Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Авторский анализ PR -технологий
Всемирно известный копирайтер, основатель современной рекламы Дэвид Огилви считал, что позиционирование является ключом к успешной рекламной кампании[88]. Сложно не согласиться с рекламным гуру, ведь позиционирование - это создание привлекательного для целевой аудитории образа, окружение продукта понятиями, близкими и известными людям. Мало просто представить товар. Суть рекламы заключается в том, чтобы товар оказался нужным (в силу пользы или привлекательности), даже если он таковым не является.[89] Однако, остальные элементы (цели, задачи) PR – возвышение образа, антиреклама, отстройка от конкурентов, контрреклама - представляются нам не менее важными. Рассмотрим на примере рекламного текста, взятого из романа В. О. Пелевина «Generation ‘П’», технологию Pablic Relations. «Улица небольшого русского городка. На переднем плане – несколько расплывающийся, не в фокусе, мотоцикл, нависающий над зрителем. Вдалеке возвышается церковь, звонит колокол. Только что кончилась служба, и народ идет по улице вниз. Среди прохожих двое молодых людей в красных рубахах навыпуск – возможно, курсанты военного училища на отдыхе. Крупно: у каждого в руках по подсолнуху. Крупно: рот, сплевывающий лузгу. Крупно: передний план – руль и бензобак мотоцикла, позади – наши герои, озадаченно глядящие на мотоцикл. Крупно: пальцы, выламывающие семечки из подсолнуха. Крупно: герои переглядываются; один говорит другому: – А у нас во взводе сержант был по фамилии Харлей. Зверь был мужик. Но спился. Обратим внимание, что данная рекламная концепция не принадлежит перу главного героя, Вавилена Татарского. Её автором является Малюта, коллега Татарского. Главный герой, будучи рекламным специалистом, сразу выделяет основной элемент, опору текста: «…подсолнух и лузга были для него положительной эстетической характеристикой: … подсолнечные семечки намертво спаяны с имиджем патриота…»[91]. Эти образы представляют собой базис позиционирования товара. Несмотря на то, что логической связи между рекламируемым товаром – мотоцикл фирмы «Харлей Давидсон» - и образом русских ребят, грызущих семечки и рассказывающих житейские истории, нет, она появляется в подсознательной сфере аудитории, и, соответственно, является более сильной медиа образующей структурой. Таким образом, мы видим, что помимо представления продукта, появляются и второстепенные образы, делающие рекламу более полной. В рекламном тексте существуют два антагонистичных образа: русские молодые парни, одетые в русскую одежду, грызущие семечки, идущих с церковной службы, и хасид в кожаной куртке. Однако, при более тщательном анализе эти образы оказываются не противоположными. Их задача – расширение аудитории, ассоциирующей себя с одним или другим образом. В рекламе есть несколько акцентирующих элементов, решающих задачу возвышения образа продукта. А именно, образ хасида (его габариты и внешний вид), который ассоциируется с целевой аудиторией, использующих для передвижения не машины или общественный транспорт, а мотоциклы. Так как временные рамки романа ограничиваются 90-ми годами прошлого века, то мы можем сделать вывод, что обилие мотоциклов не наблюдалось, следовательно, реклама не нуждается в котррекламе, а также не ставит перед собой задачу отстройки от конкурентов и создания негативного имиджа. Рассмотрим еще одну рекламную концепцию, автором которой является Вавилен Татарский. «Сценарий основывается на образах из «Бури» Шекспира. Гремит грозная и торжественная музыка. В кадре - скала над морем… На скале стоит девушка дивной красоты. Это Миранда… По лучу вниз скользит тень – она приближается, и, когда мелодия достигает крещендо, мы видим гордого и прекрасного духа в развевающемся одеянии, с длинными волосами, осеребренными луной. На его голове тонкий венец с алмазами. Это Ариэль. Он долетает до Миранды, останавливается в воздухе и протягивает ей руку. После секундной борьбы Миранда протягивает руку ему навстречу. Следующий кадр: крупно даны две встречающиеся руки… Следующий кадр: две пачки порошка. На одной написано «Ариэль». На другой, блекло-серой, надпись: «Обыкновенный Калибан». Голос Миранды за кадром: “Об Ариэле я услышала от подруги.”» [92] В данной рекламе мы наблюдаем создание возвышенного эстетического образа для бытового товара – стирального порошка. Образ наполняется ассоциацией с бессмертным трудом Шекспира, что является возвышением образа. Также мы наблюдаем отстройку от конкурентов – упоминается товар другой марки. Обратим внимание, что внешний вид упаковки другого порошка непривлекателен и называется «Калибан». Мы наблюдаем ввод в рекламу антагонистических образов, взятых из «Бури» – Ариэля (дух воздуха) и Калибана (глупый, злой дикарь). Таким образом, в рекламной концепции могут не реализоваться все пять задач – позиционирование, отстройка от конкурента, контрреклама, антиреклама, возвышение образа, однако, обязательно создается положительный образ товара и возвышается путем ассоциативной связи с привлекательными для аудитории образами. Реклама наполняет медийное пространство образцами счастливых людей, чье счастье кроется в обладании материальными объектами. Потребление именно этого продукта, который предлагает реклама, приносит удовлетворение и благополучие [93] . А так как других объектов для подражания аудитория не находит, то стремится только к этому. В определенный момент развития сюжета информация о качестве, цене, пользе продукта становится рудиментарной и исчезает совсем. Её место полностью занимает (соответственно, составляет суть рекламного ролика) образ жизни: «Перед большим камином, горевшим в странной зеркальной стене, сидела семья – отец, мать, дочка с киской и бабушка с недовязанным чулком. Они глядели в пылающий за решеткой огонь, делая быстрые и немного карикатурные движения – бабушка вязала, мать объедала по бокам кусок пиццы, девочка гладила киску, а отец прихлебывал пиво.[94]». Главный герой осознает, что данный ролик не является рекламным, так как не рассказывает о товаре, и Морковин объясняет ему: «…это новая рекламная технология, отражающая реакцию рыночных механизмов на сгущающееся человеческое отвращение к рыночным механизмам. Короче, у зрителя должно постепенно возникать чувство, что где-то в мире – скажем, в солнечной Калифорнии – есть последний оазис не стесненной мыслью о деньгах свободы, где и делают такую рекламу. Она глубоко антирыночна по форме и поэтому обещает быть крайне рыночной по содержанию…» [95] Суть такой рекламы в навязывании образа, создания желания быть такими же. Таким образом, позиционирование является важнейшим компонентом рекламирования товара, так как при позиционировании в медиапространстве создается виртуальный идеальный образ продукта, а также – образ жизни, которому сопутствует обладание данным товаром. Позиционирование не обязательно представляет логические связи: достаточно соединение двух или более образов в одном ролике для последующей подсознательной ассоциативной связи. Реклама перестает быть представление продукта и простым рассказом о его полезных качествах. Реклама формирует медиапространство, связывая товар с определенным укладом жизни, с комфортом и формирует общество потребления, стремящееся через использование продукции достичь целей, навязываемых той же рекламой. 2.3. Авторская концепция рекламы как отражение социокультурных ценностей Согласно определению социолога Энтони Гидденса, культура – это одно из наиболее характерных свойств, присущее любому устойчивому объединению людей [97] . Под понятием «устойчивое объединение людей» учёный понимает в том числе и народы, для которых характерна уникальная аксиологическая и социокультурная система. Культуролог Лотман Ю. М. определял культуру следующим тезисом: «Культура — сверхиндивидуальный интеллект — представляет собой механизм, восполняющий недостатки индивидуального сознания и, в этом отношении, представляющий неизбежное ему дополнение»[98]. Таким образом, проанализировав определения учёных, мы можем сделать вывод, что культура представляет собой совокупность характерных только для данного народа элементов таких, как традиции, архетипы, стереотипы и т.д. Так как специалистам в области рекламы необходимо создавать рекламную продукцию, эффективную для конкретной аудитории, то они обращаются к культуре определенного народа. Религию мы можем рассматривать в качестве определенного достояния культуры (праздники, элементы искусства). В данной работе мы придерживаемся точки зрения, что культура и религия взаимосвязаны и имеют взаимное влияние друг на друга[99]. В культуре разных народов формируется разное понимается божественной концепции, у каждого этноса своя религиозная культура, которая является одной из составляющих элементов культуры народа в целом. Таким образом, понятия «культура» и «религия» связаны[100]. Рассмотрим примеры, которые приводит Пелевин В. О. в романе «Generation ‘П’». В романе главный герой создает рекламную концепцию для христианской современной церкви и для Бога. Однако, позиция автора явно проявляется в данном отрывке: так как изменяются ценности, то и христианская (религиозная) аксиологическая система изменилась. «Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ. СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД »[101] Использование религиозной тематики мы можем рассматривать как профанацию ценностей. Старая аксиологическая система, базирующаяся на христианской морали, используется героем в рекламной концепции. Религия ставится героями не как наивысший механизм морали и контроля, а как культурный носитель данного народа.«Коммерческая идея: объявить тендер на отливку колоколов для Храма Христа Спасителя. Кока колокол и Пепси колокол. Пробка у бутылки в виде золотого колокольчика. (Храм Спаса на pro V: шампунь, инвестиции)» [102]. Но дальнейшее поведение героя (устыдился) свидетельствует и даёт нам основание полагать, что подсознательная связь рекламы и культуры очень сильна и профанации подвержена не столь сильно, сколько поверхностные аксиологические и культурологические пласты. Использование религиозно-культурологического фундамента народа прослеживается и в рекламных концепциях неизвестных специалистов: «Его внимание привлекла реклама Аэрофлота, где по трапу, приставленному к увешанной райскими плодами пальме, поднималась семейная пара» [103]. Реклама рассматривается как инструмент для трансляции новой аксиологической системы, в которой к ценностям общества, существовавшего до 90-х годов прошлого века, добавляется маркетинговый аспект. Как мы уже упоминали в данной работе, достижение благополучия становится возможным только в случае приобретения определенных товаров, что свидетельствует о начале эпохи общества потребления.«С точки зрения буддизма смысл рекламы крайне прост. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению, причем не после смерти, а сразу же после акта потребления». Ученова В. В. в труде «Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? » утверждает, что культура вынуждена подстраиваться под массовый вкус, и наивысшие дары, которые предоставляют нам деятели искусства, становятся предметом рыночных отношений[104]. Этот тезис подтверждается позицией главного героя романа Пелевина в начале повествования: мы можем рассматривать профессию рекламиста (копирайтера) в качестве логического преобразования профессии, полученной Татарским в Литературном институте – переводчик с языков СССР, согласно изменениям, произошедшим в обществе. Рассматривая капиталистическое общество, в котором главенствует рыночная экономика, мы можем прийти к выводу, что обмен совершается не только в условиях рынка при заключении сделки о купле-продаже, но и в рамках личностных отношениях. Дружба главного героя с другими персонажами (с Морковиным, с Гиреевым) представляет собой бартерные отношения, взаимный обмен. Интересно отметить, что базисом таких отношений является стереотип – мы чувствуем себя обязанными, если нам оказывают услугу, и, неосознанно, ожидаем помощи от тех, кому её когда-то оказывали[105]. Тематика проникновения взаимовыгодных отношений, господствующих в капиталистическом обществе, реализуется и в романе «Священная книга оборотня», которую мы планируем проанализировать в третьей главе данной работы. Таким образом, мы видим, что культурный пласт тесно связан с рекламной сферой и часто ею эксплуатируется, так как является хранилищем архетипов, традиций, стереотипов и ценностей определенного этноса, на который рассчитана рекламная концепция. Также, мы обнаружили связь культуры и религии. Специалисты в рекламной сфере часто обращаются и к религиозному (в конкретных случаях, которые мы рассматривали в данном параграфе, к христианскому) аксиологическому и культурному пласту. При эксплуатации религиозных элементов в рекламы мы наблюдаем их профанацию, а также профанацию ценностей, так как основное направление массовой культуры, массового вкуса, как считает В. В. Ученова, - развлечение аудитории [106] . В капиталистическом обществе мы наблюдаем проникновение рыночных отношений на все уровни жизни, в том числе, и на личностный уровень общения. Реклама базируется на такого рода отношениях, ставя в основу всех взаимоотношений потребление [107] . Реклама предлагает потребителю (целевой аудитории) путь достижения счастья и личного благополучия, связывая его с приобретением товаров.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы