Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 128. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БЕДСТВИЯХ, КОИМ ПОДВЕРГАЮТСЯ ЦАРЬ И ГОСУДАРСТВО



Глава 2

 

Государь и государство — вот в двух словах все государственные факторы. Для государя (главным затруднением, бедствием) является смута внутренняя или внешняя.2 По сравнению с внешней смутой, внутренняя является более зловредной, так как при этом имеется опасность, подобная той, какая возникает при непосредственной близости змеи. Далее, смута, вызываемая особо приближенными чиновниками, опаснее всяких других внутренних смут. Поэтому (государь) должен держать в своих собственных руках как казну, так и войско.

(Что хуже): двоецарствие3 или власть чужестранца? 4 Учителя считают, что двоецарствие хуже. Из-завзаимной вражды и привязанностей партий, а также из-завзаимных трений происходит гибель (государства). При власти же чужестранца возможно, что такой чужестранный государь, завоевав расположение подданных, будет управлять страной в соответствии с ее укладом.

Нет, говорит Каутилья. Если имеется двоецарствие, предположим отца и сына или двух братьев, то достигается одинаковое благополучие и подчинение (власти) сановников. При власти же чужестранца, последний отторгает (землю) от другого, еще живущего, 0 и, считая, что земля (по существу) не его (и что ее не надо беречь), истощает и ослабляет ее или же продает. Потеряв же к ней интерес, он бросает ее и удаляется.

Далее, возникает вопрос, что хуже: государь слепой (т. е. совершенно не знающий политической науки) или такой, который неправильно понимает ее? 6 (Государь), лишенный совсем знаний в политике, что бы он ни предпринимал, будет упорствовать (в своем неправильном образе действий) или зависеть от других. Таким образом, неправильными поступками он приведет к гибели государство. Что же касается государя, неуверенного в методах политики, то если он отступит от правильных методов, то его можно наставить на правильный путь. Таково мнение учителей.

Нет, говорит Каутилья. Слепой (т. е. совершенно незнакомый с политической наукой) государь может быть наставлен на путь истинный, в том случае если у него имеются одаренные политическими совершенствами помощники. Что же касается государя, который держится неправильных методов, то такой, имея неправильные, предвзятые взгляды и давая таким взглядам развитие, губит государство и себя самого.

Далее, встает вопрос, что хуже: государь больной или новый..Больной государь может привести к гибели государство, доверяя его министрам, или же может погибнуть сам от государственных факторов.7 С другой стороны, государь новый, исполняя свои обязанности, оказывая помощь подданным, освобождая от податей, 8 делая подарки и воздавая почести, может действовать (подобными) средствами, вызывающими расположение подданных. Таково мнение учителей.

Нет, говорит Каутилья. Больной государь продолжает управление в соответствии с тем, как оно уже раз было начато. Новый же государь считает, что государство добыто им силою 9 и потому действует необузданно, по произволу. Или же, будучи притесняемым теми, с помощью которых он достиг царства, он должен будет сносить бедствия, коим подвергнутся его владения. Далее, тот, который не заручился любовью подданных, 10 легко может быть уничтожен. Из больных же государей хуже считается тот, который болен вследствие, своих пороков, 11 а не тот, у которого дурных заболеваний нет.12

Новый государь может быть благородным и неблагородным. Может быть благородный, но слабый и неблагородный, но сильный государь. Видя слабости первого (из двух таких государей), хотя бы он и был благороден, подданные с трудом уступят подговорам в его пользу. Что же касается государя сильного, хотя бы он и не был родовитым, то подданные, видя его силу, легко перейдут на его сторону. Таково мнение учителей.

Нет, говорит Каутилья. Подданные сами (без принуждения) будут повиноваться высокородному (государю), хотя бы он и был слабым. Известно ведь, что правление государством приличествует высокородному, и поэтому подданные не уступят подговорам в пользу сильного, но не высокородного. Действительно, мы знаем, что если имеется привязанность (подданных к государю), то преимущество на его стороне.

(Если мы рассматриваем гибель посевов), то более тяжелою следует считать гибель созревшего урожая, чем гибель зеленых всходов, ибо в первом случае пропадает и затраченный труд Отсутствие дождей хуже, чем чересчур большое обилие дождей, ибо в первом случае не получается никаких средств к существованию. Таким образом излагаются относительная важность и неважность двух видов затруднений в отношении государственных факторов в последовательном порядке и причины, побуждающие к наступлению на врага (если од терпит такие затруднения) или же к выжидательному положению (если таких затруднений нет).13

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Размышления о бедствиях, коим подвергаются царь и государство» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто восемнадцатая глава.

 

 

РАЗДЕЛ 129. БЕДСТВИЯ, ПРОИСТЕКАЮЩИЕ ОТ (ПОРОКОВ) ЛЮДЕЙ1

Глава 3

 

Причиною таких затруднений является отсутствие воспитания в науках.2 Действительно, человек недисциплинированный не видит пагубных следствий пороков.

Это мы изложим, а именно: три вида, возникающих из гнева (злобы), и четыре вида — от страстей.

Из этих двух (т. е. гнева и страстей) гнев (злоба) влечет более тязкелые последствия. Действительно, гнев (злоба) распространяется на все. Нам известно, что в большинстве случаев государи, находившиеся во власти злобы, погибали от гнева своих подданных, те же, которые отдавались своим страстям, погибали от врагов и болезней, так как истощалась их казна и они сами физически ослабевали.3

Нет, говорит Бхарадваджа. Гнев свойствен сильным людям. (Гневом, суровостью) достигается прекращение вражды, месть за оскорбление 4 и устрашение людей вообще. Постоянное проявление гнева5 имеет целью обуздание пороков.6 Страсть (любовь) есть стремление к достижению желанного. (Она связана) с ласковым отношением, с присущей щедростью и любезностью. Тот, кто проявляет любовь (т е. страсть), стремится вкусить плод затраченной работы.

Нет, говорит Каутилья. Ненависть, приобретение врагов7 и постоянная связь со страданием — вот что приносит с собою злоба. Страсть же влечет за собой возможность быть объектом презрения, потерю богатств и сообщество с ворами, игроками, охотниками, певцами, музыкантами и прочими негодяями.

Если мы сравниваем, (что хуже): быть предметом презрения или же предметом ненависти, то последний является более значительным. Презренный (только) угнетается своими и чужими, тот же, который является предметом ненависти, уничтожается. Если мы сравним потерю богатств с приобретением врагов, то последнее более тяжко. От потери богатств (только) страдает казна, приобретение же врагов вызывает жизненную опасность.

Постоянная связь со страданием более тягостна, чем связь с негодными людьми. Последней можно в одно мгновение положить конец.8 Связь же со страданием вызывает долгие мучения. Поэтому злоба имеет более тяжкие последствия.

(Следствием злобы) являются: оскорбление словами, повреждение имущества (другого) 9 и оскорбление действием.

Если сопоставить оскорбление словами и повреждение имущества, то первое хуже. Таково мнение Вишалакши. Ведь вспыльчивый человек, которому нанесено оскорбление словами, яростно отвечает тем же. Острие оскорбительных слов впивается в сердце. Оскорбление разжигает огонь (гнева) и воспламеняет чувства.

Нет, говорит Каутилья Если чтить когонибудь (путем подарков) в виде ценного имущества, то этим самым можно удалить острие (оскорбительных) слов. Повреждение же имущества (неправильные поступки по отношению к таковому) есть уничтожение средств к существованию.

Под повреждением имущества мы разумеем: неотдачу (того), что причитается другому, (присвоение) чужого имущества, уничтожение его или же бросание на произвол судьбы.

Если сопоставить повреждение имущества и оскорбление действием, то первое есть более тяжкое зло. Так считают последователи Парашары. (Они говорят), что благочестивые деяния, 10 равно как и жизненные удовольствия, 11 одинаково основаны на богатстве (на имуществе).12 Мирская жизнь связана с деньгами. Поэтому гибель имущества, ценностей есть более тяжкая беда.

Нет, говорит Каутилья. Никто не станет желать повреждения своему собственному телу, хотя бы и за счет получения больших богатств. С другой стороны, как раз, позволяя себе оскорбление действием, испытываешь то же самое зло и от других.

Вот три вида (дурных последствий), возникающих от злобы.

Следствием страстей (является привязанность к охоте, игре, женщинам и опьяняющим напиткам). Вот четыре рода (объектов страстей). Пишупа считает, что если сопоставить охоту и игру, то (страсть к первой) есть более значительный недостаток. Предающийся охоте подвергается опасности со стороны грабителей, врагов, хищников, 13 лесных пожаров и падения, он теряет направление, терпит голод и жажду, всем этим создается опасность для его жизпл. При игре же только имеет место выигрыш, достающийся более искусному, как например в случае игры Джаятсоны м и Дурьйодханы.15

Нет, говорит Каутилья. Из двух (играющих) один несомненно терпит поражение, как это указано в случае с Налем 16 и Юдхиштхирой17 Самый предмет, приобретенный в игре, разжигает страсть (к дальнейшему приобретению). Игра вызывает вражду, потерю честно приобретенного имущества и приобретение другого нечестным путем. (Приобретенное имущество) вновь теряется, прежде чем успеешь им насладиться. (В пылу игры) приходится воздерживаться от своевременного испражнения и испускания мочи и испытывать голод и пр. От всего этого возникают болезни. Вот все зло, связанное с игрой. При охоте же имеет место телесное упражнение, удаление слизи, желчи, жира и пота, приобретается искусство попадать в цель, будь то подвижное или неподвижное тело, а также знакомство с состоянием переживаний животных по их движениям, показывающим ярость или боязнь. Кроме того, (на охоту) нельзя ходить во всякое время, (и потому) исключена возможность постоянно ей предаваться.

Каунападанта считает, что из двух пороков — страсти к игре и страсти к женщинам — первый есть большее зло. Игрок играет беспрестанно, ночью, при светильнике, и даже если собственная мать умирает. Если его в случае надобности просят (прекратить игру), то он приходит в ярость. Если же ктонибудь одержим страстью к женщинам, то все же возможно (в отдельных случаях), когда такое лицо совершает омовение, одевается или ест, спрашивать его о делах, связанных с религией, и денежных. Далее, жепщипу можно сделать полезной для государя. Также возможно путем тайных средств устранения или, причинив женщине болезнь, устранить ее или заставить удалиться самой.

Нет, говорит Каутилья. При игре возможно возвратить потерянное. Тот же, который имеет страсть к женщинам, пе может возвратить потерянного им (вследствие своей страсти). (С государем, постоянно увлекающимся женщинами), невозможно видеться (по государственным делам), он получает отвращение ко всякому делу, он упускает время и вследствие этого теряет выгоду, оп нарушает закон, проявляет слабость в управлении и предается пьянству.

Если сопоставить страсть к женщинам и страсть к вину, то первая является более пагубной. Таково мнение Ватавьядхи. Ведь все глупости, возникающие из привязанности к женщинам, неоднократно упомянуты в главе о предписаниях для царского жилища.18 Если же кто пьет, то он вкушает вещи, приятные для чувств, как например музыку, сам делает удовольствие другим, чествует слуг и прогоняет усталость работы.

Нет, говорит Каутилья. При привязанности к женщинам ро ждается потомство и создается личная безопасность, если оставаться среди женщин своего дома.19 Противоположное наблюдается (при привязанности) к внешним (т. е. публичным) женщинам и полная гибель (при привязанности к таким), с которыми нельзя иметь сношения. И то и другое (зло) 20 может иметь место при пороке, выражающемся в пьянстве (при котором как раз бывают сношения с женщинами не своего дома и пр.).

Полное следствие этого порока есть: потеря сознания, умопомешательство у того, кто не был ранее помешанным, смерть (или состояние, подобное смерти) у того, кто в действительности не умер (или не должен был умереть), выставление на показ такого, чего следует стыдиться, потеря знаний, ума, здоровья, богатства и друзей, отсутствие связи с положительными людьми, связь с негодяями и любовь к пению и струнной игре, которые приводят к истощению имущества.

Согласно мнению некоторых, если сопоставить игру и пьянство, то игра есть более тяжкий порок. Победа или поражение (в игре), связанная с приобретением (или имеющая целью приобретение), причем объектами (игры) могут быть живые и неживые предметы, 21 вызывает раскол партий и создает таким образом волнение среди подданных. В особенности среди объединений и семейств владетелей, имеющих сходство с объединениями, игра является причиной раздора, что ведет к гибели.

Самый же дурной из всех пороков — это потворствование негодяям, 22 так как этим вызывается ослабление государственных устоев. Страсть, заключающаяся в потворствовании негодным, и злоба, выражающаяся в подавлении праведных, — эти два фактора представляют собою безграничное зло, вследствие множества бедствий, (вызываемых ими).

А поэтому (государь), почитающий мудрых советников, обуздывая свои страсти и проявляя стойкость, должен отбросить как страсть, так и злобу, которые вызывают затруднения и подрывают корни (государственных устоев).

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Бедствия, проистекающие от (пороков) людей» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто девятнадцатая глава.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь