Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. По сути дела, то был век русского Просвещения, время быстрого развития наук, ремесел и культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра Великого, прорубившего «окно в Европу» и открывшего тем самым «шлюзы» для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время Русь стала Российской империей, церковь была присоединена к государству, а в обществе зарождались капиталистические отношения. Философия того времени постепенно обретает светский характер, а под воздействием европейской культуры ей была сделана, по выражению Н.А.Бердяева, «прививка западной мысли». Средневековый тип мышления в ней сменяется новоевропейским, рациональным по существу. Наибольшее влияние на развитие русской философии оказали античные мыслители, французское и немецкое Просвещение. В XVIII веке философия начинает изучаться в светских учебных заведениях (университеты в Москве и Петербурге), в которых читались курсы логики, этики, истории философии, психологии. Большой вклад в идеологическое обоснование необходимости петровских реформ внесли такие ученые и общественные деятели XVIII века, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, И.Т.Посошков («ученая дружина» Петра I). Они поддерживали развитие в стране знания, ремесел и торговли. В их работах отстаивалась необходимость развития независимого от церкви философского и естественно-научного знания. Их социальным идеалом была просвещенная и культурная Россия, преодолевшая свою отсталость и единая с Европой. Н.Татищев разработал одну из первых в России классификацию наук. Он выделил среди них науки «нужные» (медицина, экономика), «полезные» (грамматика, арифметика), «изящные» (поэзия, музыка), «бесполезные» (алхимия, астрология) и «вредные» (пиромантия, аэромантия). Эта простейшая классификация способствовала, тем не менее, укреплению позиций научного знания в российском обществе. Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.ВЛомоносов (1711 — 1765 гг.) — русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук-он более всего ценил химию, полагая, что она «открывает завесу внутреннейше-го святилища натуры». Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета, в котором, наряду с другими науками, стала изучаться и философия. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все важнейшие свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-то внешних сверхъестественных сил. По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными «первичными» свойствами. К числу «вторичных» свойств тел Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают то или иное состояние тел. Материальные тела обладают также и движением — вращательным, поступательным и колебательным. Ученый замечал, однако, что учение об атомах вполне может быть сопряжено с религиозной верой в Бога-творца, «всемогущего двигателя мироздания». Ломоносов известен в науке как автор закона сохранения материи и движения в природном мире. Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу, что общее количество вещества при этом не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот вывод ученый распространил и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому». Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Окружающая человека природа и весь видимый мир находятся в непрестанном изменении и развитии. Планета Земля тоже никогда не была в ее нынешнем состоянии. Русский ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. По его убеждению, большое значение в научном познании играют гипотезы, которые стимулируют познавательный процесс. Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки и философии, философского образования в России. С его именем можно связывать становление в России философии естествознания. Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев (1749 — 1802 гг.) — писатель, философ и просветитель, один из основателей русской революционно-демократической традиции. В 1790 году он нелегально выпустил книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Характеризуя личность Радищева, его гражданскую смелость, Н.А.Бердяев называл его «первым интеллигентом в России». В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев подверг резкой критике систему крепостного права и самодержавия в России. Он называл крепостное право «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». «Порабощение человека является преступлением перед ним» — такова основная мысль автора книги. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, оно совершенно неэффективно и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически относился Радищев и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти. В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд «О человеке, о его смертности и бессмертии»). Он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе эволюции все более совершенные существа. Что касается человека, то он есть произведение природы, «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и Космосом. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучаствование»). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и тем самым человеческий род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общественного развития является, по мнению Радищева, человеческий разум в различных его проявлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и народные массы, и выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, располагая для этого всеми необходимыми предпосылками и данными. Вторая половина XVIII века знаменовалась творчеством большой группы просветителей — Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, П.С.Батурин, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин. Все они критически относились к самодержавию и крепостному праву, но не являлись сторонниками народной революции. Они полагали, что социальные преобразования в России произойдут с помощью просвещения народа и правящего класса, посредством совершенствования законодательства и введения более гуманного и справедливого правления. Просветители надеялись на образованного государя («философ на троне»), который смог бы на деле осуществить их идеи и проекты. В XVIII веке жил философ, поэт и музыкант, педагог Григорий Сковорода (1722 — 1794 гг.). В истории философии он известен как странствующий мыслитель Малороссии (ныне Украины), сторонник идеалов русского нестяжательства. Г.Сковорода написал ряд сочинений, в которых затрагивал вопросы религии, антропологии, этики и эстетики («Кольцо», «Алфавит, или Букварь мира» и др.). Наиболее чтимыми для Сковороды были такие великие древнегреческие философы, как Аристотель, Платон, Сократ. Если Ломоносов как ученый ориентировался на исследование «внешнего» мира (природы), то Сковорода обратил внимание на «внутренний» мир (душа, духовность человека, его мораль). XVIII век заметно укрепил позиции философии в духовной культуре российского общества. В это время активно происходил переход от средневекового (религиозного) к новоевропейскому (светскому) типу философского мышления. Это столетие дало имя и первого русского профессора философии. Им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы