь, расходов и необходимости отлучиться (из своей страны).

Этим самым указывается, что из выжидательного положения и наступления следует выбирать первое.

Если имеется выбор между двумя возможностями: прибегать ли к помощи более сильного или же вести двойственную политику, то следует склоняться к последней. Ибо ведущий двойственную политику имеет главною целью (успех) своих начинаний и помогает сам себе. Тот же, который прибегает к помощи более сильного, помогает другому, но не себе.

Следует прибегать к помощи того, кто сильнее, чем (враждебвый) сосед.3 Если такого более сильного не окажется, то он (т. е. государь) должен для видимости прибегнуть к помощи своего же врага и невидимым образом стараться помочь ему казною, войском или землею. Ибо это большая ошибка (или большое несчастье) для государей заключать союз с более сильным в иных случаях, чем если они подверглись нападению врага.

(Государь), не имея возможности (заключить союз), должен держать себя как такой, который уступает силе.4

Когда же он увидит, что у другого появилась неизлечимая болезнь, что внутри его государства смута, что силы его врагов растут, что друзья его терпят несчастье и что вследствие этого имеется выгода для него самого, тогда он может под предлогом воображаемой болезни или благочестивого действия удалиться (от того, в чьей зависимости он находится). Или же, находясь в своих собственных пределах, он может не оказывать помощи (тому, в чьей власти он находится, когда тот потребует у него помощи).5 Далее, находясь вблизи него, он может внезапно нанести ему удары в наиболее уязвимое место.6

Если (государь) находится между двумя более сильными, то он должен прибегать к помощи того, кто в состоянии его спасти, или же того, кто непосредственно граничит с ним. Возможно также, что он заключает союз с обоими, прибегая к их помощи наподобие нищего.7 Он может затем представлять одному (из этих двоих) другого как способного окончательно погубить его. Или же он может посеять вражду между ними, говоря одному про другого дурное. Когда они будут в раздоре, то он должен применять против них тайные средства устранения.8

Далее, он может находиться совсем в стороне, принимая меры против той опасности, которая ему угрожает от обоих сильных непосредственно. Он может также прибегать к двойственной политике, опираясь на укрепления. Равным образом он может действовать при помощи таких средств, которые приводят к войне или миру. Он может оказывать поддержку изменникам, врагам и лесным племенам в странах обоих. G их помощью он, отправившись к одному из них (т. е. враждебных ему государей), может наносить удары другому, когда тот попадает в беду. Или же, поддерживая связи с обоими, он может получить поддержку в их круге государств. Далее, он может заключить союз с государем «срединным»9 или «стоящим в стороне».10 Вместе с последними он может оказывать помощь одному и уничтожить другого или же сокрушить обоих вместе.

Если ему грозит гибель со стороны обоих, то он должен прибегать к помощи «срединного», или «стоящего в стороне», или же тех государей, которые являются сторонниками таковых, притом того, кто ведет правильную политику. Если (такие государи) равны между собою в этом отношении, то он должен заключать союз с тем, государственные факторы которого могут принести ему пользу, или с тем, от которого он при случае может и освободиться, с тем, к которому и в прежнее время (данные владетели) имели обыкновение обращаться, с находящимся в непосредственной близости, с тем, с которым имеется связь, или же с тем, у которого многочисленные и сильные союзники.

Из двух (государей), которые находятся между собой в дружественных отношениях, следует прибегать к тому, с которым (ищущий союза) дружен, и к тому, который является расположенным. Это есть правильный способ заключать союз (или прибегать к помощи).

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Об искании помощи (у более сильного)» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сотая глава.

 

 

РАЗДЕЛЫ 101 и 102. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ (ЦАРЕМ), РАВНЫМ (ВРАГУ), БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ И БОЛЕЕ СЛАБЫМ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА БОЛЕЕ СЛАБЫМ

Глава 3

Желающий победить должен применять 6 методов политики сообразно со своими силами. G равными ему по силам и с более сильным он должен пребывать в мире. С более слабым он может воевать. Ведь тот, на которого более сильный идет войной, становится подобным пехотинцу, сражающемуся со слоном. Если же он воюет с равным, то это приводит лишь к потерям с обеих сторон, подобно тому как разбиваются 2 необожженных горшка, если их столкнуть. Только тот, кто воюет с более слабым, имеет успех, будучи подобным камню, разбивающему глиняный сосуд.

Если более сильный не желает мира, то следует вести себя, как будто покоряешься силе, 3 или же применять хитрые методы, пока не представится возможность усилиться самому.4

Если равный не желает мира, то нужно причинять ему вред г> той самой мере, в какой тот вредит (данному государю).

Ибо огонь сплавляет (металлы) и не может ненакаленное железо соединиться с другим железом.

Если более слабый во всех отношениях показывает свое подчинение, то следует заключить с ним мир. Ибо как следствие желания мести за причиненное страдание может явиться сила (или боевой жар), равный лесному пожару, который может привести к победе (хотя бы и более слабого). Кроме того, такой (государь) может найти поддержку в своем круге государств.

(Государь), заключивший мирный договор, может иметь следующие соображения: подданные врага, жадные, истощенные и неудовлетворенные, не переходят на мою сторону только потому, что боятся вновь попасть под власть (своего притеснителя). В таком случае он может начать войну, хотя бы он и был более слабым.

Более сильный, находясь в состоянии войны, может стремиться к миру, если видит, что подданные врага, жадные, истощенные и неудовлетворенные, не переходят к нему только потому, что боятся войны. Он может, следовательно, заключить мир или успокоить (устранить) боязнь войны. Далее, более сильный также может стремиться к миру, если видит, что при несчастьях, постигающих одновременно и его и врага, он сам терпит большие лишения, а враг — только незначительные и что поэтому (враг), легко устранив свои недочеты, будет теснить его.

Более сильный должен пребывать в выжидательном положении, если он видит, что одинаково, как в состоянии войны, так и в состоянии мира, не будет ни ущерба для врага, ни преуспеяния для него самого.

С другой стороны, и более слабый может переходить в наступление, если предвидит, что возникающие у врага затруднения неустранимы.

Более сильный должен искать союза, если (он видит), что ему в ближайшем угрожают затруднения, которые невозможно предотвратить.

Более сильный должен прибегать к двойной политике, если он видит, что может достигнуть успеха при помощи мира, с одной стороны, и (при помощи) войны — с другой.

Вот вкратце что касается применения 6 методов политики. В отдельных чертах мы имеем следующее:

Если более слабый (государь) подвергся нападению со стороны сильнейшего, который двинул свои войска, то он должен немедленно уступить силе, заключив мир и жертвуя своею казной, войском, самим собою и землею. Он может предоставить (в распоряжение более сильного) самого себя с некоторым количеством войска или со всей военной силой. Такого рода мир называется купленным своею собственною личностью.5

Возможна передача (в распоряжение более сильного в качестве заложников) военачальника и наследникасоправителя (или вообще царевича). В таком случае это будет «мир с предоставлением других лиц» (в качестве заложников).6 Такой мир обеспечивает безопасность для собственной особы.

Далее, может быть мир такой, при котором или сам (государь), или войско его должно удалиться в другое место. Это называется «миром без особых заложников», 7 охраняющим самого государя и начальников войска. В первых двух случаях (государь) может отдать заложниками своих начальствующих лиц или жен, а при третьем виде он может тайным образом одолеть врага. Вот виды мира, когда (государю) приходится уступать силе.

Путем отдачи казны можно достичь освобождения других государственных факторов. Это есть «мирвыкуп».8 Он может быть заключен, когда это признается выгодным.

Далее, известен «мир с поборами», 9 при котором возлагаются на плечи (данного государя) многочисленные (платежи). Заключение такого мира там, где время и место не подходят, является ошибкой.

Имеется иной род мира — так называемый «золотой мир», 10 который возможен на основании платежей в будущем, а также посредством заложников в виде женщин." Такой основан на доверии и заключается по договору.

Обратный ему есть «мир нищенский», 12 продиктованный с чрезмерными требованиями платежей. При первых двух видах 13 следует платить сырым материалом или же слонами и конями, которые потом принесут вред (врагу).14

При 'третьем следует отдавать деньги. При четвертом, говоря о гибели всех своих начинаний, (заключающим мир) должен оттягивать время.15 Вот виды мира, достигаемого отдачей казны.

Далее, имеется «мир с уступками», 16 при котором путем отдачи части земель представляется возможным сохранить основные владения и подданных.17 При этом такой вид мира является желательным (для государя), стремящегося к уничтожению мошенников и воров.18

Существует также «мир того, кто совершенно истощен».19 Он состоит в уступке земель, с которых (предварительно) собраны принесенные ими плоды. В эти земли не входят те, которые образуют коренную основу владений.20 Такой мир заключается в расчете на (последующие) затруднения врага.

Еще имеется «мир с отдачей в наем», 21 при котором обретается свобода путем отдачи плодов земель. Кроме того, есть «мир, вредящий врагу», 22 заключаемый с обещанием дать больше, чем приносят земли.

Первые два из этих видов такие, при которых (желающий победить) занимает выжидательное положение. Вторые два заключаются до тех пор, пока (заключающий их) не усилится.

Вот виды мира, сопряженные с уступкой земель и с отдачей плодов.

Эти виды мира заключаются в силу обстоятельств и в соответствии с временем и местом. Мир, заключенный более слабым, в его трех видах длится, пока заключивший его не станет сильным.

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Применение методов политики (царем), равным (врагу), более сильным и более слабым. Заключение мира более слабым» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сто первая глава.

 

РАЗДЕЛЫ 103—107. О ВЫЖИДАТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ.1 О ВЫЖИДАТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА.2 О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОИНЫ.3 О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА.4 О ПОХОДЕ ОБЪЕДИНЕННЫМИ СИЛАМИ6

Глава 4

 

Мы говорили о выжидательном положении после заключения мира или объявления войны. Для «выжидательного положения» существуют следующие синонимы: «пребывание на одном месте», 6 «выжидание» 7 и «состояние безразличия».8 Различие этих понятий таково.

Первое понятие указывает на применение одного определенного метода политики, второе есть выжидание с целью собственного усиления, и третье заключается в отсутствии применения какихлибо мер.

(Государь), желающий победить, и его враг, которые оба (временно) стремятся к миру, не будучи в состоянии нанести поражение друг другу, принимают выжидательное положение после объявления войны или же после заключения мира.

Если (желающий победить) государь видит, что с помощью своего войска или же войск союзников и лесных племен он в состоянии ослабить равного ему или сильнейшего врага, то он, устроив все внутренние ж внешние дела, должен объявить войну, а затем пребывать в выжидательном положении.

Далее, если он видит, что его собственные подданные полны энергии, сплочены, пребывают в состоянии преуспеяния и в будущем могут беспрепятственно исполнять свои начинания и вредить начинаниям врага, то он также может, объявив войну, занять выжидательное положение.

Или же он может предвидеть: подданные врага терпят лишения. истощены, вместе с тем алчны, теснимы своими собственными войсками и лесными племенами, и поэтому они сами или же при помощи интриг будут искать помощи у меня; мои начинания имеют успех, а дела врага находятся в состоянии упадка. Подданные врага, мучимые голодом, будут искать помощи у меня.

Или же: мои дела обстоят плохо, а у врага имеет место успех. Тем не менее мои подданные не перейдут к нему. Объявив ему войну, я овладею его запасами зерна, скотом и деньгами или же устраню доступ товаров врага, которые мешают моим товарам. Или же из торговли врага достанутся на мою долю, в случае войны, ценные товары, которые не попадут в руки других.

Или же: находясь в состоянии войны, (враг) не в силах будет справиться со своими изменниками, врагами и лесными племенами; он будет вовлечен в борьбу с ними; союзник же мой, принявшись за исполнение дела, которое надлежит совершить союзнику, в течение более долгого или более короткого времени достигнет цели с ничтожными потерями и расходами.

Или же: если он (т. е. союзник), не взирая на меня, захочет выступить, чтобы овладеть плодородной землей, которая либо может достаться ему легко, либо при помощи всего войска, то он несомненно пойдет на это (если ему представится такой случай при оказании помощи мне).

При таких соображениях (условиях, желающий победить) в целях создания препятствий для успехов врага и ради собственного усиления занимает выжидательное положение, после того как объявил войну.

Учителя говорят, что враг, повернувшись против такого владетеля, съест его (поэтому, по их мнению, занимать выжидательное положение, не принимая действенных мер, опасно).

Каутилья считает, что это неправильно. (Враг) может только (в незначительной мере) причинять беспокойство желающему победить, если последний (занимая выжидательное положение) не терпит затруднений. Уничтожить же его он будет не в состоянии."

Если же (желающий победить) преуспевает, то он может действовать на полное уничтожение врага.

Далее, может оказаться и такой государь, против которого враг несомненно пойдет войной.10 Такой государь, пока силы его не уничтожены (врагом), 11 будет заблаговременно искать союза с желающим победить. (Занимая выжидательное положение, последний таким образом приобретет союзника).

Поэтому следует принять выжидательное положение по отношению к врагу, который привел в готовность все свои силы, после того как ему объявлена война.

Цри несоответствии условий для выжидательного положения после объявления войны следует занять выжидательное положение, заключив мир.

Если же желающий победить достиг усиления, после того как занял выжидательное положение по объявлении войны, то он должен вести наступательную войну, за исключением случая, когда враг привел в готовность все свои силы.12

Если же (желающий победить) видит, что враг находится в беде, что постигшее часть его государственных факторов несчастье не может быть устранено остальными факторами, что его (врага) подданные, будучи притесняемы собственным войском, настроены враждебно, ослаблены, лишены энергии, находятся в раздоре между собою, что их возможно привлечь (на свою сторону) и что у врага недостаток в подобающих людях, запасах и средствах охраны, — это как следствие пожаров, наводнений, эпидемий и голода, — то в таком случае следует, объявив войну, переходить в наступление.

Также (желающий победить государь) может иметь следующие возможности: у моего союзника и моего помощника в тылу 13 подданные обладают храбростью, среди них есть много умудренных опытом, и они преданы своим государям. У врага же наблюдается обратное, равно как и у находящегося у меня в тылу враждебного государя u и того, кто ему содействует.15 Таким образом, я буду в состоянии вести наступательную войну с помощью союзника против врага или с помощью находящегося в тылу дружественного правителя против враждебного государя в тылу. При таких условиях следует, объявив войну, переходить в наступление.

Если желающий победить видит, что в результате кратковременного похода можно одновременно получить (с разных сторон выгоду), то следует вести наступательную войну как против врага, так и против враждебного государя в тылу.

В противном случае следует заключить мир, а затем переходить в наступление.16 Если желающий победить видит, что он один не может идти в поход, но что идти ему необходимо, то он должен идти, связавшись с союзными государями, равными, более слабыми или более сильными.17

Если цель похода является одна и определенная, то следует уговориться насчет распределения добычи. Если же цели разные, то этого не требуется. Если же соединение (многих совместно действующих государей) не осуществимо, то следует просить военной помощи у одного из этих владетелей, уговорившись насчет доли добычи. Или же добыча должна быть распределена в соответствии с долей участия в совместном походе. Если добыча такая, на которую можно определенно рассчитывать, 18 то устанавливается точно, какая доля (причитается каждому). Если же размер добычи точно не определяется, то добыча делится в соответствии с тем, в каком размере она достанется.

Раздел может быть прежде всего соответствующим числу войск (участников), или же он может быть в соответствии с затраченными усилиями, что является лучшей формой раздела. Или же это может быть просто грабеж, при котором достается каждому, сколько он захватил. Кроме того, может быть раздел, соответствующий затраченным денежным оредствам.

 

Так в Артхашастре Каутильи гласит четвертая глава «О выжидательном положении после объявления войны. О выжидательном положении после заключения мира. О наступлении после объявления войны. О наступлении после заключения мира. О походе объединенными силами» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сто вторая глава.

 

 

РАЗДЕЛЫ 108—110. СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТОГО, НА КОГО НАПАДАТЬ — НА ТАКОГО, КОТОРЫЙ (ПО СВОЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ) ЯВЛЯЕТСЯ УДОБНЫМ ОБЪЕКТОМ НАПАДЕНИЯ, 1 ИЛИ ЖЕ НА ОСНОВНОГО ВРАГА.2 ПРИЧИНЫ, ВСЛЕДСТВИЕ КОТОРЫХ ПОДДАННЫЕ ТЕРПЯТ НУЖДУ, ПРОЯВЛЯЮТ АЛЧНОСТЬ И СТАНОВЯТСЯ ВРАЖДЕБНЫМИ (СВОЕМУ ПРАВИТЕЛЮ).3 СООБРАЖЕНИЯ О (ВЫБОРЕ) СОЮЗНИКОВ4

Глава 5

 

Если два соседа (государя, желающего победить) находятся в одинаковом состоянии затруднения, то (при возникновении вопроса), против кого идти — против основного врага или же против того, на которого удобно напасть, следует выступать против основного врага. Если достигнут успех над последним, то тогда следует выступать против того, на которого удобно напасть. Ведь при успехе основного врага (другой), тот, на которого удобно напасть, может при случае и оказать помощь, но никак не основной враг, если тот, на которого удобно напасть, имел бы успех.

Учителя говорят, что при выборе против кого идти — против того, на которого удобно напасть и кто сам испытывает сильные затруднения, 5 или же против основного врага, 6 у которого затруднения незначительны, следует остановиться на первом, так как это легче.

Каутилья считает, что это неправильно. Следует выступать против основного врага, хотя бы у того были и незначительные затруднения, ибо у подвергшегося нападению незначительные затруднения становятся тяжелыми. Правда, конечно, что значительные затруднения (того, на которого удобно напасть) станут еще более тяжелыми, но, с другой стороны, не подвергшийся нападению и находящийся в незначительных затруднениях (основной) враг с легкостью устранит свои затруднения и придет на помощь тому, на которого удобно было напасть. Он тогда набросится (на желающего победить) с тыла.

Далее, может представиться выбор следующий: имеются одновременно несколько (государей), на которых удобно напасть. Против которого же из них следует выступать — против испытывающего большие затруднения, но правящего должным образом7 или же против того, чьи затруднения незначительны, но который, правя несправедливо, возбудил против себя своих подданных.8 В этом случае следует идти против того, кто возбудил против себя своих подданных. Ведь подданные государя, правящего справедливо и испытывающего большие затруднения, придут ему на помощь, если он подвергнется нападению. (К государю же), правящему несправедливо и испытывающему незначительные затруднения, его подданные отнесутся безразлично. Если же подданные возбуждены против своего правителя, то они могут привести к гибели его, даже если он является могущественным. Поэтому следует выступать именно против такогго, подданные которого относятся к нему враждебно.

Далее, представляется выбор: следует ли идти против (правителя), подданные которого истощены и алчны, или же против такого, подданные которого недовольны своим правителем.9 В таком случае следует идти против такого, подданные которого истощены и алчны, ибо такие подданные легко поддаются подговорам 10 или же они (не в состоянии терпеть) стеснения.

Недовольные же своим правителем не являются таковыми. С ними (их правитель) может легко справиться, уничтожив их вожаков. Таково мнение учителей.

Каутилья считает, что это неправильно. Подданные, истощенные и алчные, могут быть преданы своему владыке и стремиться к его благу. Они могут сделать подговоры бесполезными, ибо там, где есть преданность (правителю), имеются и все прочие добродетели. Поэтому следует выступать против такого, который пренебрегаем своими подданными.

Еще является вопрос: идти ли против более сильного, но несправедливого (правителя) или же против слабого, но такого, который правит справедливо. Следует идти против более сильного, но Правящего несправедливо. Ибо если сильнейший, но правящий несправедливо подвергнется нападению, то его подданные не будут ему помогать; они могут изгнать его или перейти на сторону его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но правящий справедливо, то его подданные будут ему помогать и станут сопутствовать ему, если ему придется бежать.

Путем притеснения праведных и оказания предпочтения неправедным, путем устройства нелепых и незаконных избиений; путем уклонения от привычного и законного образа действий, путем потворства незаконному и нарушения закона; путем совершения того, что не следует делать, и причинения вреда полезным начинаниям, путем неотдачи того, что следует дать, и вымогательства того, что не следует брать; путем оставления без наказания некоторых подлежащих наказанию и чересчур суровых наказаний для других, путем задержания тех, кого не следует задерживать, и незадержания тех, кто подлежит задержанию, путем совершения ненужных дел и воспрепятствования нужным, путем непринятия мер охраны против грабителей и ограбления (подданных) самим правителем; путем воспрепятствования разумной деятельности и причинения вреда положительным качествам начинапий, путем притеснения выдающихся лиц и презрения к лицам уважаемым; путем враждебного отношения к старым и опытным, путем несправедливости и лжи, путем невоздаяния за сделанное и неисполнения того, что следует сделать; п путем небрежности и недостойного поведения государя, путем нарушения безопасности (подданных) — (всем этим) вызывается истощение, алчность и враждебное отношение этих последних.

Истощенные подданные делаются алчными и становятся враждебными (к своему правителю). И будучи враждебными, они переходят к врагу или же убивают своего владыку. Поэтому не следует вызывать причины, создающие истощение. алчность и враждебность подданных. Те же причины, которые могли бы возникнуть, следует немедленно устранить.

(Что является хуже) — истощенные, алчные или же враждебные подданные? Истощенные боятся притеснений и уничтожения. Поэтому они склоняются к немедленному миру, к немедленному сражению или же к бегству.

Алчные подданные, не находя удовлетворения своей алчности, охотно поддаются подговорам врага.12 Подданные же, настроенные враждебно (к своему государю), восстают при наступлении врага.

Если деньги и хлеб их (т. е. подданных) истощаются, то это приносит вред всему и трудно поправимо. Потеря же способных лю дей может быть возмещена при посредстве денег и хлеба.

Алчность направлена на одну цель и несвойственна одним только главенствующим лицам.13 Ее можно устранить тем, что предостав ляется возможность присвоить имущество врага.

Недовольство (среди подданных) может быть устранено путем уничтожения вожаков (недовольных).14 Ведь подданные, лишенные вожаков, станут податливыми и не так доступными подговорам. Те, которые неспособны сносить бедствия, будучи раздроблены на много (враждующих партий) тем, что их вожаки будут уиичтожны, смогут быть должным образом сдерживаемы и принуждены сносить притеснения.

Выступать в поход совместно с другими следует лишь после того, как причины, побуждающие союзников к ведению войны или заключению мира, будут должным образом взвешены. (Следует выступать тогда), когда (союзники) обладают силой и честностью.

Ибо (только) сильный (но не честный) одинаково способен (при случае) напасть с тыла или (если ему это выгодно) оказать помощь в походе. Честный же будет поступать как следует как при удаче, так и при неудаче.

Теперь возникает вопрос, с кем следует предпринимать совместный поход — с одним более сильным или с двумя равными? Лучше с двумя равными. Ибо (желающий победить) будет всегда иод властью более сильного. Над равным же ему он сможет получить превосходство и выгоды. Между двоими легко посеять раздор, и если один окажется враждебным, 15 го двое других смогут его обуздать и дать ему испытать последствия раздора.16

Еще возникает вопрос, с кем лучше заключить союз — с одним равным или же с двумя более слабыми? Лучше с двумя более слабыми. Ибо они смогут выполнить то, что может быть совершено только двоими, и вместе с тем они будут подчиняться (желающему победить, который сильнее их). В случае же удачи в делах:

От более сильного, который достиг своей цели, он 17 должен тайным образом под благовидным предлогом ускользнуть. В отношении же нечестного, который поступает как будто бы он был честен, 18 он должен выжидать, пока он не сможет отделаться от него.

Из западни он должен, не ослабляя энергии, освобождаться, спасая своих жен. Ибо доверчивому может угрожать опасность и со стороны равного, который достиг своей цели.

Равный, достигший своей цели, получит положение более сильного и изменит свое отношение (к союзнику). Тому, кто получил превосходство, нельзя доверять, ибо успех вредит душевному состоянию.

Если (государь) получил от более сильного небольшую долю добычи или даже если он ничего не получил, то он должен уходить с довольным лицом. Впоследствии, нанеся ему (более сильному) удар в бедро, 19 оп может присвоить себе вдвое.

Если же предводительствующий государь 20 сам достиг своей цели, то он должен отсылать своих союзников прочь. Таким образом он займет выгодное положение в кругу государств, безотносительно к тому, потерял ли оп или ничего не выиграл (при разделе добычи).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь