Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА



Сложнейшие умонастроения человека современной эпохи был* выражены в таком весьма влиятельном течении, как экзистенциализм («философия существования»). Это течение, во многом иррационального толка, получило широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30 — 60-е годы и проявилось как в рели­гиозной, так и в атеистической формах. Классиками экзистенци­альной философии XX столетия принято считать немецких фило­софов М.Хайдеггера и К.Ясперса, французских писателей Ж.П.Сар­тра, А.Камю, Г.Марселя. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М.Достоевского и философа Н.А.Бердяева. Основной темой экзистенциализма стало существо­вание человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманиз­ма, выражение глубоких социальных, политических и иных потря­сений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют «философией кризиса», которая выражает бытие одинокого челове­ка, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир.

Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией XX века) решительный поворот философии к теме человека, к ис­следованию его внутреннего, духовного мира в ситуации отчужде-нщ от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических со­стояний человека — скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называе­мой «пограничной ситуации» — на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. «Жизнь есть боль» — такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Чело­век одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С прихо­дом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

Экзистенциализм полагает, что внешний предметный мир пред­ставляет собой неподлинное существование, суету сует и повседнев­ность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину жизни. В таком социальном мире «Бог умер», и в нем уже нет прочного духовного стержня, на кото­рый можно было бы опереться. Идущие из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная «жажда ясности» сталкива­ются с «безмолвным неразумием мира». Понятие пограничной си­туации в экзистенциальной философии фиксирует трагический ха­рактер бытия человека в мире, лишенном разумного начала. Чело­век постоянно находится перед лицом смерти, и это делает его суще­ствование предельно обостренным и драматичным.

Для экзистенциализма характерна обращенность к негативным эмоционально-психологическим состояниям человека, что и выра­жено в понятии «экзистенция». Под экзистенцией («наличное созна­ние») в данном философском течении принято понимать духовный мир человека, который волею судьбы и обстоятельств оказался за­брошенным в бесчеловечный мир. Феномены экзистенции (скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяние, паника и т.п.) образуют трагическое мироощущение, или потрясенное сознание индивида. Поэтому для экзистенциализма характерно повышенное внимание к теме судьбы и смысла жизни человека, его смерти и бессмертия. (Сама экзистенция рассматривается как подлинное существование чело­века, переживание его бытия в мире, основная проблема философии. Отчуждение считается важнейшей характеристикой бытия человека в обществе. Поэтому первейшей задачей философии должен быть поиск выхода из «пограничной» ситуации и обретение человеком подлинного смысла своего существования. По сути дела, экзистен­циализм — это стремление распутать клубок острейших проблем (социальных, политических, нравственных и иных), которые воз­никли в первой половине XX столетия, самого противоречивого и жестокого за всю историю общества.

Экзистенциализму присуще обращение к средствам художест­венной литературы для осмысления условий существования челове­ка в мире, проблемы выбора им жизненного пути. Так, Альбер Камю (1913 — 1960 гг.) в своем романе «Чума» изобразил алжирский го­род Оран, на который в 194... году обрушилась чума. Жители горо­да в этой ситуации заняли разную позицию. Так, чиновники из го­родского муниципалитета долгое время замалчивали эту болезнь, которая между тем уносила все новые и новые человеческие жизни. Некоторые из представителей интеллигенции попытались покинуть умирающий город, оставив своих соотечественников на произвол судьбы. Напротив, доктор Риз занял активную позицию и сделал все от него зависящее для борьбы с чумой. В другом произведении — «Миф о Сизифе» — Камю использовал образ этого мифологическо­го персонажа для раскрытия абсурдности человеческого существо­вания, жизни без пользы и надежды. В наказание за свое коварство и хитрость Сизиф был обречен богами вечно вкатывать на высокую гору огромный камень. Едва достигнув вершины, этот камень выпа­дает из рук и вновь скатывается вниз, и снова повторяется тяжкий труд. Нечто подобное происходит и в жизни каждого отдельного человека, но Камю призвал увидеть в образе Сизифа символ жиз­ненного упорства и несгибаемости, страстного желания не поко­ряться своей судьбе. И только тогда обретенная свобода станет лучшей наградой за свою дерзость и мучительные усилия.

Важными понятиями в экзистенциализме являются также такие, как «абсурд», «экзистенция», а наряду с ними большую смысловую нагрузку несут понятия «самоубийство», «бунт» и «свобода». Экзи­стенциализм ведь представляет собой не только выражение абсурд­ности мира и его отчужденности для человека. В данном философ­ском течении содержится и напряженный поиск выхода из этой си­туации. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека пе­ред выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согла­ситься с абсурдом («конформизм»), либо не согласиться с ним («активизм»). Решение этой проблемы и должно быть основной за­дачей для философии.

Первая из обозначенных выше позиций на деле есть не что иное, как самоубийство, т.е. добровольное согласие с абсурдом, самоуничтожение. Это неизбежно ведет к духовной деградации и распаду личности, к духовной смерти и далее даже к физической гибели. По отношению к обществу это означает забвение индиви­дом общечеловеческих проблем, их игнорирование вопреки остроте и масштабности.

Вторая жизненная позиция на деле означает бунт, т.е. добро­вольный и активный протест против абсурда, неприятие его. Бунт является восстанием против абсурда, протестом человека против пороков существующего мира. Бунтовать означает жить, не поко­ряясь слепой судьбе, жить вопреки ее предначертаниям. «...Я от­рицаю самоубийство, — писал А.Камю, — жить означает не сми­ряться», — а смерть и есть примирение с абсурдом. С точки зрения экзистенциализма, бунт есть подлинный способ существования че­ловека в качестве человека. «Я бунтую, следовательно — я существую», — так кратко может быть сформулирована эта идея. Реаль­ная жизнь человека всегда протекает в настоящем, в круге проблем и забот повседневного существования. Неслучайно, что Камю в своем произведении «Миф о Сизифе» использовал в качестве эпи­графа двустишие древнегреческого поэта Пиндара: «Душа, не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать то, что воз­можно». Бунт — это восстание человека против собственного раб­ства. Бунт — это обретение чувства собственного достоинства и становление личности. Бунт — это зарождение человеческой сво­боды, преодоление отчуждения. Не отрекаться от себя, не стано­виться на колени, не смиряться со своей судьбой и не расставаться с надеждой — таким должно быть по-настоящему человеческое существование. Сущность человека как существа свободного обре­тается в ходе его активного существования, борьбы и поиска, а не наоборот.

С точки зрения экзистенциализма, свобода человека не дана из­вне, не сотворена. Она проистекает из глубинных структур его ду­ховного мира. В связи с этим Ж.П.Сартр писал: «Чтобы быть, чело­век должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не прихо­дит ничего такого, что бы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчай­ших деталей». Свобода человека фактически безгранична, посколь­ку неисчерпаем его многогранный духовный мир. Даже чувство страха — и то содержит в себе возможность свободы (С.Кьеркегор), поскольку мобилизует внутреннюю энергию человека. Свобода без­гранична еще и потому, что сам человек всегда незавершен как лич­ность. Он всегда пребывает в поиске и сам, отвечая за себя и за мир, устремлен в будущее.

Экзистенциализм — это интеллектуальная реакция на кризис гуманизма и острые социальные проблемы XX века. Позитивное значение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности человека, в его способность устроить социальный мир «по-человечески». Экзистенциализм — это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным этом течении является идея ответственности человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. «Быть в пути» — в этом состоит подлинное, хотя и нелегкое его призвание. Ни боль, н» страх, ни отчаяние не должны увести человека от ответственное перед Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь разумно. Возможно, именно в этом и будет состоять его основная миссия в грядущем XXI веке.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь