Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ФИЛОСОФИЯ
Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориентировано на осмысление острых противоречий и проблем в развитии современного человечества, их истоки и проявления, тенденции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, которые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании! человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивается единство современной цивилизации и общность судеб всех! стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они! обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания. Интенсивное развитие философии глобальных проблем началось в 60-е годы. В это время началась активная разработка теоретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был образован Римский клуб — неправительственная международная организация, объединившая ученых и специалистов из нескольких! десятков стран. В него вошел ряд известных ученых ( Дж.Форрестер, Д.Медоуз, М.Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 — 1984 гг.). Деятельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей! их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен! ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), | «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных вооружений, напряженная экологическая ситуация на планете, социальное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельное клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь на путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма. В своей книге «Человеческие качества» А.Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. через совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества. По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас — это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации. Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым культурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия. Только трансформация человека в этом направлении и даст надежду на достойное будущее цивилизации. Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 — 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеждению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безграничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современного гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего мира для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать примирение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориентация на ненасилие. «Помогать любой жизни» — вот в чем должна состоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием развития общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни. На глобальные проявления кризиса современного человека указывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных грехов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение человеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Демиургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф.Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э.Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и предпосылки глобальных противоречий и проблем в развитии современной цивилизации. В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и надежду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий. Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их истоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей. Во-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт. В-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть поставлена под разумный и жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно поддержала модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем странам и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на разрушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем тираж разошелся всего лишь за одну неделю. Через несколько месяцев Германия признала свое поражение в первой мировой войне и надолго погрузилась в состояние глубокого упадка и кризиса, на почве которых позже вырос немецкий фашизм. «Закат Европы» Шпенглера и зафиксировал процесс угасания гуманистической культуры человечества, крушение ее оснований.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1. В контексте каких общественных проблем и процессов XX века развивалась философская мысль? 2. Какие исторические обстоятельства и события нашего времени питают иррациональные умонастроения в философии? 3. Как научно-техническая революция повлияла на развитие философии, ее идейное содержание и ориентации? 4. Если экзистенциализм есть, по выражению одного из его классиков, «гуманизм», то в чем именно это выражено? 5. Что предлагает философская мысль для решения глобальных проблем современного человечества?
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ 1. Бохеньский М. Духовная ситуация времени//Вопросы философии. — 1993. — №5 2. Гарин И И. Воскрешение духа. —М.: Терра, 1992. 3 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/ Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1990. 4 Лоренц К Восемь смертных грехов цивилизованною человечества// Вопросы философии. — 1992. —№ 3. 5 Печчеи А. Человеческие качества/ Пер. с англ. О.В.Захаровой. — М.: Прогресс, 1980. 6. Проблема человека в западной философии. — М., 1988 7 Современная западная философия: Словарь/ Сост. Малахов В С, Филатов В.П. — М.: Политиздат, 1991. 8. Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. — М.: Политиздат, 1990. 9. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. — М, 1994. 10. Философия XX века. Учебное пособие. — М.: ЦИНО общества «Знание», 1997.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию и влиянию явление духовной культуры человечества. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя! большое многообразие течений, школ, учений и идей. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное самосознание. В содержании русской философии традиционным является наличие и взаимодействие трех идейных потоков: религиозного, нравственного и историософского. Их присутствие обусловлено, во-первых, активным влиянием православия как религии, ориентированной на высокие общечеловеческие ценности — добро и милосердие, справедливость. Во-вторых, остротой социальных проблем и противоречий в России, что всегда обращало отечественную философию к теме общества, проблеме его переустройства. В-третьих, особенностью этой философии является и то, что в ней всегда присутствует постановка вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, ее особом космическом призвании. Россия представляет собой огромный «Востоко-Запад», находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов. Это обстоятельство нашло отражение в русской философии, породило в ней множество течений, между которыми зачастую (например, западничество и славянофильство) происходила острая идейная борьба. Тема выбора пути развития и социального идеала отчетливо представлена также в социалистических учениях, прежде всего в русском марксизме. В истории русской философии принято выделять ряд периодов. Наиболее содержательным из них является XIX век, на который пришелся расцвет отечественной философии. Это был «золотой век» в истории русской духовности, век классики и универсализма. Важным моментом является и то, что в этом столетии наблюдался органический синтез философской мысли и художественного слова (А.С.Пушкин, А.И.Герцен, Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой и другие). Философия в России самобытна, масштабна и многолика. В большинстве ее течений и школ наблюдается повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека в мире. Она несет в себе огромный потенциал гуманизма и нравственности, знания и веры, занимая достойное место в историко-философском процессе и имея мировое значение.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы