Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Реклама как способ манипулирования сознаниемСтр 1 из 10Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................... 3
Глава 1. Реклама как способ манипулирования сознанием. ....... 7 1.1. Public Relations и массовая коммуникация в рекламном аспекте.......................................................7 1.2. Мифологические и фольклорные элементы медиа-пространства.................................................15 1.3. Социопсихологические аспекты рекламы.............. 20 1.4. Реклама как часть культуры. Взаимосвязь рекламы и культуры................................................... 29 Глава 2. Медийное пространство в романе В. О. Пелевина « Generation ‘П’». ................................................. 33 2.1. Отображение манипулятивных технологий................... 34 2.2. Авторский анализ PR-технологий...........................41 2.3. Авторская концепция рекламы как отражение социокультурных ценностей........................................................ 46
Глава 3. Художественные стратегии формирования медиа-реальности в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа». .........................................................50 3.1. Художественное воплощение рыночных отношений в «Священной книге оборотня»...................................................52 3.2. Специфика использования мифологических и фольклорных элементов в «Священной книге оборотня».............................59 3.3. Воссоздание псевдо-медийной реальности в романе «Числа»..... 66
Заключение..................................................71 Список литературы........................................... 74 ВВЕДЕНИЕ Настоящее исследование посвящено специфике художественного преломления медиа-феноменов в романах В. Пелевина. Медиа-пространство – феномен, с которым каждый обыватель сталкивается ежедневно, что создаёт необходимость его изучать. Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1. Медийное пространство представляет собой «надстройку» над реальностью, что включает в себя виртуальную реальность, теле- и радиовещание и т. д. и наполняется определенной символикой. Изучение символов, их воздействие на аудиторию и методологию применения и изменения крайне важно для активной социальной жизни и понимания шаблонов восприятия, наполняющих медиа-пространство. 2. В наше время реклама широко распространена во все сферы жизни, в том числе, и в литературе. В связи с тем, что реклама является неотделимой частью нашей жизни, необходимо изучать её функционирование, методы воздействия на потребителя и психологию манипулирования для того, чтобы избежать тотального влияния и сохранить возможность выбора; Объектом изучения в данной работе являются романы В. О. Пелевина «Generation “П”» (дата первой публикации – 1996 год), «Священная книга оборотня» (дата публикации – 2004 год) и «Числа» (опубликован в 2003 году). Для постмодернисткой эстетики произведений характерен ввод пустого пространства (что мы также наблюдаем в других романах автора, например, «Чапаев и Пустота» 1996 года), которое наполняется симулякром – медийным пространством. Предметом изучения в данной работе является феномен медийного пространства, наполнение его рекламными продуктами, связь рекламы и культуры, феномен личного псевдо-пространства и саморекламы, использование манипуляций в рекламе, а также использование мифологических и фольклорных элементов при создании рекламного произведения и их функционирование в медиа-пространстве. Цель данного исследования состоит в изучении медийного пространства, основных закономерностей функционирования в нём рекламных произведений, мифологических и фольклорных элементов, а также реконструкция и анализ медиа-пространства в романах В. О. Пелевина. Перед авторами данной работы стоят следующие задачи: 1) Рассмотреть манипулятивные технологии, использующиеся в рекламной деятельности; 2) Проанализировать взаимосвязь культуры и рекламы, а также социокультурные элементы рекламы; 3) Исследовать функционирование мифологических и фольклорных элементов в медийном пространстве; 4) Реконструировать медиа-пространство в романах В. О. Пелевина «Generation “П”», «Священная книга оборотня» и «Числа». В данной работе были использованы следующие методы: · Системно-типологический: медиа-пространство в романе рассматривается как единая система, обладающая определенными закономерностями; · Культурно-исторический: в представленной работе изучается исторический период 90-х годов прошлого века как самобытное явление, основным культурным продуктом которого является реклама, а также современная эпоха, в которой мы наблюдаем изменения медийного пространства; · Структурно-семантический: в рамках данной работы был произведен структурный анализ интересующих нас отрывков произведения, а также анализ языка романа (герои, рекламные тексты, авторские вставки); · Социально-психологический: в данной работе мы рассматриваем способы и методы влияния рекламы на потребителей в обществе, инструменты рекламного манипулирования, а, следовательно, изучению подвергается психология потребителей. В данной работе мы доказываем гипотезу о взаимосвязи культуры и рекламы в медийном пространстве. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена изучению феномена рекламы и основных рекламных аспектов. Глава разбита на параграфы, в которых: · даётся понятие Public Pelations и массовой коммуникации; · вычленяются фольклорные и мифологические элементы, которые используются в рекламных концепциях; · анализируются социопсихологические аспекты рекламы; · рассматривается взаимосвязь культуры и рекламы. Во второй главе мы реконструируем медиа-пространство в романе В. О. Пелевина «Generation “П”». В главе освящены следующие темы: · использование манипулятивных концепций в романе; · изучение PR-технологий в сюжете произведения; · авторское воплощение аксиологического аспекта рекламы. В третьей главе нами анализируются художественные особенности конструирования медиа-пространства в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа». Глава разбита на параграфы, в которых: · обосновывается специфика рыночных отношений, а также мифологических и фольклорных пластов в романе «Священная книга оборотня»; · комментируется феномен саморекламы и псевдо-медийного пространства в романе «Числа». Степень изученности темы и новизна: роман В. О. Пелевина «Generation “П”» считается культовым. Опубликованный в 1999 году он во многом предвосхитил тотальную власть рекламы в XXI веке и её видовые изменения. Именно поэтому к роману обращаются многие исследователи в сфере рекламы и PR. Однако, новизна нашего исследования состоит в анализе другого аспекта романа – медийного пространства, а также расширение границ от одного романа автора до трёх. Романы, рассмотренные нами в работе, не объединялись в других научных трудах и анализ медиа-пространства в тексе художественных произведений не был произведён. Практическая и теоретическая значимость представленной работы состоит в том, что полученные данные можно использовать для изучения художественных текстов, в которых прослеживается функционирование рекламы. Также данное исследование может послужить подспорьем для исследователей рекламной сферы, так как анализируются манипулятивные и PR технологии. К данной работе могут обращаться исследователи в области культуры, так как мы рассматриваем взаимодействие рекламы и культуры, а также функционирование фольклорных и мифологических концепций в рекламе. Выводы, сделанные нами на протяжении изучения рекламной сферы и произведений В. О. Пелевина, подходят для проведения лекций и практических занятий по рекламе и маркетингу, связям с общественностью, культурологии, социологии и психологии, а данные наработки можно использовать на лекциях по отечественной литературе. Апробация работы. Результаты исследования прошли апробацию в докладах на всероссийских конференциях молодых ученых «Грибоедовские чтения-2016» (Москва, 22 апреля 2016) и «Грибоедовские чтения-2017» (Москва, 10 мая 2017). По итогам исследования опубликована статья: «Художественное воплощение мифологических и фольклорных элементов в прозе В. О. Пелевина».
Глава 1. Реклама как способ манипулирования сознанием Социопсихологические аспекты рекламы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог заявленной нами темы, можно сделать следующие выводы. В первой главе, изучив теоретический материал о феномене рекламы в структуре медийного пространства, мы пришли к выводу, что суть рекламы заключается в том, чтобы товар оказался нужным (в силу пользы или привлекательности), даже если он таковым не является. Зачастую специалисты в рекламной области прибегают к манипуляции для того, чтобы товар приобрел привлекательность в глазах целевой аудитории.Культура и реклама имеют взаимообратное влияние: реклама создает массовые образы, которые становятся достоянием культуры, а культура является базой близких целевой аудитории образов, которые эксплуатирует вписанная в систему стереотипов народа реклама для успешного позиционирования товара. В рекламе часто используют сказочные образы, так как последние ассоциативно связывают в подсознании образ сказки (сказочного персонажа) и товара. Реклама и сказка создают иллюзорное идеальное пространство, поэтому необходимо изучать фольклорные и мифологические элементы для успешного позиционирования товара. Сказка – это виртуальный мир, своего рода медиа реальность. Общество сформировывает сказки, которые составляют базис последующего социума. Вторая глава представляет собой изучение манипулятивных и PR технологий, а также медиа-пространства в романе Пелевина «Generation ‘П’». Мы пришли к выводу, что реклама предлагает потребителю (целевой аудитории) путь достижения счастья и личного благополучия, связывая его с приобретением товаров. В романе общество представляет собой саморегулирующуюся структуру, базисом которого является реклама. Симулякром частично является и медиа-пространство, так как оно наполнено образами, создаваемыми рекламой и часто не соответствующими действительности. Рекламисты используют в своей деятельности культурные элементы (совокупность характерных только для данного народа элементов таких, как традиции, архетипы, стереотипы и т.д.) для создания рекламной концепции, эффективность которой достигается путём обращения к культуре определенного народа. Реклама рассматривается как инструмент для трансляции новой аксиологической системы, в которой к ценностям общества, существовавшего до 90-х годов прошлого века, добавляется маркетинговый аспект, аксиологический пласт нивелируется в зависимости от целей, зачастую используются манипулятивные технологии. В третьей главе мы исследовали феномен медийного пространстве в структуре художественного произведения – в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа». В романе «Числа» мы уделили внимание саморекламе (самопрезентация). Самореклама представляет собой создание медиа-образа в медийной сфере. Этот феномен характерен для каждого активного, нормально развивающегося субъекта социума и выражается в стремлении доказать обществу свою уникальность. В медиа-пространстве функционируют и сохраняются образы, а не конкретные личности, которым эти образы принадлежат (деятели искусства, литературы, политики и т.д.). Самореклама представляет собой создание индивидом желаемого образа в медийном пространстве. В романе мы вводим термин «псевдопространство», что является медийным пространством для определенной социальной группы (например, субкультура). Личное медиа пространство обладает влиянием на реальность: верующий действительно наказывается за провинность, потому что для его псевдопространства – это обязательный закон. Псевдопространство может быть наполнено иррациональными элементами для стороннего наблюдателя и составляется из выбранных случайным образом, наиболее приемлемых фактов, информация, не соответствующая картине мира индивида, отбрасывается. В творчестве В. О. Пелевина прослеживается обращение к культурным традициям, однако, являясь представителем постмодернизма, он наполняет определенной символикой не конкретную эпоху, а пустое пространство. Такое пространство становится медийным, однако, представляет собой симулякр – копия несуществующей реальности. Вещественный мир (мир материальных предметов) дополняет мифологизированное медиа-пространство. Мы исследовали капиталистическое общество, которое нашло художественное отражение в романе «Священная книга оборотня», является базисом медийного пространства и составляет основу взаимодействия индивидов друг с другом и с обществом в целом. Капиталистическое общество основано на потреблении, которое является платформой и межличностного взаимодействия: в личных отношениях человек стремится наиболее выгодно предложить себя и получить некие блага (материальные или духовные) взамен (что ярко проявляется на примере взаимоотношений сестёр лис-оборотней, а также составляет основу взаимодействия главной героини с обществом). Такой тип общества характеризуется многообразием товаров. Медиа пространство бесконтрольно наполняется продуктами, поэтому необходима реклама, которая становится «проводником». В заявленном тезисе мы также видим связь рекламы с мифологическим и фольклорным пластом: товар является проводником, помощником, средством достижения определенных благ. В фольклорных произведениях герою необходим помощник, причем герой – уникальная личность, а помощник рассматривается как второстепенный эпизодический персонаж. Реклама представляет собой не рекламный видеоролик или текст в чистом виде, но комплекс, состоящий из рекламы, товара, места, где этот продукт может быть использован, и эмоции или блага, доступного только при покупке данного товара. Именно поэтому фольклор является важным элементом русского этноса как на общественном, так и на индивидуальном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники: 1. Пелевин В. О. Священная книга оборотня. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. 2. Пелевин В. О. Числа. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 320 с. 3. Пелевин В. О. Generation «П». – СПб.: АЗБУКА, 2015. – 316 с. СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................... 3
Глава 1. Реклама как способ манипулирования сознанием. ....... 7 1.1. Public Relations и массовая коммуникация в рекламном аспекте.......................................................7 1.2. Мифологические и фольклорные элементы медиа-пространства.................................................15 1.3. Социопсихологические аспекты рекламы.............. 20 1.4. Реклама как часть культуры. Взаимосвязь рекламы и культуры................................................... 29 Глава 2. Медийное пространство в романе В. О. Пелевина « Generation ‘П’». ................................................. 33 2.1. Отображение манипулятивных технологий................... 34 2.2. Авторский анализ PR-технологий...........................41 2.3. Авторская концепция рекламы как отражение социокультурных ценностей........................................................ 46
Глава 3. Художественные стратегии формирования медиа-реальности в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа». .........................................................50 3.1. Художественное воплощение рыночных отношений в «Священной книге оборотня»...................................................52 3.2. Специфика использования мифологических и фольклорных элементов в «Священной книге оборотня».............................59 3.3. Воссоздание псевдо-медийной реальности в романе «Числа»..... 66
Заключение..................................................71 Список литературы........................................... 74 ВВЕДЕНИЕ Настоящее исследование посвящено специфике художественного преломления медиа-феноменов в романах В. Пелевина. Медиа-пространство – феномен, с которым каждый обыватель сталкивается ежедневно, что создаёт необходимость его изучать. Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1. Медийное пространство представляет собой «надстройку» над реальностью, что включает в себя виртуальную реальность, теле- и радиовещание и т. д. и наполняется определенной символикой. Изучение символов, их воздействие на аудиторию и методологию применения и изменения крайне важно для активной социальной жизни и понимания шаблонов восприятия, наполняющих медиа-пространство. 2. В наше время реклама широко распространена во все сферы жизни, в том числе, и в литературе. В связи с тем, что реклама является неотделимой частью нашей жизни, необходимо изучать её функционирование, методы воздействия на потребителя и психологию манипулирования для того, чтобы избежать тотального влияния и сохранить возможность выбора; Объектом изучения в данной работе являются романы В. О. Пелевина «Generation “П”» (дата первой публикации – 1996 год), «Священная книга оборотня» (дата публикации – 2004 год) и «Числа» (опубликован в 2003 году). Для постмодернисткой эстетики произведений характерен ввод пустого пространства (что мы также наблюдаем в других романах автора, например, «Чапаев и Пустота» 1996 года), которое наполняется симулякром – медийным пространством. Предметом изучения в данной работе является феномен медийного пространства, наполнение его рекламными продуктами, связь рекламы и культуры, феномен личного псевдо-пространства и саморекламы, использование манипуляций в рекламе, а также использование мифологических и фольклорных элементов при создании рекламного произведения и их функционирование в медиа-пространстве. Цель данного исследования состоит в изучении медийного пространства, основных закономерностей функционирования в нём рекламных произведений, мифологических и фольклорных элементов, а также реконструкция и анализ медиа-пространства в романах В. О. Пелевина. Перед авторами данной работы стоят следующие задачи: 1) Рассмотреть манипулятивные технологии, использующиеся в рекламной деятельности; 2) Проанализировать взаимосвязь культуры и рекламы, а также социокультурные элементы рекламы; 3) Исследовать функционирование мифологических и фольклорных элементов в медийном пространстве; 4) Реконструировать медиа-пространство в романах В. О. Пелевина «Generation “П”», «Священная книга оборотня» и «Числа». В данной работе были использованы следующие методы: · Системно-типологический: медиа-пространство в романе рассматривается как единая система, обладающая определенными закономерностями; · Культурно-исторический: в представленной работе изучается исторический период 90-х годов прошлого века как самобытное явление, основным культурным продуктом которого является реклама, а также современная эпоха, в которой мы наблюдаем изменения медийного пространства; · Структурно-семантический: в рамках данной работы был произведен структурный анализ интересующих нас отрывков произведения, а также анализ языка романа (герои, рекламные тексты, авторские вставки); · Социально-психологический: в данной работе мы рассматриваем способы и методы влияния рекламы на потребителей в обществе, инструменты рекламного манипулирования, а, следовательно, изучению подвергается психология потребителей. В данной работе мы доказываем гипотезу о взаимосвязи культуры и рекламы в медийном пространстве. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена изучению феномена рекламы и основных рекламных аспектов. Глава разбита на параграфы, в которых: · даётся понятие Public Pelations и массовой коммуникации; · вычленяются фольклорные и мифологические элементы, которые используются в рекламных концепциях; · анализируются социопсихологические аспекты рекламы; · рассматривается взаимосвязь культуры и рекламы. Во второй главе мы реконструируем медиа-пространство в романе В. О. Пелевина «Generation “П”». В главе освящены следующие темы: · использование манипулятивных концепций в романе; · изучение PR-технологий в сюжете произведения; · авторское воплощение аксиологического аспекта рекламы. В третьей главе нами анализируются художественные особенности конструирования медиа-пространства в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа». Глава разбита на параграфы, в которых: · обосновывается специфика рыночных отношений, а также мифологических и фольклорных пластов в романе «Священная книга оборотня»; · комментируется феномен саморекламы и псевдо-медийного пространства в романе «Числа». Степень изученности темы и новизна: роман В. О. Пелевина «Generation “П”» считается культовым. Опубликованный в 1999 году он во многом предвосхитил тотальную власть рекламы в XXI веке и её видовые изменения. Именно поэтому к роману обращаются многие исследователи в сфере рекламы и PR. Однако, новизна нашего исследования состоит в анализе другого аспекта романа – медийного пространства, а также расширение границ от одного романа автора до трёх. Романы, рассмотренные нами в работе, не объединялись в других научных трудах и анализ медиа-пространства в тексе художественных произведений не был произведён. Практическая и теоретическая значимость представленной работы состоит в том, что полученные данные можно использовать для изучения художественных текстов, в которых прослеживается функционирование рекламы. Также данное исследование может послужить подспорьем для исследователей рекламной сферы, так как анализируются манипулятивные и PR технологии. К данной работе могут обращаться исследователи в области культуры, так как мы рассматриваем взаимодействие рекламы и культуры, а также функционирование фольклорных и мифологических концепций в рекламе. Выводы, сделанные нами на протяжении изучения рекламной сферы и произведений В. О. Пелевина, подходят для проведения лекций и практических занятий по рекламе и маркетингу, связям с общественностью, культурологии, социологии и психологии, а данные наработки можно использовать на лекциях по отечественной литературе. Апробация работы. Результаты исследования прошли апробацию в докладах на всероссийских конференциях молодых ученых «Грибоедовские чтения-2016» (Москва, 22 апреля 2016) и «Грибоедовские чтения-2017» (Москва, 10 мая 2017). По итогам исследования опубликована статья: «Художественное воплощение мифологических и фольклорных элементов в прозе В. О. Пелевина».
Глава 1. Реклама как способ манипулирования сознанием |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы