Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПАТРИСТИКА, ЕЕ ИДЕИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Под средневековой философией принято понимать специфический способ (тип) философствования, характерный для эпохи разложения рабовладельческих отношений, а в отдельных случаях и родоплеменного строя (в Германии, Скандинавии, у славян) в Европе. Некоторые предпосылки этой философии сформировались еще в поздней античности, а отличительной особенностью данного способа философствования была его тесная связь с религией. Особую роль в становлении и развитии средневековой философии сыграло христианство, возникшее в ходе кризиса и распада Римской империи. На ее развалинах вырастало феодальное общество с монархической формой правления и монопольным положением религии и церкви в духовной жизни общества. Философия черпала из религии ее мировоззренческое содержание для осмысления, а религия пыталась опереться на возможности рационального философского мышления. Первоначально христианство зарождалось как религия, общая для различных народов Средиземноморья. Она была естественным результатом стремления людей найти надежду, спасение и утешение в условиях ломки традиционного образа жизни, возраставших настроений пессимизма и отчаяния, крупных социальных потрясений и роста эксплуатации со стороны деспотического государства. Христианство было как бы бегством людей из мира внешнего в мир внутренний, в мир веры, надежды и любви. Христианство никем не было привнесено в духовную жизнь общества. Оно рождалось как религия угнетенных и отчаявшихся, и поэтому в первую очередь овладело социальными низами — бедными слоями и рабами. «Мир изменить невозможно» — учило христианство и поэтому человеку ничего не остается делать, как изменить самого себя. Большую роль в формировании христианства сыграл иудаизм как религия древних евреев, в которой была сформулирована идея творения («креационизм») мира богом Яхве в течение шести дней. Около двух тысяч лет назад появилась Библия («Священное писание») — собрание книг, в которых были изложены все важнейшие идеи христианства (идея творения мира, первородного греха, идея искупления, спасения и другие). В Библии был сформулирован миф об Иисусе Христе, якобы сыне Божьем, принесшим себя в жертву людям. Особое место в христианстве заняли вопросы этики, и поэтому в средневековой философии имело место обостренное внимание к духовному миру человека, к взаимоотношениям между людьми, между человеком и Богом. В IV — V веках н.э. влияние христианства значительно возросло. Оно стало использоваться господствующими слоями общества в качестве инструмента для идеологического принуждения эксплуатируемых масс. В IV веке (325 г.) при императоре Константине Великом христианство обрело статус официальной государственной религии Римской империи. Ключевые идеи этого мировоззрения стали пронизывать философию, все общественное сознание и культуру общества. Еще до того как христианство было объявлено государственной религией Римской империи, существовала ранняя патристика — сочинения «отцов церкви», которые заложили основы христианского религиозно-философского мировоззрения. По сути дела, с ранней патристики и начиналось развитие средневековой философии. В ее рамках начался процесс переосмысления античной философии и заимствования из нее того материала, который составил идейную основу новой картины мира, построенной на догматических положе-^ ниях теологии (богословские учения). Непосредственными идейными источниками раннехристианско! философии был ряд течений древнегреческой философской мысли стоицизм, поздний платонизм, пифагореизм и другие. Важнейшим представителем религиозной философии первых веков нашей эрь принято считать Филона из Александрии, выходца из семьи еврейских жрецов, автора более тридцати произведений. Он является основателем древнееврейской философии, в рамках которой происходило формирование религиозно-мифологического мировоззрения. Сама же Александрия стала, по сути дела, родиной христианской философской мысли. В центре внимания Филона была тема Бога, осмысленная с позиций философского, а не мифологического мышления. Им было использовано античное понятие Логоса, под которым Филон подразумевал некий правильный закон природы. Логос — это «сын Божий», посредник между Богом и миром, Богом и человеком. Логос является как бы богочеловеком, заступником людей и их спасителем. Филоновское понятие логоса соединяло в себе представление о нем как о «слове Божьем» и платоновское видение логоса как идеи, которая якобы формирует все вещи материального мира. Логос как божественный разум придает миру порядок, гармонию и красоту. Сам же Бог, по Филону, есть существо всемогущее (абсолютная Личность) и находящееся за лределами земного мира. Он недоступен мышлению человека и открывается лишь в состоянии экстаза (упоение и восторг). Фи-юн утверждал, что Бог якобы создал этот мир свободно, по своему плану и в соответствии с благими намерениями. Кроме этого вещественного мира, Бог сотворил также ангелов — существ с чистыми душами и тонкими телами. Вершиной природного мира является человек, существо телесное с разумной душой, некое подобие Бога. Его тело ниже души, ему присущи соблазны, и это толкает человека к грехопадению, поэтому необходимо настойчивое очищение от страстей, покаяние и аскетический образ жизни. Цель развития мира состоит в его неуклонном совершенствовании, освобождении от низшего начала и движении к Богу как своему источнику. Ф.Энгельс называл Филона «настоящим отцом христианства», поскольку тот пытался соединить мифологическое и философское мышление в ходе осмысления идеи^Бога как источника всего сущего и творящего начала мироздания, сформировать принцип единобожия. Религиозные мотивы присутствовали и в таком течении, как гностицизм (середина II века н.э.). Основным в гностицизме было осмысление различных религиозных и мифологических представлений периода античности и получение на этой основе знания о верованиях». Гностики (Валентин, Василид и др.) учили, что развитие мира представляет собой борьбу света и тьмы, сил добра и зла. Материя — это главный источник злого начала, а дух символизирует собой все светлое и доброе в мире и человеке." Следовательно, необходимо аскетическое возвышение духа над плотью и освобождение таким способом от греховности. Гностики учили, что все люди делятся на три категории. Первая — это язычники («плотские» люди), привязанные к своим низменным побуждениям и страстям. Вторую образуют «душевные» люди (иудеи и христиане). И третья категория — «духовные» люди, способные к непосредственному общению с Богом и познанию его. Именно они и могут рассчитывать на спасение. Гностики отвергали библейское учение о сотворении мира из ничего в течение шести дней. Они также не исповедовали идею единого Бога, поэтому к ним отрицательно относилась христианская церковь: Кроме этого, их учение было дуалистично, поскольку они проти вопоставляли Бога и материю, полагая независимость последней Манихейство также относилось к числу ранних религиозно-философских течений. В нем противоположность добра и.зла, ев та и тьмы была доведена до крайности. Мир воспринимался ка арена постоянной борьбы божественного и дьявольского. Основатель этого течения — Мани из Персии делал вывод о вечности неистребимости зла в окружающем человека мире. Как и мир, человек тоже раздвоен на темное и светлое начала. Его спасение возможно лишь на путях аскетического образа жизни, воздержания от телесных влечений и потребностей. В некоторых странах существовали манихейские общины, члены которых рассматривались как еретики и подвергались гонениям. К религиозно-философским течениям периода зарождения средневековой философии относится неоплатонизм (Порфирий, Плотин и др.). Это был идеализм, вобравший в себя ряд религиозно-мифологических идей и сказаний. Так, Плотин источником всего считал некое Единое (Бог, благо), непознаваемое и недоступное для рационального определения. Единое безлично и не наделено человеческими свойствами. Оно не творит, а как бы излучает из себя («эманация») все сущее, и развитие мира протекает от более совершенного к менее совершенному. Единое — это основа бытия, а все остальное есть как бы ступени постепенной деградации: мировой ум, мировая душа и, наконец, сама материя. Материя — это «тьма», «небытие» инертная масса. Эманация, таким образом, — это путь вниз, последовательная деградация и упадок в сравнении со своим идеальным источником (Единое), который остается неизменным. Большую роль в обосновании и защите важнейших христианских постулатов сыграли так называемые апологеты («оправдание», «защита»). В своих литературных произведениях они излагали точку зрения христианства по важнейшим мировоззренческим вопросам и отстаивали ее от влияния языческих религий и иных нехристианских воззрений. Апологеты (Юстин Мученик, Татиан, Тертуллиан) своей основной задачей считали не открытие новых положений, а доказательство истинности уже имеющихся, происходящих от вполне авторитетного источника. Так, Юстин Мученик доказывал, что все наиболее мудрые идеи воплотились в Библии, а не в учениях и верованиях «варварских» народов (вавилоняне, египтяне, финикийцы). Быть философом означает, по его мнению, знать божественные откровения христианства и распространять эту веру в обществе. Юстин был убежден в том, что истина уже содержится в Священном писании, и поэтому она не требует специального поиска. Она нуждается лишь в истолковании, распространении и защите. Христианство является мудростью высшего порядка в сравнении с языческой религией («низшая мудрость»): оно обладает универсальностью, простотой, единством, древностью и авторитетом. В своем учении Юстин излагал основные идеи христианства «о боге и сотворении им мира, о свободе вопи и бессмертии души человека», соединяя эту религию с философским мышлением. Татиан весьма резко отзывался о языческой религии, а ее сторонников называл слепыми людьми, не знающими Бога. Он отрица-тельно относился к греческой философии, считая ее варварской и несамостоятельной, позаимствованной у других народов. По его убеждению, христианское мировоззрение и античная философия, по сути дела, являются непримиримыми. Тертуллиан тоже негативно относился к античной философии, хотя и пользовался многими ее понятиями. По его убеждению, чистая вера выше разума, а необходима она для преодоления развращенной морали людей и возврата к состоянию естественности, простоты и аскетизма. Истина дана от Бога, а философствующий разум — от дьявола, который является соперником божества. «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, — писал мыслитель, — и не имеем нужды в исследовании после Евангелия». Философия должна отбросить свою исследовательскую и критическую функции, занявшись всего лишь объяснением сущего посредством истолкования библейских текстов, ибо «что там написано, не может не быть». На смену античному разуму должна прийти христианская вера, а вместо мудрости древних — «безумие» нового мировоззрения («Верю потому, что абсурдно», — говорил философ). Путь к христианской вере лежит через откровение, через самопознание человека и свидетельства его души. Откровение — это обнаружение Бога посредством деятельности своего сердца как органа религиозных переживаний, духовного центра человека. Чем более душа естественна, чем ближе она к природе, тем более предрасположена к принятию христианской веры, ведь «природа есть учитель, а душа — ученица» — подчеркивал в своих суждениях Тертуллиан. Тертуллиан отстаивал тезис о том, что Бог сотворил этот материальный мир из «ничего». Что касается человека, то он представляет собой малый мир, в котором сосредоточены все тайны бытия. В познании окружающего мира человеку следует прислушиваться прежде всего к «свидетельствам души», которая дана от Бога, и поэтому не может обманывать. В обществе преимущественное право на истину имеет церковь, поскольку она является преемницей ее святых основателей — апостолов и самого Иисуса Христа. Истины церкви никем не могут быть поставлены под сомнение, она является их монопольным держателем. Все общество делится на две части: «лагерь дьявола» (язычники) и «лагерь Бога» (христиане). В своем развитии общество придет к справедливому суду и воздаянию каждому по заслугам его. В обществе всегда имеют место грехопадение и зло, но в этом повинен не Бог, а сам человек, наделенный свободой воли. «Зло, — учил Тертуллиан, — это нарушение заповедей Бога, произвольный отход от них». К числу первых апологетов относится также Тит Флавий Климент. Живя в Александрии, он старался убедить язычников в преимуществах новой религии и обратить их в христианство. Стремясь соединить христианство с античной философией, он составил энциклопедию христианской теологии в трех частях. В ней он, в отличие от Тертуллиана, старался восстановить позитивное значение греческой философии и приспособить ее для служения христианским ценностям. По убеждению Климента, вера выше разума, но и философское мышление тоже является необходимой ступенью постижения божественного в мире. Наиболее приемлемой для христианства философией Климент считал платонизм с его учением об идеях как духовных сущностях мира. Напротив, учение Эпикура об атомах он осуждал, поскольку оно не вписывалось в христианский догмат о творении мира из «ничего». Последователем Климента был Ориген, автор многих богословских и философских произведений. В своих работах он подчеркивал нематериальный характер Бога и его бесконечность. Мир якобы создан Богом из «ничего», а не на основе уже существующей материи. Но творение мира не завершено одним актом, оно продолжается все дальше и дальше — и так бесконечно. Бог сотворил не только вещественный мир, но и сферу духов — ангелы и человеческие души. Души наделены свободой воли, выбора и действий. Одни из них стали ангелами, а другие образовали растительный и животные миры. В начале IV века христианство постепенно утвердилось в качестве государственной религии в ряде стран Римской империи. В 325 г. на Никейском соборе был выработан символ христианской веры. Отныне основной догмат христианства стал звучать так: «Бог единственен и един, но он одновременно существует как бы в трех лицах — как бог-отец, бог-сын и бог-дух святой». Установив этот догмат, христианство, по словам Ф.Энгельса, окончательно «заменило вечно равного себе застывшего иудейского бога внутренне расчлененным, таинственным триединым божеством». Отныне основной задачей философии стало обоснование официальной богословской догматики, а наиболее выдающиеся служители вероучения впоследствии провозглашались святыми и именовались отцами христианской церкви. В частности, в IV веке большой вклад в философию раннего христианства внес Григорий Нисский, сделавший попытку разработать систему православного богословия. Рассматривая разум как орудие веры, он применял его для обоснования догмата троицы. Этот философ окончательно закрепил представление о Боге как существе нематериальном и сверхприродном, таинственном и непознаваемом, единственным и едином. Творчеством Григория Нисского завершается первый (ранний) период средневековой патристики. Аврелий Августин Блаженный (354 — 430 гг.) был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии периода патристики. В многочисленных книгах («Исповедь», «О троице», «О величии души», «О граде Божьем») он не только показал свой путь в философию, но и раскрыл содержание собственного мировоззрения. Августин подчеркивал, что христианство не только помогло ему ответить на важнейшие мировоззренческие вопросы, но и возвысило его нравственно. Из всех течений греческой философии наиболее приемлемым для него оказался неоплатонизм (Плотин, Порфирий), который побудил Августина искать некую «бестелесную» истину посредством «ликования в трепете». Мировоззрение Августина представляло собой сочетание мифологических и библейских сюжетов с религиозно-философскими мотивами: Его содержание в основном заключалось в следующем. Августин — это крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма. Бог рассматривался им как начало и конец всего сущего. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей человеческой жизни. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, есть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, — порок», — подчеркивал философ. В представлении Августина, Бог — это Абсолютная личность, сотворившая мир и человека. Бог первичен и находится в центре мироздания. Он всемогущ, и его существование ни от чего и ни от кого не зависит. Бог является единственной причиной возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствуя в нем все сущее. Мир представляет собой как бы лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Иначе говоря, в мире существует иерархия, т.е. жесткий, установленный Творцом порядок: неживое — живое — божественное. Непрерывное творение Богом природы и поддержание ее в совершенном состоянии есть то, что средневековые философы называли креационизмом («создавать»). Даже то, что развивается в силу внутренних причин (например, рост растения), все равно обязано в конечном счете Богу. Мир созданных Богом вещей изменчив и пребывает во времени — прошлом, настоящем и будущем. Лишь Бог неизменен — он есть нечто застывшее, постоянное и непреходящее. С точки зрения Августина, Бог — это не только исток и начало, но и объект познания. Внешний мир как нечто текучее и изменчивое не может бьпь источником вечных истин. Таковым может быть лишь нечто вечное, т.е. Бог. Он наделяет человека как существо познающее вечными истинами и светом их озаряет его душу. Бог — это источник «умственного света». Божественный свет — вот та сила, которая высвечивает подлинную сущность вещей. Лишь в состоянии озарения человек сможет постичь истину и отличить ее от заблуждения ч лжи. Августин проповедовал тезис о превосходстве веры над разумом. По его убеждению, все содержание человеческих знаний черпается из двух источников. Первым является чувственный опыт чел века, дающий, однако, поверхностное и ограниченное знание. Второй источник — это знания, полученные от других людей и принятые на веру. Они опираются на коллективный опыт и поэтому обладают достоверностью. Особую роль здесь играют суждения религиозных авторитетов. Разум подчинен вере и обосновывает ее. «Верь чтобы понимать», — провозглашал Августин. Разум призван постигать вещи и явления видимого мира, открытого человеку. С помощью же веры обнаруживается то, что находится за пределами этого, т.е. невидимое, неочевидное. Посредством веры обретается подлинная мудрость, которая означает осознание вечного и непреходящего в этом мире. Что касается природы человека, то Августина интересовала в нем прежде всего душа. Следуя традиции Платона, он рассматривал ее как нечто бестелесное и самобытное. Душа близка к Богу и поэтому бессмертна. Она превосходит тело (плоть), и это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром, погашения внутренних влечений и страстей. У животных, а тем более у растений нет души. У человека же она имеется, и это ставит его явно выше всех иных живых существ, в какой-то мере приближая к своему Творцу. Душа нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшими способностями и функциями являются разум, воля и память. Душа есть, по Августину, «разумная субстанция, приспособленная для управления телом». Тело — это как бы лошадь, а душа — ее наездница. Большую роль играет и воля, поскольку лишь благодаря ее усилиям становится возможным деятельность разума и обретение религиозной веры. Однако ни воля, ни разум и ни память не находятся во власти человека. Ведь все, что есть у него, — все это дано ему от Бога. Следовательно, человек все же несвободен, поскольку предопределен свыше. Бог якобы уже изначально определил одних к спасению, а других — к погибели. Все имеющееся в мире благо дано от Бога. Что же тогда явилось источником зла и грехопадения человечества? Августин учил, что зло — это результат свободной воли человека. От Бога исходит лишь добро, а зло — это отсутствие добра или же его недостаток. Зло коренится в недрах свободной воли человека и возникает как следствие отпадения от воли Божьей, нарушения ее заповедей и запретов. Грех есть как бы бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке и покровительстве. С произвольного поступка Адама и Евы началась длительная история грехопадения человечества, а смерть стала наказанием за грехи. Зло возникает всякий раз, когда творение восстает против своего творца, против иерархии мира, когда низшее претендует на место и роль высшего. Спасение человека возможно, следовательно, лишь через возврат к Богу, обращение к его милости и доброте. Спасение через добрые дела с помощью и под руководством Бога. Следовательно, Бог есть не только Творец, но еще и Спаситель. И, «жизнь по Богу», возвышение духа должны быть единственно достойным для человека способом существования. В своих взглядах на общественную жизнь Августин проводил идею о том, что социальное неравенство является принципом бытия общества. Оно стало одним из результатов грехопадения человечества, в ходе чего разрушилась прежняя райская жизнь и благополучие. Иерархичность общества так же естественна, как она естественна для всего окружающего мира. И все же люди равны в том смысле, что имеют единое происхождение и несут одинаковую ответственность перед своим Творцом. Существует субординация между институтами общественной жизни, что тоже установлено свыше. Особое место и роль в обществе занимает церковь. Она является сообществом верующих людей, представителем Бога на Земле. Что касается института государства, то оно ставилось Августином ниже церкви, т.к. государство основано на эгоизме людей и являет собой область постоянной борьбы, войн и конфликтов. Это — царство греха и братоубийства, «великая разбойничья организация». Государство должно быть подчинено церкви, обслуживать ее интересы и цели, т.е. носить теократический характер. По убеждению Августина, вся история человечества представляет собой борьбу двух царств («градов») — божьего и земного. Божье царство — это меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные, живущие по духу (праведники). Напротив, град земной представлен себялюбцами, людьми алчными и эгоистичными, отвергнувшими Бога и живущими по плоти (падшие ангелы, язычники, еретики и неверующие). Град земной — это мир зла и сатаны, а Град Божий — мир добра и Бога. Как и в жизни отдельного человека, у истории имеется шесть периодов развития: младенчество и детство, отрочество и юность, зрелость и старость. Излагая эти тезисы, Августин тем самым обозначил проблему противоречивости человеческой истории, ее конфликтный характер. Философ затронул также и тему общественного прогресса, который он видел в укреплении и расширении позиций «божьего града». По его убеждению, со временем наступит конец истории, и праведники окончательно соединятся с Богом. Неправедники же будут осуждены и отправлены на вечный огонь. После Страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства справедливости и всеобщего счастья. Это будет завершение истории человечества, ее конец. Значение творчества Августина Блаженного состоит в том, что он систематизировал основы христианской философии. Основными в его учении стали идеи сотворения мира Богом и движения общества к конечной цели — царству Божьему. По Августину, история имеет начало (сотворение мира), кульминацию (приход Иисуса Христа) и завершение (второе пришествие Христа и Страшный суд). Начиная с Августина, время стало рассматриваться не как нечто цикличное, а как текущее от прошлого через настоящее к будущему. Мироздание создано всемогущим Творцом, и даже человек с его свободной волей не в состоянии изменить порядок вещей и обрести власть над миром. Философия Августина имела немало последователей. К числу таковых относились Псевдо-Дионисий, Максим Исповедник, Иоанн из Дамаска и другие. Среди них выделялся Боэций, христианский теолог и философ, государственный деятель, переводчик. Этот «последний римский философ» проделал большую работу по систематизации христианского вероучения и приданию ему литературной формы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы