Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I . ГЛ. III . УПРАВЛЕН1Е. ПРИЛОЖЕНШ.




главнымъ домоправителемъ у великаго князя Изяслава, пришедшШ однимъ изъ первыхъ къ преподобному Антонго, уходивпий на некоторое время въ Константинополь, где жилъ въ одномъ изъ монастырей и оттуда вы­веденный на каеедру Переяславскую, поставленный и скончавшШся не­известно когда, но упоминаемый подъ 1089 и подъ 1091 годами. Этотъ именно Ефремъ между епископами Переяславскими называется митропо-литомъ; преп. Несторъ въ житш веодомя пишетъ: „Ефремъ каженикъ отъиде въ Константинь градъ и ту живяше въ единомъ монастыри, после же изведенъ бысть и въ страну ciro и поставленъ бысть митрополитомъ въ городе Переяславле". Что Ефремъ не былъ однако д'Ьйствительнымъ ми­трополитомъ, а, будучи епископомъ Переяславскимъ, только носилъ имя ми­трополита, объ этомъ мы говорили выше. О деятельности сего Ефрема въ ле­тописи подъ 1089 г. записано: „въ се же лито священа бысть церкы святаго Михаила (Переяславьская) Ефремомъ митрополитомь тоя церкы, юже бе создалъ велику сущу, бе бо преже въ Переяславли митрополья, и при­строй ю великою пристроею, украсивъ ю всякою красотою, церковными сосуды. Cifi бо Ефремъ б* скопець, высокъ гЬломъ; 64 бо тогда многа зданья въздвиже: докончавъ церковь святаго Михаила, заложи церковь на ворогЬхъ городныхъ во имя святаго мученика бедора, и посемь святаго Андрея у церкве оть воротъ и строенье баньное (камено), сего же не бысть преже въ Руси; и градъ бт. заложилъ каменъ, отъ церкве святаго мученика бедора (и украси городъ ПереяславьскШ зданш церковными и прочими зданьи)". БывшШ бояринъ и главный домоправитель великокняже-сюй Ефремъ могъ быть челов'Ькомъ богатымъ, отсюда и его средства на сейчасъ помянутыя постройки. Своимъ великимъ усерд^емъ къ пользе об­щественной Ефремъ долженъ былъ съ одной стороны заслужить благо­дарность, а съ другой славу; очень можетъ быть, что поэтому, будучи преемникомъ митрополитовъ по месту, онъ и пользовался почетнымъ ти-туломъ митрополита. Строенье баньное Ефремове приводить изсл4довате-лей въ недоум^те и заставляетъ ихъ делать разный предположешя. Но несомненно, что подъ строеньемъ баннымъ нужно разуметь именно строенье банное или общественный бани и более ничего. Въ Костантинополе, въ которомъ некоторое время жилъ Ефремъ, общественныя бани, какъ из­вестно, составляли чрезвычайно важную принадлежность общественнаго быта и общественнаго комфорта и были весьма многочисленны. Эти Кон-стантинопольсшя бани и захотелъ Ефремъ перенесть въ Pocciro. Затруд­няются темъ, что епископъ нашелъ удобнымъ заниматься такимъ деломъ, какъ строеше бань. Но для тогдашняго времени въ этомъ не было ни­чего неестественнаго и страннаго. Такъ какъ люди должны входить въ храмы, особенно для принятая таинства причащен1я, въ возможной телес­ной чистоте, то у хриетчанъ съ очень древняго времени образовался взглядъ на бани, какъ на нечто дополняющее церкви, какъ на нечто къ нимъ при­бавочное. А по этой причине съ очень древняго времени вожло въ обы-


ИЗВЬСТШ ОБЪ ЕПАРХШХЪ.


687


чай строить бани при самыхъ церквахъ, въ церковныхъ оградахъ. Кон- стантинъ ВеликШ построилъ бани при знаменитомъ Константинопольскомъ храм^ св. апостоловъ *) (служившемъ, начиная съ него, усыпальницею для императоровъ, т. е. бывшемъ гЬмъ же, что напгь АрхангельскШ соборъ), а императоръ веодосШ ВеликШ въ одномъ изъ своихъ указовъ причис- ляетъ бани, находившаяся при церквахъ, въ ихъ оградахъ, къ такимъ церковнымъ здашямъ, на которыя распространяется право уб'Ьжища *). Какъ сейчасъ указанный взглядъ на бани, такъ и самыя бани при церк­вахъ продолжали въ Костантинополъ существовать и во времена Ефрема въ XI въкт,. Изъ этого ясно, что и онъ — епископъ, построившШ бани, вероятно, при своемъ соборномъ храмъ, сдЬлалъ дъло для своего вре­мени нисколько не странное и не предосудительное, а только знамени­тое " ). Послт, Ефрема: 4. Симеонъ, бывшШ при Владимире Мономах* *),

5. Лазарь, поставленный 12 Ноября 1104 г., умершШ 16 Сентября 1117 г.,

6. Сильвестръ, преемникъ Лазаря, поставленный 1 Января 1118 г., веро­ятно изъ игуменовъ Шево-Михайловскихъ и тотъ самый, которому при-надлежитъ известная приписка въ летописи подъ 1110 г., умершШ 12 Апреля 1123 г.; 7. Маркъ или Марксллъ (въ Никон, лътоп. —МакарШ), изъ игуменовъ Переяславскаго 1оанновскаго монастыря, поставленный 4 Октября 1125 г., умерппй 6 Января 1134 г., 8. Евфим1й, поставленный въ 1141 г. 5), упоминаемый подъ 1149 г., 9. ВасилШ, поставленный въ 1157 г., " ) 10. Павелъ, присланный великимъ княземъ Всеволодомъ изъ Вла-

') Euseb. Н. Е. VI, 59.

г) Cod. Theod. Lib. IX. Tit. XLV, § 4; cfr. у Ралли и 77. II, 482, 537 и 538.

*) О баняхъ при церквахъ см. Битама vol. Ill, p. 273 fin., Мартинъи Dic- tioiinaire des antiquites ctiretiennes подъ словомъ Bains, —2-o bains liturgiques, и во­обще въ археологпческихъ книгахъ. Бъ частности, объ императорской бант. прн Блахернской церкви, въ которой императоры мылись съ особенной, весьма любо­пытной, церемошей, Const. Porphyrog. De ceremonn. Lib. II, cap. 12. Случалось, что бани находились не только прн церквахъ, но даже подъ самыми церквами, въ ихъ нижнихъ этажахъ, см. напрпм. въ греческихъ Минеяхъ и въ СинаксаристЬ Никоднма подъ 31 Августа: повъхтвовашс о возобновленш храма Богородицы въ пристани (неорш).

*) Дополн. къ Акт. Ист. I, 7 fin.

5) У nporoiep. Д. Юзефовича въ статьи: „Iepapxia Переяславско-Полтавской enapxiii", помещенной въ Полтавскпхъ Епарх1альныхъ В'Ьдомостяхъ 1863 г., Л» 14 и с.гбд., между Снльвестромъ н Евфшиемъ: Николай 2-й, 1оаннъ 1-й 1123— 1126, МакарШ (Маркъ) 1126—1134, Маркелль 1134—1135.

') Воскресенск. лъ" 1'. въ Собр. лъ" гг. VII, 66 (по выпискамъ изъ л4тописей у Карамзина, къ т. II прим. 381, — въ 1156 г. Вероятно, былъ поставленъ въ епи­скопы изъ какихъ-нибудь слишкомъ малыхъ по м1рекому пронсхожденш или же изъ слишкомъ молодыхъ возрастомъ людей, ибо, —что по отношенш къ епископамъ мы зиаемъ за единственный прнм4ръ, называется уменьшительно Васпльцемъ: „постав­ленъ бысть епископъ Басплецъ Переяславлю" ).


688


Т. I. ГЛ.. III. УПРАВЛЕН1Е. ПРИЛ0ЖЕН1Я.


димира въ 1198 г., 11. Симеонъ, убитый Татарами при взятш Переяславля въ 1239 г.

Со времени Ярослава до начала XII века къ Переяславскому уделу принадлежала область Ростовско-Суздальская съ Б'Ьлозерьемъ, но на эту область не простиралась власть епископовъ Переяславскихъ, ибо тамъ при Владимир*, когда Ростовъ составлялъ особый удвлъ, учреждена была своя епискотя. Неизвестно, съ какого времени до сороковыхъ годовъ XII вт> ка къ епархш Переяславской принадлежалъ удт> лъ СмоленскШ, о чемъ обстоятельнее скажемъ ниже подъ enapxiefi Смоленской. Собствен­ное Переяславское княжество было весьма не велико. Его составляла северозападная половина нынешней Полтавской губернш, между грани­цей губернш Черниговской и рекою Сулой, а за последнею была ненасе­ленная степь, — почти непрестанно въ перюдъ домонгольский стучавшее браннымъ оруж1емъ поле Ноловечское.

Каеедральнымъ соборомъ епископовъ Переяславскихъ былъ храмъ архангела Михаила. Первоначально, по всей вероятности, онъ былъ де­ревянный; въ 1089 г. епископомъ Ефремомъ былъ построенъ каменный и для своего времени великолепный, о чемъ свидетельство мы привели выше. Въ 1124 г., т. е. черезъ 35 летъ, храмъ Ефремовъ упалъ и на его место неизвестно кемъ построенъ новый, разрушенный потомъ Татарами ')-(храмъ Михайловский въ качестве городскаго собора существуетъ въ Нереяславле до настоящаго времени, но его нынешняя постройка конца XYII века).

Enapxifl Юрьевская.

Юрьевъ ШевскШ, въ настоящее время не существующей, находив-пойся на реке Роси, впадающей въ Днепръ съ правой или Шевской сто­роны немного ниже Канёва, построенъ былъ Ярославомъ, вероятно, въ 1032-мъ г.г). Въ 1095-мъ г. онъ былъ выжженъ Половцами и его при-бежавнпе въ Шевъ жители были поселены въ новомъ городе—Святополче, который приказалъ построить тогдашшй великШ князь Святополкъ Изя-славичъ на Вытичеве или Витичеве холму, что на Днепре ниже Шева верстъ на 60 3), но въ 1103-мъ г. Юрьевъ былъ снова построенъ. Кон-чилъ онъ свое существоваше, вероятно, въ miniecTBie Монголовъ.

') Ипатск. л±топ. подъ симъ годомъ.

2) Подъ которымъ говорится въ летописи: „Ярославъ поча ставптн городы но Рьси". Г. Похилевичъ въ сочиненш: Сказашя о населенныхъ м4стностяхъ Шев-ской губернш, Шевъ, 1864, вндитъ древней Юрьевъ въ нынъчннемъ м$стечк$ Б" Ьлая церковь; но друпе склоняются къ тому, чтобы видеть его въ городище Райгородъ, находящемся не далеко отъ Роси ниже БЬлрй церкви (предполагая, что Райгородъ изъ Юрай, ЮрШ городъ), см. въ сентябрьско-октябрьской книжке К1евской Ста­рины 1883 г. статью М. Аидреевскпю: „Летописный Юрьевъ на Роси".

*) Витичевъ холмъ между Триполемъ и Стайками, —Книга большему чертежу* стр. 92 fin.


ИЗВЬСПЯ ОБЪ ЕПАРХЫГХЪ.


689


К4мъ именно была учреждена епархк Юрьевская до 1072-го г., когда въ первый разъ упоминается ея епископъ, положительно неизвестно, но наиболее вероятное, что самимъ строителемъ города Ярославомъ. При­чиной ея учреждетя необходимо считать одну изъ тйхъ причинъ, которыя заставили Владимира учредить епархш Белгородскую, именно—чтобы дать въ немъ митрополиту викар! я и при этомъ частн4е, чтобы, давая въ немъ митрополиту втораго викаргя, доставить ему возможность совершать по-свящетя apxiepeficKifl безъ призыва другихъ ариереевъ.

Въ настоящее время известны епископы Юрьевсме: 1. Михаилъ, упоминаемый подъ 1072-мъ и 1073-мъ годами, 2. Антоши, упоминаемый подъ 1089-мъ г.'1), 3. Маринъ, изъ монаховъ Печерскихъ, упоминаемый подъ 1091-мъ и 1095-мъ гг.г), 4. Даншлъ, поставленный 6 Января 1114-го г., умерши 9 Сентября 1121-го года, 5. Демьянъ, упоминаемый подъ 1147-мъ и 1154-мъ годами (подъ поотЬднимъ Канёвсгай), 6. неизвестный по имени, упоминаемый подъ 1184-мъ г., 7. Адр1анъ, поставленный въ 1190-мъ г. въ епископы Белгородсше, а подъ 1197-мъг. называемый Вт> лгородскимъ и Юрьевскимъ, т. е. вероятно правивпнй enapxieft Юрьевской временно 8. Алексей, упоминаемый передъ 1225-мъ г. 3), 9. неизвестный по имени, упоминаемый подъ 1231-мъ г.

Enapxifl Юрьевская, нетъ сомнешя, была весьма невелика и про­стиралась не столько къ северу, где долженствовала быть enapxifl самого митрополита или епископа Белгородскаго, сколько къ югу, въ начинав-нпяся тогда почти непосредственно за Юрьевымъ безконечныя partes infi-delium. Впрочемъ, изъ того обстоятельства, что одинъ епископъ ЮрьевскШ называется Канёвскимъ (Демьянъ), следуетъ, что на северъ она прости­ралась по крайней мере включительно по г. Канёвъ.

Каеедральнымъ соборомъ епископовъ Юрьевскихъ былъ храмъ св. Георпя, конечно, построенный Ярославомъ въ честь своего ангела, ибо въ греческихъ каталогахъ enapxin Юрьевская называется 6 йтю^ Гешртю? ei? tov Pibaov тготсщоу, —святый Теорий на реке Рдси (Ралли и 77, V, 486).

') Въ Патерике Печерск., въ повЪствоваши Симона о овятой трапезе и объ освященш великой церкви.

*) Въ разсвазе летописи объ освященш въ 1091 г. Печерской церкви, какъ овъ (разсказъ) читается въ нт> которыхъ спискахъ Патерика Печерскаго, говорится, что на освященш церкви присутствовали епископы „Маринъ Юрьевсшй, Антоши Поросши", см. 1-е изд. Лаврент. л$т., приложж. стр. 266. Епископъ Поросши, т. е. епископъ области, лежавшей по р. Роси, есть тотъ же ЮрьевскШ, такъ что въ разсказъ1 по указаннымъ спискамъ вм-ЬсгЬ съ действительно бывпшмъ тогда Мариномъ ставится и его предшественникъ АнтонШ (Авторъ Исторш iepapxin изъ епархш Пороской дтааетъ епархш Порожскую или при Днт.провскихъ поро-гахъ, —224).

8) Симономъ въ Патерикт., во введенш.

44


690


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь