Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ



    Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, автор таких известных произведений как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

   Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.

    Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.

    Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

   Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки. Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.

   С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие). Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969).

   Важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».

    С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).

     Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

     Интересные факты

     Когда Шолохов пришел свататься к одной из дочерей П. Я. Громославского, бывший казачий атаман предложил взять в жены другую его дочь – старшую Марию. В 1924 году они поженились. В браке они прожили 60 лет, в семье родилось четверо детей.

      Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду.

       Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.

 

ПАМЯТНИК «ДОНСКИМ КАЗАКАМ – ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА»               

            Памятник «Донским казакам - защитникам Отечества» установлен в 16 км на юго-запад от станицы Кумылженской. Расположен на верхней террасе правого берега реки Хопер. Памятник установлен на искусственном холме, высота которого 5м, длина 22м, ширина 12м. К памятнику ведет асфальтированная дорога 600м, примыкающая к площадке, на которой расположен монумент.

              Памятник представляет собой скульптурную композицию «всадника», установленную на постаменте. Скульптура выполнена из армированного бетона, покрытого чеканной медью.

    Памятник, увековечивающий роль казачества в России, расположен на месте бывшего сторожевого холма, в народе называемом Тришкина гора. Памятник установлен в честь первых казаков, охранявших водные пути и рубежи на реках Хопер, Медведица, Бузулук, Кумылга с 16 века и казакам-воинам Донского края — защитникам России. Казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Их по праву можно назвать Защитниками России.

    Решение о создании памятника было принято Малым Советом администрации Подтелковского района за №6/3 от 31.07.1992 года. Работы начались в сентябре 1992 года, открыт памятник 26 июня 1993 года. Скульптор Можаев Н.В., архитектор Булкин М.Г., чеканщик Прощайло А.А.

    Высота скульптуры — 18 метров. С лицевой стороны скульптуры, у основания, установлена металлическая мемориальная доска с надписью «Славному Донскому казачеству от благородных потомков Хоперского округа».

 

МНОГО ИНТЕСНОГО:

 Легенда об основании станицы Кумылженской

   Станица Кумылженская до 1695 года располагалась на правом берегу Хопра, чуть ниже устья реки Кумылги, в Гремячинской Лучке. Это небольшой красивый полуостров из наносного песка, крепко припаянный к меловой горе в виде изогнутого лука. В этом месте Хопер делает большую излучину, поэтому место называется Лучка, а не Лука.

   Как известно из истории, казачьи поселения находились только с правой стороны Хопра, а до левого простирались владения Золотой Орды, о чем явствует и название реки Кумылга.

   Когда Петр I решил изгнать турок из Азова, он приказал строить корабли под Воронежем, где и были заложены верфи. В 1695 году царь сам решил посмотреть, сколько сделано судов и как их будут проводить к Азову по рекам Хопер и Дон. На воронежских верфях специально для царского похода сделали струги и специальную царскую лодку, покрытую позолотой. На всем водном пути следования царского каравана судов казаки радушно встречали Петра. Путь был длинным и долгим по времени, приходилось останавливаться на отдых. Поэтому впереди каравана следовал большой дозор, который и выбирал место для стоянок, дневок и ночевок. Вот и приглянулось им самое высокое место с большим гранитным валуном. С этого места была хорошая видимость во все стороны.

     Казаки станицы Кумылженской приготовили к этому времени много крепкого меда и других напитков и кушаний. Были разбиты большие шатры. Царь в подзорную трубу обозревал окрестности, а вечером Петр со свитой и зажиточными казаками устроили пир. Пил царь крепкий мед из золотого ковша. Видно, и охрана мед употребила тайно. После пира подвыпивших охранников одолел крепкий сон, а в это время молодые, озорные казаки украли царский ковш и угнали небольшую золоченую лодку. Поутру царь потребовал опохмелиться, но, увы, ковша нигде нет, пропала и царская лодка. Царь к себе станичного атамана позвал и приказал найти и вернуть царский ковш и лодку. Гнев Петра был велик. Он разослал гонцов по окрестным поселениям и в татарский городок Чиганаки.

     Глашатаи извещали: «Царь будет ждать три дня», и призывали вернуть ковш и лодку. Прошло три дня, и Петр приказал отправляться в поход вниз по Хопру, а своим писцам приказал о случившемся нигде не писать и не говорить. Поэтому нигде в документах не встречается описание этого похода. Оставил наместника с солдатами с целью в наказание сместить станицу Кумылженскую в урочище Суходол, где было топкое место, окруженное песками. Но все же несколько опальных кумылженских казаков добились разрешения у наместника царя и выпросили у него небольшую полоску земли и основали хутор Ключи, а напротив Гремячинской Лучки хутор Крепцы. Позже казаки хуторов Ключи и Крепцы в районе кладбища бывшей станицы, в Лучке, построили часовню, это место до сих пор называется Кресты.

     А гора на правом берегу Хопра, где пировал по сказанию царь Петр называют по-разному: «Кошав» и «Кашав». Наши предки называли это место «Гора ковша», а затем для удобства произношения стали называть «Кошав».

    А нынешнее место расположения станицы Кумылженской с 1695 года в топком, почти непригодном для проживания месте было выбрано не по воле казаков, а по воле разгневанного царя. Но на этом все не закончилось. Видимо, обида и гнев Петра были так велики, что по возвращении его в Москву он издал указ и послал воинские отряды с целью выловить беглых людей и вернуть их хозяевам в Тамбовскую, Воронежскую и другие губернии. Казачьи общины были урезаны в правах. Закончилась казачья вольность. Ровно через десять лет после основания станицы Кумылженской на новом месте, в нашем краю, напротив хутора Ключи, было подавлено восстание Кондратия Булавина. В излучине речки Кумылги, в двух километрах от станицы Кумылженской Булавин был пленен. Царские войска жестоко расправились с пленными казаками. То место, где был пленен атаман, до сих пор называется Булавинский лес.

 

  Прозвища жителей казачьих станиц.

  В старину каждая станица и ее жители имели прозвища. Старинные прозвища станиц бытовали не только на Дону, но и на Хопре. Так, станицу Усть-Бузулукскую звали Камышовый Чулан, Аржановскую – Цыганы, Зотовскую – Бугаи, Кумылженскую – Моська.

   Станица Букановская имела прозвище «Руни» или «Руно». Говорят, когда-то станичники ходили в голубых чулках, которые чем-то красили (что конкретно – чулки или краска – подразумевалось, под этой кличкой не уточняется).

   Станицу (ныне это хутор) Остроуховскую звали «Ерши». Прозвище объясняют так. Бывало, едут летом казаки на луговой покос или на поля, у них всегда в шапке рыболовный самодельный крючок и жилка-леска, свитая из конского волоса. Доезжают до так называемой «Ершовой» пристани и обязательно не упустят случая порыбачить. «Как, кум, берутся ерши? » - спрашивает другой подъехавший казак. «Беруться», - отвечает. И этот тоже останавливается: «Ну и мне нужно на уху поймать», - говорит. И третий, и четвертый, пятый – сколько бы ни ехало – все останавливаются. Так и прозвали всех станичников «ершами».

   Станица Слащевская имела прозвище «Большая Сноха Ивановна». На праздник Знамение (бывает в декабре) какая-то крупная, большого роста сноха по отчеству Ивановна напекла пышек и пошла по Хопру угощать ими собравшийся народ. Шла, шла и неожиданно провалилась на льду там, где до нее никто не проваливался. С тех пор и назвали станицу «Большая Сноха Ивановна».

    Станица Федосеевская имела прозвище «Кошки». О происхождении такого названия существуют несколько легенд:

    Первая. Ходят слухи, будто бы в домашней кошке есть какие-то «кости-невидимки». Чтобы распознать их, федосеевские знахари-суеверы поступали следующим образом. В кипящий котел с водой бросали живьем черную кошку. Вываривали ее в кипятке до тех пор, пока не разваривалась. Тогда брали поочередно ее кости, зажимали каждую зубами и глядели в церкало или в подобие его. Как не видать себя, значит, это и есть «кость-невидимка», и человек с этой косточкой делался невидимкой. Ее надо хранить где-нибудь с собой. Она якобы помогает остаться живым на войне, проникнуть в чужие тайны и т.д.

  Вторая. Будто бы какая-то федосеевская бабка вырезала окошко в тыкве, через него выбрала семечки, а закрыть окошко куском забыла. И надо же: ночью через него в тыкву забралась кошка и окотилась там. Утром бабка вырезанным куском закрыла тыкву и сунула ее в печь. Прошло время и подала бабка печеную тыкву на стол внукам. Те стали есть и говорят: «Баба, тут киса» - «Какая, к черту, кислая, - ругается она, - лопайте». Внуки опять свое твердят. Тогда глянула бабка в тыкву, а там и впрямь котята запеченые лежат. Она только хлопнула себя по бокам. Не утерпела, рассказала на выгоне про этот случай – с тех пор будто бы и пошло прозвище.

Третья. Прозвище «кошки» возникло, будто бы потому, что в станице Федосеевской кого-то ждали и для застолья по ошибке (а может, и нет) вместо зайца изжарили кошку.

 

     Легенда о Хопре и Слащёвне.

      Это было в очень давние времена. А по времени года в летнюю неделю лесных русалок. Средь дубовой рощи, на поляне, пылающей красками разноцветья, молодые люди в песнях и танцах славили лесных богинь – русалок. Неожиданно над рощей нависла темная туча, и могущественный бог Перун, бог грома и молнии, начал рассыпать ослепительные молнии и раскатывать оглушительные громы. Все, кто участвовал в русальном обряде, разбежались. Лишь одна задумчивая девушка осталась на поляне, замерев в восторге от непостижимых деяний громовержца. Перун заметил и полюбил восторженную деву. У них родился сын, которому дали имя Хопер.

      Детство Хопра прошло в раздольных степях, прокаленных солнцем, освеженных вольными ветрами, напоенных запахами чебреца, мятлика и полыни. И вот он уже статный, крепко сложенный белокурый юноша, обретший в степи сильный характер и широкую душу. Его страстью стала охота. Хопер выслеживал волков и лис, охотился на дудаков (дроф) и серых куропаток, которых в те времена было великое множество. Он мог часами наблюдать, как резвятся зайчата, как из охристо-оливковых яиц серой куропатки появляются птенцы с рыжими шейками.

     Хопер любил коней. В одну из своих конных прогулок он встретил черноокую Слащёвну, девушку спокойной и мягкой красоты. Её предки пришли из-за Черного моря, оттуда, где садится солнце. Хопер и Слащёвна полюбили друг друга. Теперь им двоим принадлежал весь мир! Они увлекались прогулками и скачками на конях, особенно весной, когда степь покрывалась полотнами молодой перельно-голубоватой полыни с алыми островами лазоревых цветов.

      Слащёвна, словно амазонка, была искусной и лихой наездницей. Её белый, белее снега, необычайной красоты конь с умными глазами и крутой шеей внимал малейшему движению ласковых рук своей хозяйки. А уж в скачке всадница сливалась с конем. Быстр и горяч был золотистый конь Хопра. Если белый цвет – символ чистоты, то золотистый – символ солнца и радости. И когда Хопер и Слащёвна скакали по степи в едином порыве, казалось, что солнце и радость разливались по земле. Белый и золотистый кони с всадниками, парящими в полете над препятствием – ручьем или упавшим деревом, можно ли вообразить что-нибудь более пластичное и гармоничное?

      Но счастье быстротечно.

      Однажды Хопер, желая помочь своему народу, похитил огонь у Дажбога, бога солнца и огня, и подарил его людям. Разгневался Дажбог, а в гневе боги жестокие, будь то греческие, римские или славянские. Огненным шаром, излучая ослепительный свет, прокатился бог солнца и огня по бескрайней степи и оставил за собой ложе будущей реки длиною в тысячу верст. Хопер же превратил в реку. В ее пойме с тихими затонами и озерами дикие, серебристые, красноклювые гуси основали свои удобные гнездовья.

     Долго, очень долго Слащевна ждала своего любимого на берегу реки. Да так и не дождалась, превратившись от слез и горя в высокий берег Хопра, такой же спокойной и мягкой красоты, какой была сама. А на том берегу раскинулась станица, названная в ее память Слащевской.

      И с тех пор каждую весну, когда пробуждается природа, могучий Хопер широко разливается в непристанной надежде обнять Слащёвну, свою верную и неизбывную любовь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь