Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЬИХ СТАНИЦ И ХУТОРОВ. ТИПЫ СТРОЕНИЙ И УСАДЕБ.



С самого момента возникновения ранних городков, казаков отличала такая черта, как проживание «рассеяно» по берегам Дона «зимовья ставились обычно по урочищам, располагались обычно у колен реки». Так же казаки устраивали за пределами городка базы – огороженные плетнями загоны для содержания скота, Впоследствии на месте базков возникнут первые хутора постоянные поселения для занятия земледелием и скотоводством. В это же приблизительно время казаки начинают менять места своих первых поселений.

Старые городки, находившиеся в низменных местах, не удобных для земледелия, оставляются, а для новых поселений - станиц казаки подыскивают места более пригодные для землепашества. Т.е. основание станин приходится на время перехода к мирной жизни. Земли наминают межеваться, выделяются юрты станиц, в которых и возникают хутора.

  Еще в середине. XVIII в. Войско Донское воспрещало «строить хутора». В войсковой грамоте от 19 февраля 1745 г. сказано было: «посланы при сем к вам и по всем рекам по инструкции нарочные старшины... Оным старшинам велено о хуторах, сколько где имеется, самую истину объявить, почему от них в те места нарочные имеют быть для осмотру посланы и у кого деревянное домовое строение, в противность прежних наших грамот, найдется (вместо землянок), сжечь самим без остатку, да и впредь оные хутора строить наикрепчайшим образом вам подтвердить им приказано не велеть». Однако, вопреки строжайшим запретам даже под угрозой смертной казни, все более распространялось земледелие, занесенное сюда старообрядцами, все более широко распространялись хутора.

     И уже в 1753 г. в грамоте посланной по Дону от ст. Качалинской до Казанской уже разрешается «во всех степных и других отдаленных от станиц местах, где заготовляется на зиму сено, строить для убежища хозяевам в зимнее время теплые землянки, а для скота и лошадей из жердей заметы и сенные лапасы». В последней четверти XVIII в. хутора приобретают свое законное право на существование от войскового правительства. В XVIII в. хуторские постройки, по данным З. Щелкунова, подразделялись на три вида:

1. помещение для людей, состоящее, смотря по местности, либо из плетневой землянки, или из «шиша» т.е. круглой земляной ямы и жердями, связанными вверху в пучок, с кровлею из камыша.

2. помещенья для скота: для лошадей, рогатого скота и овен. Устраивались базы, т.е. открытые загородки из плетня или частокола с узкими навесами по одной стороне база или по всем. Хлева для овен были закрыты со всех сторон.

3. помещения для храпения запасов сена - лапасы.

Планировка казачьих хуторов была беспорядочна. Старые хутора, по свидетельству краеведов XIX в. «на вид были не стройны, заселены без всякого плана, но дворы их сближены и нередко соединены один с другим так, что не образуют никакого прохода...».

Позднее внешний вид хутора существенно изменился: они растягивались иногда на многие километры, приобретая вид нестройный и беспорядочный. Особенно характерной, по замечанию М.А. Рыбловой, беспорядочность застройки была для степных хуторов, тянущихся среди балок.

Как, по словам старожилов, так и по письменным источникам, становится ясно, что хутора заводились благодаря «наделенной» земле станичных юртов достаточно просто: «Какой-нибудь какие с семьей переселялся из станицы в какую-нибудь часть юрта, если дело шло. то к нему подселялись уже и родственники, и просто желающие. От фамилии основателя хутора и получали сноп названия»

Казачья усадьба уже со второй половины XIX в., как правило, окружена прочной изгородью. Однако бытовали и архаичные формы огораживания, например, валом, неглубокой канавкой, что можно проследить на материале хут, Пятидесятный. Входы в жилые помещения, как правило, выходили в сторону Дону, но встречались усадьбы, где они были расположены и параллельно, по отношению к р. Дон. Хозяйственные постройки, в хуторах часто примыкали к жилому дому, но могли располагаться и свободно. Вообще выделяют три типа усадьбы:

   1.   Слитная - с расположением хозяйственных построек в непосредственной связи с жилым строением. Жилое строение располагалось параллельно улице,

2. Двор с несомкнутыми, несвязанными постройками. Жило?! дом ставили параллельно улице, или перпендикулярно к ней. 

3. Двор-курень с хозяйственными постройками расположенными по периметру усадьбы и домом в глубине двора.

В усадебный комплекс, как правило, входили: жилой дом. обширный скотный двор (баз) с хлевами и сараями, амбар, погреб, сенник, летняя кухня. Типичный казачий двор делился на две части -«передний» (чистый) двор и «задний» (базы). В передней части обычно располагались летняя кухня, погреб, амбар. Базы, в свою очередь, делились также на передние (здесь держали домашнюю птицу) и задние. На «задах» стояли хлева, конюшни, сараи для свиней, сенники. Базы отгораживали от остального двора плетневыми изгородями и разделяли на несколько частей - для отдельных видов домашних животных.

Летняя кухня являлась обязательной частью подворья. Летние кухни строили из самана, дерева, камня, камыша, встречались плетневые кухни.

Хозяйства среднего достатка обычно строили кухни из леса. До конца XX в. еще бытовали летние кухни в виде землянок и полуземлянок. В таких кухнях печь обычно стояла сбоку от входной двери. Напротив печного устья стояла полка для посуды, или шкафчик.

Дом: Место под строительство дома выбиралось особо тщательно и всегда освящалось. Часто казаки старались ставить дом на возвышенности. Под углы будущего сруба и под «опечек» укладывали большие самородные камни - они служили опорой для первого венца сруба - обчинки.

На материале некоторых усадеб прослеживаются дома с подпольями. В домах с подпольями на фундамент клали «закладные», а по центру -матки. Закладные толстые брусья - укладывали по периметру будущего дома, матки по центру. Далее возводили сруб. Если фундамент был каменным, на него укладывали деревянные плахи (основы, перерубы).

1. Хата с чуланом - состояла из основного жилого помещения (хаты) и пристроенного холодного (чулан, сени),

2. протяжная хата - состояла из двух жилых помещений - хаты и холодной, неотапливаемой горницы, соединенных чуланом. Строили такие жилища из местных древесных пород.

3. В более поздний период с 60-70 гг. XIX в. свое распространение получают пятистенки - состояли из сруба, разделенного капитальной стеной на две части хату и горницу. К срубу- пристраивали холодный чулан.

4. Круглые дома-крестовики - называли разные жилища: сруб, разделенный па 4 комнаты капитальными (рубленными одновременно со всем срубом) стенами. Или 6-стенный крестовый (круглый) дом. разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися капитальными стенами.

5. Дома с теплым коридором - в основе план такого дома был крестовым, но к двум взаимно пересекающимся стенам добавлялась третья, так что сруб делился на пять или шесть частей. Комнаты в таком доме назывались: хата, чулан, спальня, горница.

6. Особо распространен на рассматриваемой территории был «курень» «куренем называли хорошее жилище, а если так себе - то хата».

Характерной особенностью казачьего куреня было то, что на протяжении веков он оставался квадратным («круглым») в плане.

 Существовали и иные липы казачьего жилища: флигель, дом с низами, Вавилон и др. Но на материале хуторов, рассмотренных в 2004 г. они не были отслежены.

Свои подворья казаки всегда старались делать просторными и всю усадьбу – жилье, постройки, нередко и сад обязательно огораживали плетнями или просто пряслом из колючих веток.

Семья

Основным занятием казаков было земледелие и скотоводство. При единоличном ведении хозяйства каждая семья имела свой земельный надел, обрабатывала его, держала по силе возможности скот. Со всеми делами члены семьи управлялись сами, на это и жили. Благополучие семьи во многом зависело от количества рабочих рук, отсюда исплошь и рядом были семьи, где проживало по десять-двенадцать человек.

Почитание старших в семье было свято. Как правило, главенствующее положение в ней занимали мужчины, причем старшему, умудренному житейским опытом отводилась роль хозяина, которого все слушались. Иногда такой хозяин из-за немощи вел хозяйство сидя на печи, а если был в силе то вместе с другими мужчинами работал. У хозяина всегда находился кисет с деньгами, а у молодых членов семьи денег на руках ни у кого не было; если даст им хозяин, то хорошо, если не даст, вымогать не смеют. В семье было заведено: как сделает или скажет хозяин, так и будет.

Мужчины в семье занимались исконно «мужским» занятием: обрабатывали землю, ухаживали за скотом, разводили сады, ломали в ярах камень, некоторые охотничали, а ближе к Едовле, Хопру и пойменным озерам рыбачили.

Девушек замуж отдавали рано: в шестнадцать-семнадцать лет, причем согласия их, как, впрочем, и женихов, никто не спрашивал. По сговору родителей молодых сводили, если родители с обоих сторон согласны породниться, то с невестиной стороны обязательно «выторговывали» выкуп – приданое. После этого выпивали за «доброе слово» и окончательно договаривались о дне свадьбы. Венчание совершалось в церкви, брак вне е не считался и браком.

Женщины в казачьих семьях были действительно хранительницами семейного очага. На них лежала обязанность приготовления пищи, забота о детях, уход за огородом, помощь в уборке урожая, доение коров, стирка, вязание шерстяных изделий, ведение хозяйства. Летом занимались собирательством ягод: клубники, ежевики, съедобных грибов: шампиньонов, груздей, белых, опят и других. Из ягод делали кисели, компоты, вареники; грибы сразу жарили со сметаной, их засолка в нашем крае не практиковалась.

Однако женщина-казачка в семье была полностью бесправна. Всю жизнь она подчинялась и была покорной мужу. Исстари велось: муж верховодил и помыкал ею, как ему заблагорассудиться, применяя зачастую рукоприкладство. Разводы были очень редки, и сделать это можно было опять-таки через церковь, а надеяться на успех могли денежные люди и то после неоднократной дачи взяток. Ушедшую без развода жену муж в любое время мог вернуть в семью, если же уходил муж, жена такого права не имела.

Для казачьих семей характерна многодетность. Большая рождаемость была обусловлена тремя причинами: отсутствием абортов, довольно высокой детской смертностью и, главное, постоянной нуждой в помощниках. Такие семьи, где было четверо-шестеро детей, считались обычными. Нередко количество их было и больше. Для бездетных казачьих семей довольно распространенным явлением было брать на воспитание, как только говорили в «детищи», чужих детей. Отдавали детей – обычно маленькими – чаще всего многодетные бедняцкие семьи. Новые родители взятых детей усыновляли, воспитывали, и в дальнейшем они становились полноправными членами семьи.

По воспоминаниям одной из казачек, «рожали где попало: дома, в дороге, в поле. После родов женщины долго не вылеживались – ехали в поле. Там вешали зыбку под кустом и продолжали работать. Ребенок был предоставлен сам себе: орет, мокрый. Хорошо, что возле есть нянька ( а такой нянькой в казачьих семьях обычно были старые бабки, специально нанятые девочки, чаще всего старшие дети), а если нет, то только в обед родители покормят и перепеленают его, сами перекусят и опять за работу.

Как только ребенок начинал ползать, его сажали в хате на пол. Хорошо еще, что пол деревянный был, а если земляной – вот он там и ползает, соску из тряпки, набитую жеваным хлебом, кашей или вареной тыквой, сосет. Нянька сама заиграется, не доглядит, когда такая соска упадет на пол, ребенок таскает ее по песку, потом – в рот, сосет».

Дети рано включались в посильную помощь по хозяйству и твердо знали свои обязанности: кто гусей, кто свиней пасет, но в основном девчата занимались домашними делами: пряли, вязали, ткали, помогали в огороде, присматривали за младшими братишками и сестренками, а десятилетние ребята уже погоняли быков в косилке, работали с отцом, который тем временем сваливал с полка хлебную и травяную массу. Казачьи дети, несмотря на почти на поголовную неграмотность, росли сильными, выносливыми, трудолюбивыми; у них с детства вырабатывалось тяготение к хозяйству. С детства им прививали любовь к родственникам, уважение к взрослым людям, и особенно почитание стариков, перед ними, здороваясь, снимали головной убор и кланялись, с поклоном также подавали что-нибудь старшим, например, воды. В хате при посторонних, да и при своих, разбаловавшимся детям погрозят пальцем – сидят как врытые. Если кто из детей не почитал родителей (были и такие), казаки собирали сход, и старики проводили неслуху взбучку чуть ли не костылями. Если чей-то ребенок набедокурил или не поздоровался, его любой мог надрать за уши, велит сообщить родителям да еще прикажет: «А я спрошу, доложил ты родителям или нет». Родители за баловство и непочтение могли отругать, а то могли и добавить. Такое воспитание плюс крепкие родственные узы способствовали тому, что в казачьих семьях держался справедливый и незыблемый жизненный уклад: родители доживали всегда при детях. Этот простой, мудрый и неписаный закон велся из поколения в поколение, и нарушение его считалось кощунством, великим грехом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь