Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.ФЕЙЕРБАХА
Критика философии Г.Гегеля получила довольно широкое распространение в Германии XIX столетия (И.Гете, Ф.Шеллинг, А.Гумбольт и др.). Ее предметом были умозрительность теоретической системы и ее мистический характер, претензии на роль абсолютной истины и другие недостатки. Наиболее последовательным отрицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 — 1872 гг.), последнего видного представителя немецкой классики. Его философия называется антропологическим материализмом, поскольку автор основным предметом своей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе «Сущность христианства». Ученый называл свое творчество «новой философией» и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, которого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Человек — это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии — это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на все знания о человеке. Фейербах критиковал Гегеля за то, что последний ставил Дух выше Природы, принижал ее. Он писал, что учение Гегеля по сути своей является рационализированным вариантом теологического учения, которое рассматривает мир как порождение абсолютного разума. «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии», — подчеркивал Фейербах. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионетка в руках абсолютной идеи. Критикуя систему Гегеля, Фейербах тем самым проповедовал натурализм, рассматривавший человека в качестве природно-биологи-ческого существа. По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и души. Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека — как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, — писал Фейербах, — не отрекаясь от разума» ( у Гегеля, напротив, материя — сущность «ничтожная», «неистинная»). Начиная с человека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека. Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения, Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла., Что касается самого антропологического принципа Фейербаха, то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное, раз и навсегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизменны во все времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) составляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть». К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, воспринимая ее как «сон человеческого разума». Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуждение, а проявление слабости и уязвимости человека перед природными и социальными силами. По убеждению философа, основой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабости человека. Религия — это выражение всех трудностей и страданий человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное («земное») происхождение. Религия зарождается, подчеркивал Фейербах, в самом человеке, в его сердце как воплощении всей чувственности. «Человек, — писал философ, — верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым....Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть». Религиозное чувство неискоренимо еще и потому, что оно имеет под собой прежде всего глубокие психологические корни: неудовлетворенные желания человека и переживания в связи с этим. «Образ Бога рождается с помощью силы воображения и фантазии на почве слабости человека» — подчеркивал Фейербах. Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенства. Религия является важным фрагментом духовной жизни человека, и она требует большой работы всех душевных сил — чувств и эмоций, фантазий, деятельности ума. Бог является идеалом и духовной опорой человека. Бог — это то, чем человек хочет быть, а место его рождения — страдания и фантазии, надежды человека, ситуация его отчуждения от природы и общества. По убеждению Фейербаха, религия представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) мира человеку. Такой подход философа вскрывал преимущественно психологические истоки религии, но к сожалению, останавливался перед глубоким анализом социальных и культурных ее причин и предпосылок. Л.Фейербах пытался разработать новую религию — религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не несет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это «ненадежная» любовь, поскольку она сопряжена с ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним. Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку, поскольку только человек человеку бог. По Фейербаху, любовь есть не эгоизм, а его преодоление. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всему, что не касается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь предполагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тяготение людей к людям. Любовь на деле — это альтруизм (бескорыстие), подлинное самоотречение во имя другого человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее любовь, подчеркивал философ. Фейербах надеялся на то, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Ведь ненависть — это орудие ломки и разрушения, а любовь является орудием для созидания, она должна явиться важнейшим принципом общественного устройства и утверждать такой порядок вещей, когда человек человеку станет подлинным Богом. Любовь призвана пронизывать все социальные связи: между детьми и родителями, мужчиной и женщиной, социальными группами. Особое значение должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще, подчеркивал философ. Характеризуя учение Фейербаха, критики философа отмечали, что подход к любви как к «чудотворцу» и универсальному рычагу для конструирования общественных отношений недооценивает конфликтность и даже драматизм реальной общественной жизни, нередкую беззащитность любви перед силами зла и ненависти. Вместе с тем, при всей наивности и утопичности рассуждений Фейербаха, его учение о любви, тем не менее, несет в себе значительный гуманистический потенциал, оно утверждает принцип «человек для человека», идею единства и солидарности всех людей. Философ подчеркивал: «Мое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злого». В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы: а) природа как исток и мир человека; б) психологические корни религии; в) любовь как этический принцип. Рассуждения на эти темы были интересными и в чём-то, безусловно, оригинальными. Однако Фейербах не сумел пойти далеко в развитии основ философского материализма: сказались длительные годы жизни в деревне в обособлении от активной научной и общественной деятельности. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всемирной истории. Отстаивая материализм «внизу» (в понимании природы), этот философ остался идеалистом «вверху» (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества). Немецкая классическая философия сыграла значительную роль в развитии философской мысли (в том числе и в России). Во-первых, в ней была наиболее систематично и последовательно изложена диалектика как теория развития и метод философского мышления, разработаны ее принципы, понятия и законы. Во-вторых, обстоятельному философскому осмыслению была подвергнута сфера духовного в различных ее проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), уделено особое внимание ее роли как весьма активного фактора жизни общества и всего исторического процесса. В-третьих, была подчеркнута активная, деятельная природа человека как субъекта познания и практики, способного создать разнообразный мир культуры. История общества предстала в немецкой классической философии как арена деятельности человека, единый и закономерный процесс смены состояний и эпох, отношений между людьми. Немецкая классика сумела достаточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. С призывом же к практическому изменению этого мира человеком выступили в последующем другие мыслители человечества.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1. Как вы думаете, в силу каких причин в немецкой классике широкое распространение получил философский идеализм? 2. В чем состоят предметное поле и специфические особенности немецкой классической философии? 3. Какое место в процессе познания мира И.Кант отводил рассудку и разуму? Какими способностями он их наделял? 4. В чем конкретно проявился диалектический характер философии Г.Гегеля? Какие понятия в ней применены? 5. Какое познавательное значение имеет антропологический материализм Л.Фейербаха?
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ 1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М.: Наука, 1973. 2. Волков Г.Н. Сова Минервы. — М.' Молодая гвардия, 1985. 3. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте > — М.: Наука, 1990. 4. Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Тт. 1 — 3. — М.: Мысль, 1974. 5. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. —М.: Мысль, 1986. 6. Дворцов А. Т. Гегель. — М.: Наука, 1972. 7. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. —М.: МГУ, 1988. 8. Любутин К.М. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. 9. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. 10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы