Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Философия Древнего Рима (с III в. до н.э.) развивалась под сильным влиянием греческой культуры. Она была представлена в основном тремя течениями: стоицизм, эпикурейство и скептицизм. Ведущую роль среди них играла стоическая философия (Сенека Эпиктет и Марк Аврелий). Сенека («дядя христианства») был наиболее заметной фигурой в римском стоицизме. Он проводил мысль о том, что все в этом мире находится во власти жесткой необходимости и предопределенности. Бог как верховная сила («деятельный разум») придает миру целостность, порядок и целесообразность. Бог — это то, от чего все зависит и исходит. Бог — это природа, разум, причина и судьба. Мир буквально скован железными цепями необходимости, или судьбы. Следовательно, свобода человека может состоять только лишь в осознании этой необходимости и добровольном подчинении ей. Но поскольку мир разумен, то и свобода должна состоять в подчинении только разумной необходимости. Во всех иных случаях свобода непременно будет означать рабство. Повиновение судьбе — это удел всякого человека, если он не желает впасть в рабство. Жить счастливо означает для Сенеки жить в согласии с окружающим миром, покорно подчинившись ему. Существование человека всегда кратко, мимолетно, поэтому не следует, по убеждению философа, стремиться к сомнительным целям: накоплению богатства и обретению власти в обществе. Куда более важно совершенствовать свою душу, преодолевать страх перед грядущей смертью и обретать спокойствие. Лучше всего искать укрытия в «тихой заводи», нежели подставлять себя под «удары волн» в бурном и всегда неспокойном океане жизни. Сенека полагал, что отношения в обществе должны быть пронизаны нравственными ценностями. Общество — это единое целое, и оно должно поддерживаться любовью, состраданием и заботой людей друг к ' другу. Как и в мире в целом, в обществе невозможно изменить порядок вещей, поэтому все должны относиться друг к другу как товарищи по вынужденному рабству. Исходя из этого обстоятельства, Сенека сформулировал «золотое правило» морали: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше тебя». Все люди в действительности являются рабами судьбы. Вместе с тем они и одинаково свободны, поскольку им дано распоряжаться своей душой и своими мыслями. В этом смысле для человека и тюрьма не преграда, наивно полагал Сенека. Свобода духа — вот что влечет человека к подлинно великому и вечному. ' Эпиктет (бывший раб) подчеркивал, что основная задача всякой философии состоит в том, чтобы помочь человеку правильно устроить свою жизнь. Окружающий мир изменить практически невозможно, и поэтому остается лишь позаботиться о взаимоотношениях людей друг с другом. Следует подчиниться порядку вещей в мире и сосредоточиться на состояниях своей души. По убеждению Эпикте-та, важно прежде всего почитать богов и верить в них, не вмешиваться в текущие события, а подчиняться им. Мир сотворен Богом и поэтому разумен, вот почему каждому отдельному человеку остается лишь существовать ради целого и подчиняться ему. Марк Аврелий (римский император), как и все стоики, полагал, что свобода человека ограничена лишь пространством его мысли. Это и есть то единственное, что находится в его власти. Основной задачей всех действий человека должно быть подчинение космическому порядку вещей. Человек является всего лишь частицей бесконечного мирового потока. Вся его жизнь — это краткий миг, борьба и странствие по чужбине. Жизнь — это дым, и лишь философия в состоянии дать человеку утешение и спокойствие. Если властвует судьба, то зачем же противиться ей? Человек смертен, его жизнь совершенно несопоставима с бесконечным и стремительным потоком времени. И самая долгая, и самая краткая жизнь одинаково уязвимы перед этим всепожирающим и безжалостным потоком. Остается лишь один выбор: жить настоящим, поскольку прошлое прожито, а грядущее неведомо. Эпикурейство было представлено в Древнем Риме в основном 'творчеством философа-поэта Тита Лукреция Кара (поэма «О природе вещей»). Лукреций был последовательным сторонником учения Демокрита и Эпикура, отстаивая их атомистическую теорию. В своей поэме он писал о богах, о душе и ее свойствах, о физиологии человека и познании им мира. Материя для Лукреция — это мир движущихся атомов. Она никем несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Атомы как некие «кирпичики» мира имеют разную величину и форму, чем и объясняется многообразие мира. Душа человека тоже материальна" будучи создана из воздуха и тепла. Дух, по Лукрецию, весьма тонок и имеет наибольшую скорость. Изучая общественную жизнь, Лукреций фиксировал наличие в ней прогресса. Так, он отмечал, что в первобытном состоянии люди были по сути дела в диком состоянии и еще не имели ни огня, ни жилища. Со временем первобытное стадо обрело признаки общества. В нем постепенно сформировались такие важные институты, как мораль и право. Однако зависимость человека от природных и социальных сил все же осталась, что и порождает религиозную веру. Невежество и страх породили богов, подчеркивал римский философ. Чтобы сделать людей счастливыми, их надо избавить от чувства страха перед богами, и им в этом деле смогут помочь различные науки (в том числе и философия). Философия Лукреция, как и все эпикурейство, ориентировалась на объяснение мира с позиций здравого смысла и естествознания. Учение этого древнего просветителя несло людям знание и уверенность в себе, помогало им преодолевать предрассудки и заблуждения. Римский скептицизм был представлен несколькими известными мыслителями. Самым заметным среди них был Секст Эмпирик, врач по профессии. Он внес большой вклад в изучение истории скептицизма и его систематизацию (работы «Против ученых», «Пирроновы основоположения»). Как и в Греции, римский скептицизм выражал кризис общества и нес в себе в основном заряд критики знания. В Древнем Риме имел место и эклектицизм, объединявший собой разнородные учения и школы. Среди его авторов выделялся Марк Тулий Цицерон, выдающийся политический деятель и оратор, философ. В своем творчестве он обращался, прежде всего, к общественной проблематике, будучи приверженным лучшим традициям греческой философии. По убеждению Цицерона, главная задача философии — это «возделывание души человека», обучение его искусству правильной жизни и формирование качеств гражданина. Философия — это мудрость, знание добра и зла, и поэтому никто из ) глупцов никогда не сможет стать счастливым человеком. Древнее римское общество имело богатую по тем временам науку и культуру. Всемирную известность обрели поэты Вергилий, Гораций и Овидий. В Риме были воздвигнуты грандиозные архитектурные комплексы Колизей и Пантеон. То время дало известных историков — Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита. В первой половине II века н.э. в Риме жил выдающийся астроном, математик и философ Клавдий Птолемей. В Риме творил также известный врач Гален («римский Гиппократ»), автор учения о движении крови в человеческом организме. Философия Древнего Рима завершает собой развитие философской мысли в эпоху кризиса и распада рабовладельческой- формации. В недрах этой философии и на ее «осколках» сложились идейные предпосылки для возникновения раннего христианства как новой религии, картины окружающего мира и человека в нем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1. Какие процессы и явления общественной жизни «питали» развитие философской мысли в Древнем мире? 2. Что вы можете сказать о предметном поле (круге проблем) древней философии? Что характерно для него? 3. Что означал космоцентризм древнегреческой философии? 4. Можно ли говорить о наличии в древней философии элементов научного знания о человеке? 5. В чем заключается мировоззренческое и методологическое значение древнегреческой философии? ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ 1. Асмус В.Ф. Античная философия. — 2-е изд. — М., 1976. 2 Богомолов А.С Античная философия. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 3. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. — М., 1977. 4. Иванов Г Р. История этики Древнего мира. — Л.: ЛГУ, 1980. 5 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). — М.: Мысль, 1972. « 6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: Вика-пресс, Арк-тос, 1992. 7. Лосев А Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М. Мысль, 1989. 8. Фролов Э Д Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. — 2-еизд —Л.. ЛГУ, 1991. 9. Чанышев А.Н Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высшая школа, 1981
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОКИ ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Падение Римской империи в 476 г. н.э. ознаменовало начало Европе эпохи средних веков (V — XV вв.), периода феодальных отношений. В современной литературе под феодализмом понимаете совокупность социально-экономических и политических отношен ний, присущих европейскому обществу на пути от античности к вому времени. Характерными чертами феодализма были закрепощение крестьян, господство натурального хозяйства, иерархическая структура общества и медленные темпы его развития. Это была, по определению Г.Гегеля, эпоха «тысячелетней ночи», время послушания и покорности. В духовной сфере общества господствовала религия, а философия стала, по выражению Ф.Энгельса, «служанкой богословия»*. Основной темой философствования была тема Бога, проблема соотношения веры и знания. Своей важнейшей задачей философия считала толкование и обоснование догматических положений христианского вероучения как якобы безусловно истинного и авторитетного. Само христианство возникло на волне кризиса и распада Римской империи и поначалу было религией обездоленных и рабов. Эта религия отразила великую социальную катастрофу — гибель огромной империи и крушение рабовладения. Христианство учило, что мировой порядок создан некоей внешней силой (Богом), его изменить невозможно, и поэтому остается надеяться на чудо, на приход мессии (спасителя). Основы новой религии сформировались среди древних иудеев как выражение их слабости и мечты об избавлении от гнета. Со временем христианство стало государственной, а затем и одной из мировых религий. В отличие от древних языческих верований, оно утверждало идею монотеизма («единобожия-»). В развитии христианской средневековой философии принято выделять два крупных периода. Первый — это патристика, или учения «отцов церкви» (А.Августин и др.), которые заложили основы религиозной философии. Второй период — схоластика (Фома Аквинский и др.), когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества. В рамках схоластики выделялись такие течения, как реализм и номинализм. Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель. По своему содержанию философия средних веков есть тео-центризм, т.е. признание Бога источником и основой всего сущего, сверхъестественной и всемогущей силой. «Все, что есть, — все Это сравнение не следует понимать упрощенно. В учениях данной эпохи философский разум оценивался достаточно высоко — как необходимое условие познания Бога и его дел в мире от Бога» — гласит основной принцип теоцентризма как миро воззрения. Сам мир иерархичен, т.е. упорядочен, и чем-то напо минает гигантскую пирамиду с Богом на ее вершине. Креационизм как идея сотворенности мира Богом из ничего пронизывав все философские учения того времени. Познание мира есть обнаружение божественного начала в нем посредством откровении (самовыявление Бога), а истина обретается не столько разумом, сколько верой и влечением сердца, через уверенность в существование Творца. Сам же человек — это тоже существо твари^е (сотворенное), двойственное по своей природе — телесное и духовное. Он является венцом творения, образом и подобием Божьим. Полагалось, что в истории общества и жизни каждого человека имеет место провидение, т.е. замысел и воля Божья. Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения Священного писания** рассматривались ею как нечю безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках происходи ю развитие таких областей, как онтология, гносеология и логика, антропология, этика, языкознание, диалектика. В религиозной философии того времени имели место и ереси как проявление инакомыслия. Они отстаивали возможности человеческого разу? ма и критический дух философского мышления.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы