Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I . ГЛ. III . УПРАВЛЕН1Е. ПРИЛОЖЕШЯ.




о чудесахъ Бориса и Глеба, какъ преемствовавппе другъ другу1); изъ нихъ объ 1оакиме известно по летописи, что онъ поставленъ въ 1144-мъ г. и на всегда или на время изъ-за смены князей низведенъ въ 1146-мъ г., — этимъ приблизительно определяется время жизни и остальныхъ. ЗатЬмъ» 5. св. Кириллъ, знаменитый проповедникъ, неизвестно съ какого и по какое время, и 6. ЛаврентШ изъ монаховъ Печерскихъ, упоминаемый подъ 1182-мъ г. »).

Enapxin Туровская обнимала княжество Туровское; но пределы этого посл^дняго не могутъ быть определены съ особою точностью. Къ Турову, принадлежали Пинскъ, Бересие, — нынешнШ Брестъ-ЛитовскШ, Слуцкъ Клеческъ, —ныне Клецкъ, местечко или селеше Минской губернш близъ границы съ Гродненской на западо-северо-западъ отъ Слуцка; следова­тельно, княжество Туровское обнимало южную большую половину нынеш­ней губернш Минской и южную часть губернш Гродненской (и, веро­ятно, некоторую северную часть и губернш Волынской: Туровская „По-горина" —область по р. Горыни).

TypoBCKie Изяславичи, игравппе весьма незначительную роль среди князей, не смотря на свое старшинство, какъ кажется, не особенно за­ботились о церковномъ благоукрашенш своего родоваго стольнаго города Нетъ въ летописяхъ совершенно никакихъ упоминанШ ни о каеедраль-номъ храме епископовъ Туровскихъ, ни вообще о какой бы то ни было церкви въ Турове 3).

1) Въ слов* о Мартыне мнис* Туровскомъ.

2) Въ позднейшихъ каталогахъ, которымъ сл^дуеть авторъ Исторш iepapxin
(Туровск. еп., стр. 225) и которымъ въ нашемъ случае сл^дуеть исторюграфъ Ту­
ровской епархш архим. Николай (Историко-статистическое описаше Минской епар­
хш, составленное ректоромъ Минской духовной семинарш, архимандритом Нико-
.шемь,
—Спб., 1864; о Туровской enapxin, предшествовавшей Минской, стр. 51 sqq)
рядъ епископовъ Туровскихъ несколько удлинненъ, именно: Сгмеонъ, ИгнатШ, 1о-
акимъ 1-й, Теорий, Кириллъ 1-й съ 1114 по 1120 г., 1оакимъ 2-й съ 1144 г., 1о-
аннъ съ 1146 г., Кириллъ 2-й (проповедникъ), ЛаврентШ. Но 1оаннъ взять неиз­
вестно откуда (Татшцевымъ II, 279), а о посвященш Кирилла 1114 г. записано
въ летописи (Лаврент.) безъ обозначетя enapxin („томъ же лете поставиша Ки­
рша епископомъ" ) и вовсе нн откуда неизвестно и н^тъ совсбмъ никакого осно-
вашя предполагать, чтобы онъ былъ именно ТуровскШ (первоначально предполо­
жили это о Кирилле проповеднике, неправильно относя его жизнь къ началу XII
в.). ЗагЬмъ, несомненно, что въ 1оакиме, предшественнике Теория и 1оаким1;
1144 г. нужно видеть не два лица, а одно: какъ современникъ Теория, упоми­
нается князь Ярославъ Георпевичъ (въ сказанш о Мартын*), подъ которымъ
долженъ быть разумеемъ Ярославъ Георпевичъ, внукъ Святополка и правнукъ Изя-
слава, князь ПинскШ, упоминаемый въ лвтописи (Ипатск.) подъ 1183 г. и умершШ.
неизвестно когда после; изъ этого времени жизни еп. Теория ясно, что предше-
ственникъ его есть 1оакимъ 1144 года.

*) Въ настоящее время въ Туров* четыре церкви, все новой постройки: Ире-


ИЗВ*СТ1Я ОБЪ ЕПАРХШХЪ.


681


Въ Шево-печерскомъ Патерик* редакщи Печерскаго архимандрита 1осифа Тризны (1647—1656, см. статью Ундолъскаю: „1осифъ Тризна, редакторъ Патерика Печерскаго" ), но рукописи Троицкой Лаврской би-блштеки № 714, пом*щенъ подъ заглав1емъ: „О поставленш Туровской епископш", будто бы данный епископш св. Владимиромъ уставъ (лл. 73 и 74). О времени учреждешя епископш, ея первомъ епископ* и объ ея пределах* въ устав* говорится: „тре™ (поел* чего трет1е, не сказано) богомол1е епискотю постави(хъ) въ Туров* въ л*то 6513 (sic) и прицахъ къ ней города съ погосты въ послушание и священ1е и благословеше держати себ* Туровской епископш: Пинскъ, Новгородъ, Городенъ, Ве-рестье, Волковыескъ, Здитовъ, Неблестепасъ, Дубровица, Высочко, Слу-ческъ, Копысь, Ляховъ, Городокъ, См*дянь, и постав ихъ перваго епискупа вому, и придахъ села, винограды, земли бортные, волости со вс*ми при­датки... Святому Спасу и Свят*й Богородицы".

Enapxia Полоцкая.

Полочане или Полоцме Кривичи были, по л*тописи, въ числ* при-звавшихъ Рюрика, который посадилъ у нихъ въ Полоцк* своего мужа или посадника. При Святослав* или Ольг*, какъ сказали мы сейчасъ выше, пришедний изъ-за моря Варягъ Рогвольдъ основалъ въ Полоцк* особое княжество. Но Владимиръ, женившись въ 978-мъ г. на его дочери Рог-н*д*, а его самого убивъ, снова присоединилъ его влад*шя ко всей остальной Руси. При своемъ разд*ленш посл*дней на уд*лы, онъ отдалъ Полоцкъ старшему сыну отъ Рогн*ды—Изяславу. Потомки этого Изяслава, всл*дств! е того обстоятельства, что онъ умеръ прежде отца (1001 г.), потерявппе право въ участш на престолъ великокняжескШ и какъ бы выд*ленные и выбывппе изъ рода, и были князьями Полоцкими (по зна­менитому внуку Изяслава Всеславу—Всеславичи), прославившись главнымъ образомъ своей враждой къ роду Ярославову и своими безпокойными ха­рактерами. Съ конца XII в*ка начали покорять княжество сосЬдюе съ

ображенская, Ильинская, Петропавловская приписная и ВсЬхъ Святыхъ кладби­щенская (архим. Николай, стр. 275). По местному предандо, мощи св. Кирилла (проповедника) должны находиться на Борисо-Гл*бскомъ кладбище (ibid. стр. 52), которое, вероятно, на Micrfc древняго епископдя монастыря свв. Бориса и Гл*ба, бывшаго „на болоньи" (Сказаше о мнихе Мартыне). Но едва ли вероятно пред­полагать (какъ предполагаеть Еашйдовичъ въ предисл. къ Словамъ Кирилла Туров-скаго въ Памятнн. Росс. Слов.), чтобы каеедра епископовъ была въ загиродномъ монастыре; если справедливо указанное предаше, то въ немъ должна быть пола­гаема только усыпальница епископовъ. Въ XVI в-Ьк+. каеедральнымъ соборомъ епископовъ Туровскихъ была церковь Успешя EoxieS Матери, см. Записокъ Акад. Н. т. XXII, кн. 1, приложж. стр. 135 fin..

45-832


682


Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕН1Е. ПРИЛ0ЖЕН1Я.


запада Литовцы, а въ половине ХШ в'вка (между 1239-мъ и 1262-мъ гг., cfr Соловьева т. III, 4-го изд. стр. 216 fin.) оно и совсЬмъ прекратило свое существовате, бывъ покорено главнымъ образомъ этими Литовцами, а отчасти—явившимися въ устьи Западной Двины Меченосцами.

Известны въ настоящее время епископы Полоцше: 1. Мина, изъ монаховъ Шевонечерскихъ, поставленный 13 декабря 1104-го г., умершШ 20 1юня 1116-го г., 2. Кия, упоминаемый до 1128-го г.1), 3. Козма, по­ставленный въ 1143-мъ г., 4. ДшнисШ, поставленный до 1169-го г.г) и умершШ въ 1183-мъ г., 5. Николай Грекъ, поставленный сначала митропо­литомъ Никифоромъ въ Ростовъ, но тамъ не принятый великимъ княземъ Всеволодомъ Юрьевичемъ и переведенный митрополитомъ въ Полоцкъ на м4сто Дшнис1я, 6. Не названный по имени, упоминаемый подъ 1218-мъ г., —по всей вероятности тотъ же Николай 3), 7. Алексей, упоминаемый подъ 1231-мъ г.

Княжество Полоцкое обнимало нынешнкЛо губершю Витебскую, се­верную половину губернш Минской по г. Минскъ включительно, весьма вероятно — заднепровскую часть губернш Могилевской и, можетъ быть, некоторую небольшую часть губернш Виленской.

Каеедральнымъ соборомъ епископовъ Полоцкихъ была церковь св. Софш *), о которой въ Слове о полку Игоревомъ читается: „въ Полотскт> позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы" *).

Enapxia Тмутараканская.

Княжество Тмутараканское, разъяснять весьма темный вопросъ о началт> котораго до насъ не относится, находилось на полуострове Та­мани, отделяющемъ вместе съ противолежащимъ Керченскимъ полуостро-

') Въ жнтш Евфросинш Полоцкой (которое читается въ Степенной книге I, 269, а исправнее напечатано въ Памятнпкахъ Куше.гева-Безбородкп IV, 172). Онъ упоминается при княз* БорисЬ Всеславич'Ь, а сей послбднШ f 1128 г.

2) ДюнисШ былъ епископомъ Полоцкимъ при отправленш преп. Евфросинш въ 1ерусалимъ (ibid. стр. 177, col. 2), а Евфросишя отправилась до 1169 г., ибо при патр. Константинов Лук4 ХрнзовергЬ, который 1156—1169.

*) Въ Лаврент. л4т. подъ 1218 г.: „того же лита приде епископъ Полотьскый изъ Цесаряграда къ великому князю Костянтнну Володимерь... и принесе ему етеру часть отъ страсти отъ Господень" и пр. „Володимерь" тутъ значить: въ городъ Владимиръ, но нЬкоторыя л-Ьтописи (такъ называемая Тверская) и въ сл*дъ за ними некоторые изсл'Ьдователи (въ томъ числи Строевъ въ Спискахъ) ошибочно разум4ютъ это „Володимерь" иакъ собственное имя епископа. Епископа съ име-немъ Владимира въ перюдъ домонгольскШ не могло быть, ибо пока св. Владимиръ равноапостольный не былъ причисленъ къ лику святыхъ, имя Владимира было на-роднымъ, но не было церковнымъ.

*) Жиие Евфросинш.

*) По изд. въ Рускк. Достопп. III, 200.


ИЗВ*СТ1Я ОБЪ ЕПАРХШХЪ.


683


вомъ Крыма Азовское море отъ Чернаго. Владимиръ отдалъ его въ уд'Ьлъ сыну своему Мстиславу, который въ 1024 г. овлад'Ьлъ половиной Руси по ДнЬпръ и перешедъ въ Черниговъ, а въ 1036 г. умеръ, не имт> я насл'Ьд-никовъ и оставивъ все свои влад'Ьшя Ярославу. Цри новомъ разд^лент PocciH на уд'Ьлы симъ посл'Ьднимъ, Тмутаракань присоединена была къ княжеству Черниговскому, которое досталось его второму сыну Святославу, пославшему сидеть въ ней своего сына Гл'Ьба. У Глеба въ 1064 г. отнялъ Тмутаракань Ростиславъ Владимировичъ, внукъ Ярославовъ отъ его стар­шего сына, умершаго прежде него самого, Владимира Новгородскаго. По­ели смерти Ростислава (1066 г.) князья Черниговсме снова возвратили себъ- Тмутаракань, отнявъ ее у малолътнихъ дятей перваго, и тамъ сЬлъ княжить брать Гл'Ьбовъ — Романъ. Послъ- смерти Святослава (1076 г.), когда его сыновья были лишены удъловъ, здъеь имълъ убежище и дру­гой его сынъ Олегъ. Въ 1079 г., когда Романъ былъ убить, а Олегъ былъ заточенъ въ Грещю, великШ князь Всеволодъ посадилъ въ Тмутаракани своего посадника. Въ 1081 г. ее отняли у послъдняго выройте дьти Ро­стислава, а въ 1083 г. отнялъ ее у нихъ возвратившШся изъ заточешя вышеупомянутый Олегъ, который и княжилъ въ ней 11 лт> тъ до 1094 г., когда успьлъ возвратить себе Черниговъ. На семь кончается истор1я Тму-тараканскаго княжества ').

Выше, говоря о распространены хриспанства во всей Руси, мы ни­чего не сказали объ этомъ отдаленномъ лоскутЬ Русскихъ владъшй по той простой причине, что ничего невозможно сказать. Если населеше княжества составляли, какъ это наиболее вероятно предполагать, остатки тьхъ Руссовъ Таврическихъ, о которыхъ мы говорили выше, то должно будетъ думать, что христианство было у нихъ еще до Владимира, оста­ваясь отъ того, насажденнаго при императоре Михаиле III и na'rpiapxt Фотш, христианства, о которомъ мы говорили тамъ же. Если же это на-селеше состояло изъ Кавказскихъ инородцевъ, имъя Русскихъ, приходив-шихъ изъ Poccin, только владетелями и правителями, то слйдуеть пред­полагать, что съ введешемъ его между ними такъ же не торопились, какъ между тЬми же инородцами и во внутренней Poccin 2). Относительно на­чала епархш Тмутараканской, какъ говорили мы выше, мы считаемъ въ-

*) Первоначальный л'Ьтописецъ, писавшШ между 1111 и 1116 годами, даетъ знать, что въ его вре'мя PyccKie еще владели Тмутараканью, ибо о Козарахъ, ко­торыми PyccKie владели вмести съ Тмутараканью (и изъ Тмутаракани), онъ говорить, что послъ\дте влъ\д'вюгь ими до днешняго дне (во введети, Лаврент. лъ" г 2 изд. стр. 16).

г) Мстиславъ, въ 1024 г. пришедшШ изъ Тмутаракани и побЪдившШ Яро­слава, имъмъ въ своемъ войск* многихъ СТ.верянъ; изъ этого какъ будто сл^дуетъ заключать, что въ Тмутаракани была бол*е или мен*е многочисленная колотя Русскихъ СЬверянскаго племени.

45»


684


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь