Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Евгений Юрьевич Меркулов - поэт, писатель, драматург, бард.



     Прямая речь: Родился на Дону в середине прошлого века. Поскольку отец получил направление на работу на один из московских заводов, я воленс-ноленс стал москвичом. Детство, отрочество и юность прошли в соответствии со стандартом советского времени: " не был", " не состоял", " родственников за границей не имею". Октябрёнок, пионер, комсомолец (вот на партию активности не хватило). Обычная школа, серьёзный технический вуз, диссертация. В своём родном вузе преподаю уже более 30 лет.

Рифмовать начал в шесть лет. Может, сыграло роль то, что мама была учителем русского языка и литературы и часто читала мне стихи. Первый мой " стих" был про медвежонка, второй про Юрия Гагарина, а третий – какая-то сказочка-ужастик (лес, скелеты, нечисть...). Кстати, тетрадка с этими сочинениями до сих пор лежит где-то в письменном столе. Но что хочу отметить – с детства отдавал предпочтение мажорному хорею. После первых проб на поэтической ниве был перерыв на несколько лет. В старших классах сочинял пиратские песни и " юмористические куплеты". Помню, как-то листок с такими куплетами попал в руки молодой учительнице по биологии. Урок был практически сорван. К этому же времени относятся и мои первые опыты в написании лирики.

В институте писал в основном " бардовские" песни, сказывалось влияние КСП. Отдельной строкой можно выделить " Песню донских офицеров", написанную на втором курсе, и, как оказалось, впоследствии получившую признание среди казаков Дона и Кубани.

После окончания института в моей " поэтической" карьере опять был перерыв на несколько лет. Писал от случая к случаю. Апофеозом была драматическая трилогия в стихах и песнях из жизни кафедры. Этот опыт очень помог мне потом при сочинении сказок. Далее снова был перерыв. Активно начал писать с середины 90-х, когда появилась возможность публиковаться в сети. Предпочтение отдавал юмористической поэзии, так как на написание чего-либо серьёзного не хватало ни времени, ни таланта.

Сейчас на моём " боевом счету" несколько сотен стихов, песен, пьес, сказок. Кое-что публиковалось в бумажных вариантах в России, в Украине, в Греции, в США, в Израиле. Нельзя сказать, что я – приверженец какого-то одного жанра. Мне интересно пробовать себя в новом. Например, сказки для взрослых. Такие сказки – не пародии, не подражания, не поэтическая переработка, а откровенный добрый стёб. Ведь когда оцениваешь старые любимые сказки с точки зрения взрослого человека, возникает масса вопросов, на которые не обращаешь внимания в детстве. Например, почему бабушка Красной Шапочки жила одна в глухом лесу отдельно от внучки, может, с матерью девочки не сложились отношения? Как Колобку удалось убежать от быстрого Зайца? Каким образом деду с бабой в сказке " Репка" удалось сплотить в единую команду Жучку, кошку и мышку? О сказке " Курочка Ряба" я уже не говорю. Там вообще вопрос на вопросе. Как курица сумела снести золотое яйцо? Зачем нужно было его бить? И так далее… Вот на все эти вопросы я и попытался ответить в своих новых версиях старых сказок.

Далее лирика. Очень по сердцу пришлись жанры сонетов и романсов. В течение нескольких лет были написаны десятки стихов... Но натура взяла своё. Если вначале это была действительно лирика, то потом стали превалировать юмористические мотивы даже в таких строгих формах, как классический сонет. Вообще мне более близка жанровая поэзия (здесь абсолютным кумиром является Высоцкий). Ведь в лирике открываешься сам, а в жанре надеваешь маску другого человека. А это так заманчиво!

Ещё одной ветвью моих поэтических потуг стали вольные переводы любимых зарубежных песен. У каждого, наверное, есть такие песни, но далеко не всегда вы можете напеть их, даже про себя. Мешает незнание языка. Например, вы знаете английский, а ваш любимец Челлентано поёт на итальянском. В голове звучит мелодия... И что? Подпевать " ла-ла-ла"? Чтобы решить для себя эту проблему я, где мог, сделал вольный перевод текста на русский язык (иногда при помощи словаря), а в некоторых случаях написал свой оригинальный текст. И теперь, когда я слышу звуки любимых мелодий, таких как, например, " Tombe la neige" или " Bensonhurst blues", могу мурлыкать их на своём родном языке. В моём активе есть английские, французские и итальянские песни. Очень горжусь тем, что некоторые мои тексты понравились такой ЗВЕЗДЕ, как Муслим Магомаев.

Не могу не сказать о цикле казачьих стихов и песен. Голос крови берёт своё. В 2010-м году за вклад в возрождение казачьей культуры приказом Войскового Атамана ВКО " Всевеликое Войско Донское" я был награждён медалью " За возрождение Донского казачества". В последнее время очень интересуюсь таким жанром, как плэйкасты. Это сочетание художественного образа, музыки и текста. Сделал несколько сотен плэйкастов на свои тексты. Посмотрим, что будет дальше. Останавливаться не собираюсь.

                                                   С уважением,

                                                                           Евгений Меркулов

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА

В ХVI в. на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. Среди историков нет единой точки зрения на проблему происхождения казачества. По одной теории, казаки считаются потомками еще домонгольского населения донской и приволжской степи - либо сарматов и хазар, либо славян - выходцев из Руси. Большинство современных историков считают, что первоначальное казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские войны уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь. Татарские имена носят первые атаманы, известные нам по письменным источникам, в языке донских казаков сохранилось много тюркских терминов- атаман, есаул, курень и пр. Само слово " казак" однозначно тюркского происхождения и означает " одинокий не семейный человек, не имеющий дома". Однако затем с середины ХVI в. на Дон и Волгу хлынул поток беглецов из Русского государства. Это были разорявшиеся от нескончаемых войн служилые люди-дворяне и стрельцы. Их было так много, что первоначальное тюркское ядро казачества быстро подверглось христианизации и растворилось в массе русских пришельцев. С другой стороны, и пришедшие в степь русские люди восприняли многие черты степной культуры.

     Первоначально казачество представляло собой разрозненные группы людей, не имеющих связи между собой. Во второй четверти ХVI в. произошло объединение их в одну организацию - Войско Донское, появились постоянные укрепленные поселения - городки. В основном они располагались на Нижнем и Верхнем Дону, но несколько казачьих городков известны и на Волге в районе Переволоки. Казаки занимались охотой и рыболовством, но также совершали морские набеги на турецкие и крымские берега. Важным источником дохода являлась служба московскому царю. Казаки участвовали, по некоторым данным, во взятии русскими войсками Казани и Астрахани. Большое количество казаков приняло участие в Ливонской войне. Казаки также привлекались русским правительством для охраны торгового пути по Волге, за что получали жалованье. Первая из известных царских грамот казакам относится к 1570 г. Адресуя ее " на Дон в Нижние и Верхние Юрты Атаманам и Казакам", Иван Грозный поручал им сопровождать русских послов, отправлявшихся к татарам.

Роль казачества в истории России.

4 ноября 1612 года донские казачьи отряды вместе с народным ополчением Минина и Пожарского участвовали в борьбе с польскими интервентами и сыграли существенную роль в освобождении Москвы от поляков.

Избрание Михаила Романова на царский престол было во многом обусловлено давлением казаков на Земский собор в 1613 году, когда Филат Межаков – атаман казачьих войск, собравшихся около Москвы в последние дни Смуты, от имени казаков и во время споров о том, кто должен вступить на московский трон, подал и своего кандидата. Положив записку с его именем " Михаил" на стол, он накрыл его обнаженной шашкой.

" Какое это писание ты подал, атаман", - спросил его глава собрания князь Пожарский.

" О природном царе Михаиле Федоровиче", - ответил Межаков.

После этого " прочтеше писание атаманское, бысть у всех согласен и единомышлен совет", повествует летопись. Поэтому Михаила Федоровича Романова не без основания называли «казачьим царем».

В середине 16 века донские казаки под предводительством Ермака Тимофеевича покорили Сибирское ханство. После Ермака другие отряды донских казаков в середине 17 века достигли берегов Тихого океана и в результате Сибирь и Дальний Восток вошли в состав России. В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев прошел на нескольких кочах (судах) границу России с Америкой, обогнул Чукотский пролив, и, таким образом, эти территории стали считаться русскими.

Днепровское казачество оказывало большую помощь Польско-Литовскому государству в борьбе против Турции. В 1621 году казаки во главе с гетманом Петром Сагайдачным, имевшего славу грозного и непобедимого предводителя Запорожской Сечи, внесли главный вклад в русско-турецкой войне под г. Хотин.

Несмотря на все заслуги казачества перед отечеством, все же московское правительство не могло мириться с казачьим самоволием:

1) нападение на крымских и кубанских татар,

2) нападение на купеческие караваны и посольства осложняли отношения России с Турцией и др. странами.

3) недовольство правительства вызывало и то, что беглые крестьяне находили приют на Дону и принимались в казаки. Но правительство, скрепя сердце, соблюдало казачий обычай – закон " С Дону выдачи нет" - и фактически не принимало мер по выдаче.

Но после подавления восстания под руководством Степана Разина в 1671 году правительство вынудило Войско Донское присягнуть на верность царю. А Петр I, знавший о бунтаре Степане Разине, а также столкнувшийся с восстанием Донских казаков под руководством атамана Бахмутского городка Кондратия Булавина (1707-1709), которые воспротивились решению царя передать казачьи солеварни в государственную монополию, предельно урезал права и привилегии Донских казаков. Царские войска жестоко подавили булавинское восстание, казнив более 7 тысяч казаков - повстанцев. Около 3 тыс. казачьих семей под атаманством Игнатия Некрасова бежали сначала на Кубань, затем в Крым и Турцию. 42 казачьих городка, в том числе Паньшин, Качалин и Иловлин, а также Пятиизбянка (чуть ниже Калача) были снесены. Казаки потеряли право избирать Войскового атамана на своем Кругу. Теперь царь назначал Атамана на Дон, атаман стал называться наказным, т.е. назначенным (из высокопоставленных дворян). По приказу Петра Первого казачьи городки, которые раньше не были уничтожены, были разгорожены, валы стерты.

   После подавления пугачевского восстания (донские казаки в нем не участвовали) в 1775 году, по приказу Екатерины Второй царские войска уничтожили Запорожскую Сечь. В царствование Александра 1 казачьи городки стали называться станицами (стан – место проживания у тюркских народов) и хуторами.

Логический переход: Как много исторических событий выпало на долю нашего города и его жителей, не только в годы революции и ВОВ, но и значительно ранее, нашим предкам приходилось защищать наш край и в далеком прошлом…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь