Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛИЗМА Г.ГЕГЕЛЯ
Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей были Платон, Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания — диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в истории философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве — диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Этот разум (Дух) есть бесконечная мощь и неисчерпаемое богатство, исток всего сущего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное и, безусловно, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В ходе саморазвития свободный по своей сути мировой разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного («бедного», простого) к конкретному («богатому», сложному), состоянию. Исходной «клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень. В теоретической системе Гегеля исходным является принцип тождества (совпадения, слияния) мышления, сознания и бытия. С точки зрения философа это означает, что весь существующий мир (природа, общество и человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Это могущественное духовное начало активно и деятельно. В ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно, — подчеркивал Гегель, — все разумное рано или поздно станет действительным» (существующим). Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рождение, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская система немецкого мыслителя состоит из трех частей: а) логика (развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»); б) философия природы (раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е. вещей и процессов); в) философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека). «Исток» и «тайна» всей гегелевской философии содержится в работе «Феноменология духа», а сама же теоретическая система мыслителя может быть охарактеризована как «перевернутый материализм». Первая часть системы Гегеля — логика (работа «Наука логики»), где изложен диалектический метод мышления и законы развита действительности, раскрыта природа протекающих в мире процес-1 сов. Первая часть книги включает в себя учение о бытии. Гегель рас-] сматривал бытие как некий зачаточный акт движения абсолютной идеи, как по сути дела чистое ничто. Но в ходе развития бытия про-1 исходит становление наличного бытия, т.е. чего-то ставшего, возникшего («Нечто»). Это бытие уже обретает качество и количество как определенные и взаимосвязанные характеристики. Наличное бытие являет собой единство конечного и бесконечного, поток изменений. Единство количества и качества есть мера, за пределам! которой происходит разрушение предмета и переход его в иное качественное состояние. Гегель считал развитие важнейшим принципом бытия, а сами логические категории у него также выводятся («вытекают») друг из друга. Все они как бы фиксируют узловое моменты «шествия» абсолютной идеи в мире, ее самодвижения. Гегель подчеркивал, что вместе с нарушением меры наступает скачок, т.е. переход предмета в нечто принципиально иное, еще не существовавшее. Развитие есть, таким образом, органичное единство постепенных (количественных) и скачкообразных, резких (качественных) изменений. Эта связь являет собой закон взаимно го перехода количественных и качественных изменений открытый Гегелем, он раскрывает внутренний механизм развития. По Гегелю, развитие всегда носит скачкообразный характер. Оно вбирает в себя взаимодействие и борьбу старого и нового, бытия и небытия. Философ иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды. В своем учении о бытии Гегель сформулировал и другой закон диалектики — отрицания отрицания. Суть отрицания состоит в закономерном и неумолимом преодолении старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Напротив, негативное отрицание означает гибель, смерть предмета или организма. По Гегелю, отрицание происходит в форме троичного ритма развития («триады»): тезис — антитезис — синтез. Эта схема фиксирует постоянный переход от низшего к высшему в природе и обществе, от анализа и синтеза в познавательной деятельности. Закон отрицания отрицания раскрывает, таким образом, общую направленность процесса развития и содержит в себе такие элементы, как преодоление старого и утверждение нового, преемственность в развитии посредством снятия (наследования) положительного содержания в старом, накопление прогрессивных признаков. Простейшим примером таких связей является, по Гегелю, развитие растения (ячменя, овса) из зерна. Сложные изменения происходят как бы по спирали, образ которой символизирует собой органичное единство круга («старое») и восхождения («новое»). Второй раздел гегелевской «Науки логики» включает учение о сущности и иных философских понятиях. В философии сущность — одно из важнейших ее понятий, обозначающее внутреннюю и устойчивую сторону предмета, исток и основу его существования. Напротив, явление — это внешнее проявление («обнаружение») сущности предмета. Гегель дал также развернутый анализ философского понятия «противоречие». Под противоречием он понимал внутреннюю связь и взаимодействие противоположных начал. Единство и взаимодействие противоположностей является принципом всякого бытия, источником жизненности вещей, их движения и развития. В качестве наглядной модели противоречия немецкий философ брал магнит, в котором южный и северный полюса противостоят друг другу, но одновременно находятся в органическом единстве. Закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей раскрывает, таким образом, внутренний источник (импульс) развития. Этим источником и является противоречие как единство противоположных начал. По выражению Гегеля, оно есть «корень всякого движения и жизненности». Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах. Предмет движется и развивается постольку, поскольку противоположности воздействуют друг на друга, и это ведет в итоге к изменению свойств и структуры всего предмета. В этом смысле развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. В результате погибает либо одна из двух противоположностей, либо обе сразу (например, в ходе социального конфликта или в жизни отдельного человека). Этот закон является в диалектике ее сутью (ядром) и выполняет значительную познавательную и методологическую роль. Г.Гегель внес также большой вклад в осмысление ряда других философских категорий и законов. Так, он раскрывал смысл понятий «форма» и «содержание», выявлял их соотношение и взаимодействие. С помощью этих категорий философия вскрывает связи между внутренним и внешним в предметах. Отношения между содержанием и формой всегда многогранны и подвижны (гармония, несоответствие, конфликт). Гегель дал также толкование понятия «закон», которое раскрывает устойчивую, существенную и повторяющуюся связь между явлениями и предметами. «Царство» законов природы есть царство «устойчивого» и «спокойного», что обусловливает порядок и гармонию (стройность, упорядоченность) этого мира. Богатый смысл имеет и философская категория «действительность». Она выражает собой единство сущности и многообразия всего реально существующего. По убеждению Гегеля, действительность всегда одухотворена, разумна. Все в ней находится в непрестанном движении и развитии. Она являет собой плод прошлого и вместе с тем она несет в себе зародыш будущего, грядущего. В действительном (реальном) мире существуют также необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие, свобода и необходимость, другие процессы. Все эти и иные философские категории, раскрытые Гегелем, характеризуют бытие как единое, противоречивое и динамичное целое. Эти понятия как бы перетекают друг в друга и отражают вечно развивающуюся жизнь, «переходы» и «переливы» в ней. Третий раздел «Науки логики» содержит учение о понятии. По Гегелю, понятие содержит в себе все богатство бытия и сущности, оно кладет начало всякой жизни и всякой действительности. Немецкий философ наделял понятие (как и всю абсолютную идею) мистической силой, видя в нем нечто бесконечное и бессмертное. С помощью понятия логика как наука вскрывает единство общего, особенного и единичного в вещах, содержит истину о них. Именно в этом смысле понятие обладает огромной теоретической мощью, поскольку содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абстрактного (простейшего) к конкретному (полному знанию о предмете). Гегель писал, что «...мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний». Вторая часть гегелевской философской системы включает учение о природе (работа «Философия природы»). Будучи последовательным идеалистом, Гегель сознательно принижал роль окружающей природы, видя в ней нечто пассивное и мертвое, всего лишь «инобытие» (воплощение) мирового духа. Говоря о ее происхождении, немецкий философ отмечал, что абсолютная идея свободно «отпустила» себя в качестве природы. По сути дела, этот тезис Гегеля представляет собой рационализированный вариант богословского учения о творении мира из «ничего», на пустой почве. По убеждению Гегеля, в природе нет естественного физического процесса порождения, а есть всего лишь порождение в лоне (внутри) абсолютной идеи как истока и основы всего сущего. Развивается не природа как таковая, а лишь понятие о ней, идея природы. Понятие природы имеет три ступени развития: механика, физика и органика. Механика как ступень развертывания абсолютной идеи предполагает такие явления, как пространство и время, материя и движение, всемирное тяготение, движение небесных тел. По убеждению Гегеля, уделом природы является не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве присущего ей разнообразия, повторение раз и навсегда данных механических, физических и органических сочетаний. Эти сочетания представляют собой внешние, законченные и вневременные творения абсолютной идеи. Гегелевскую идею развития природы в пространстве, а не во времени Ф.Энгельс называл «бессмыслицей», которая высказывалась на фоне крупных открытий в науках того времени (геологии, физиологии и др.), предвосхитивших теорию эволюции материи и жизни 5 ней. Тем не менее, гегелевское учение о природе пронизано и позитивными идеями (противоречивость, причинно-следственные: вязи, взаимодействие всего со всем ). Второй ступенью раскрытия абсолютной идеи в форме природы является физика. Здесь Гегель вел речь о таких явлениях, как свет, земля и вода, звук, магнетизм, электричество. Они рассматривались им с позиций идеализма. Например, звук, в представлении философа, это «жалоба идеального», теплота — «распад тел» и т.п. Органическая физика представляет собой третью ступень развертывания абсолютной идеи в форме природы. Гегель размышлял об истории Земли, о растительном и животном мирах, человеческом организме. По Гегелю, этот мир был порожден ударом «молнии жизни» в материю, и лишь затем уже он подвергся эволюции и качественным изменениям. Развитие органического мира происходит под воздействием каких-то мистических внутренних «тайных» сил, которые «дремлют» в каждом зародыше и проявляют себя при соответствующих условиях. Завершением развития всей природы Гегель считал возникновение Духа, посредством которого природа узнает саму себя. Философия Г.Гегеля весьма противоречива и непоследовательна. Это проявляется, в частности, в стремлении ее автора вывести природный мир за пределы диалектического анализа, применяя этот анализ преимущественно лишь к сфере духовного («мировой разум»). Немецкий философ писал, что в природе «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку». В ней имеет место лишь вечный круговорот и монотонное повторение уже имеющегося. По убеждению Гегеля, новое порождается только в сфере Духа. В таком подходе проявилась традиция Платона и его последователей воспринимать материю как нечто низшее и косное, а дух считать подлинным источником движения и творцом («демиургом») всего сущего. В этом смысле учение о природе было наиболее непоследовательной и слабой частью творчества Гегеля. Здесь немецкий философ оказался позади даже своего соотечественника И.Канта, который создал теорию возникновения и развития Солнечной системы из туманной массы. Положительной же стороной гегелевской натурфилософии является исследование глубоких и всесторонних связей и взаимодействий, существующих в природе. Третья часть гегелевской системы (работа «Феноменология духа») содержит учение о Духе. По Гегелю, Дух — это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она, покинув природу, развивается уже в форме самосознания человеческого рода (общественное сознание). Высшими проявлениями Духа немецкий мыслитель считал такие формы общественного сознания, как искусство, религия и философия. Последняя из них символизирует собой завершение движения абсолютной идеи, итог этого процесса. В учении о субъективном духе Гегель рассмотрел такие вопросы, как физиология человека, соотношение души и тела, отличие человека от животных, его нравственность и личностные качества. Им подчеркивалось, что важнейшим свойством духа (сознания) является свобода, состояние творчества. В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, государство, гражданское общество. Право было определено им как «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же — это внутренняя форма разумности, при которой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень индивидуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности он считал семью как важнейший институт гражданского общества. Само гражданское общество рассматривалось Гегелем как сфера проявления и взаимодействия частных интересов индивидов. В нем представлены также и интересы различных сословий с их духом корпоративности (земледельцы, чиновники и др.). Каждое сословие включено в систему разделения общественного труда и выполняет те или иные социальные функции. Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царство эгоизма, то государство — это сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сословий. Государство представляет собой, по выражению философа, «шествие бога в мире», воплощение его воли и разума. Весьма важное место в теоретической системе Г.Гегеля занимает его учение о развитии всемирной истории. По определению философа, история — это прогресс в сознании свободы, развитие Духа во времени. История не хаос и не цепь случайных событий, а воплощение необходимости, закономерности. Она представляет собой арену деятельности мирового духа, каждая ступень саморазвития которого есть эпоха. Гегель выделил важнейшие ступени мировой истории: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир. По убеждению философа, на Востоке (Китай, Индия, Персия) еще не существовало свободы индивида. Здесь был свободен лишь один — деспот — и поэтому духу этих народов присуще повиновение, покорность. В Греции и Риме уже свободны некоторые — граждане — и поэтому здесь появляется «прекрасная индивидуальность», в том числе и в лице «исторических личностей» (А.Македонский, Ю.Цезарь). Германский (христианский) мир воспринимался Гегелем как воплощение всеобщей свободы, которая исходит от христианской религии. Здесь история якобы достигает своей высшей точки и завершает себя. По мнению философа, Великая Французская революция — это самое крупное событие Нового времени, «прекрасный восход солнца». Гегелевская трактовка развития всемирной истории может быть определена как европоцентризм, поскольку здесь за европейскими народами признается некая особая роль, а все иные народы рассматриваются как якобы «неисторические», «дикие нации». В целом же всемирная история была рассмотрена Гегелем как целостный и закономерный процесс, хотя и протекающий под определяющим воздействием единственной причины духовного порядка — таинственного «мирового разума». В учении об абсолютном духе Гегель рассмотрел искусство, религию и философию как важнейшие формы общественного сознания. Искусство он определял как воплощение идеи в чувственном образе, органичное единство формы и содержания. Он высоко оценивал роль таких видов искусства, как скульптура и живопись, музыка и поэзия. Что касается религии, то основным в ней является образное представление о Боге. Наиболее совершенной религией немецкий философ считал христианство, называя его «религией откровения». Говоря о философии, Гегель определял ее как «очищенный» синтез религии и искусства, который дает в итоге рациональное знание. Задача философии состоит в том, чтобы вскрывать всеобщее в получаемых знаниях о мире. Она представляет собой «мыслящее рассмотрение предметов», которое опирается на весь духовный опыт человечества. Раскрывая место и роль творчества Г.Гегеля в истории философской мысли, следует выделить его метод (способ) философского исследования действительности и дать оценку его теоретической системы, т.е. развернутого учения об абсолютной идее и формах ее проявления в окружающем мире. Что касается метода философии Гегеля, то таковым является диалектика, в соответствии с которой мир рассматривается как единое, противоречивое и динамичное целое. Диалектические идеи пронизывают практически все творчество немецкого философа. Им было детально раскрыто «шествие» абсолютной идеи в мире, проанализированы все важнейшие законы и категории, которые выражают этот процесс. Диалектика является наиболее рациональным зерном философии Гегеля, но она носит идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи мира. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действительности. Теоретическая система Гегеля представляет собой, как это было показано выше, учение об абсолютной идее и формах ее проявления. Эта система носит характер всеохватывающего учения, которое опирается на данные широкого комплекса наук. Гегель не только продолжил «линию Платона» в истории философии (идеализм), но и придал ей характер самостоятельного и своеобразного типа философского миросозерцания и миропонимания. Между методом и системой Гегеля существует очевидное противоречие. Диалектический, по сути своей антидогматический метод никак не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного, законченного и потому догматичного знания. Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, и это придавало его философии консервативный характер с претензией на роль абсолютной истины. Очевидным проявлением этого противоречия является, например, убежденность философа в том, что природа не развивается во времени, а всего лишь разнообразит свои формы в пространстве. Имеется и немало других моментов, указывающих на противоречивость и непоследовательность взглядов немецкого философа. Философия Г.Гегеля оказала значительное влияние на развитие общественной мысли, становление философии как системы знания. Она породила своих многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государственной философией. Наиболее полный и объективный анализ гегелевской философии был сделан в работах К.Маркса и Ф.Энгельса. Они сумели, прежде всего, извлечь, «очистить» и сохранить диалектику как метод философствования. Она стала «душой» марксизма как теории единства и развития мира, познания и революционного преобразования общества.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы