Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВАЖНЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА (ПЕРИОД КЛАССИКИ)
XIX столетие занимает особое место в истории русской духовности. Его по праву принято называть «золотым веком» русской философии — по богатству ярких имен и содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха русского универсализма (многообразия), когда произошел крупнейший раскол в общественной мысли, а отечественной философии были присущи напряженнейшие духовные и социальные искания. Философия этого времени становится, как никогда ранее, социально окрашенной, в ней познание мира органично сочетается с энергичной установкой на практическое его преобразование. Н.А.Бердяев отмечал, что «...русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе». СЛ.Франк тоже замечал, что философия истории и социальная философия — «главные темы» в русской философии. Еще одна особенность этого столетия состояла в том, что здесь философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы, в ее лоне. Философия и литература XIX века — это две формы духовности, образовавшие в прошлом столетии не имеющий аналогов оригинальный и нерасторжимый синтез*. Период классики в развитии русской философии начинается с 20-х годов XIX века и завершается к началу XX столетия («серебряный век» русской духовной культуры). Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. Философия того времени развивалась как под влиянием внешних источников (французское Просвещение, немецкая классика), так и в силу обстоятельств сугубо национального характера (острота социального вопроса в стране, особенности политического режима, влияние православия и др.). Классический период являет собой большое многообразие течений, школ и учений, объединенных преимущественно вокруг проблемы выбора Россией общественного идеала, путей и форм дальнейшего развития общества. В целом же в богатом философском потоке XIX века можно выделить два полюса: «философию тотальности» и «философию индивидуальности». Первая из них была ориентирована на идеи и ценности коллективизма, религиозной соборности и государственности. Вторая, напротив, подчеркивала первенство свободы и интересов человека над интересами целого (коллектив, государство). Взаимодействие и пересечение этих двух полюсов в немалой степени обусловили содержательность и остроту полемики в философской мысли XIX столетия. Творчество П.Я.Чаадаева (1794 — 1856 гг.) положило начало русской классической философии. В своих «Философических письмах» он одним из первых в прошлом столетии поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, осмысливая эти проблемы с позиций религиозной философии. В первых своих письмах Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике и культуре. Он с сожалением и пессимизмом писал о том, что Россия якобы «заблудилась на Земле» и осталась в стороне от «общего движения», от «храмины современной цивилизации» в лице Европы. Чаадаев утверждал, что в крови россиян есть нечто враждебное истинному прогрессу и поэтому «ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины». «Стоя как бы вне времени, — размышлял философ, — мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода и оказались в тупике истории, не создав своей цивилизации». «Мы живем, — писал Чаадаев, — без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя». Позже Чаадаев стал критически относиться к западной цивилизации. Он выделял в ней такие пороки, как эгоцентризм, враждебность частных интересов друг другу, жизнь по расчету. Чаадаев «обнаружил» достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Более того, у него постепенно формируется убежденность в способности России выполнить особую («мессианскую») роль и в ее призвании в мире «дать миру какой-нибудь важный урок» и разрешить наиболее острые проблемы человечества. Чаадаев подчеркивал, что «...мы слишком мало походим на остальной мир, чтобы с успехом подвигаться по одной с ними дороге». Бог сотворил нас великими, и мы поэтому не можем позволить себе быть эгоистами. (В связи с этими словами философа Н.А.Бердяев заметил, что Чаадаев здесь говорит о «потенциальности, непроявленности русского народа».) Взгляды Чаадаева оказались внутренне противоречивыми, «двуглавыми» и поэтому они подвергались критике с различных сторон. Этот мыслитель символизирует собой Россию как страну, которая волею судьбы оказалась на перепутье двух потоков мировой истории и культуры и поэтому всегда пребывает в напряженном состоянии поиска и выбора. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX века и возникновению в ней в 30 — 40-х годах двух противоположных течений — славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемики состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути общечеловеческого (единого для всех) прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или же у нее должен быть свой особый (самобытный) путь развития. (Ф.М. Достоевский замечал, что у всех нас две родины — Россия и Европа, и в силу этого так остро стоит в нашей философии вопрос о соотношении отечественного и привнесенного, национального и общечеловеческого.) Славянофилы (братья И.С. и К.С.Аксаковы, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин) были выразителями «женского» (чувственно-эмоционального) начала в русском национальном самосознании. Для славянофильства как мировоззрения свойственна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Здесь господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. В этом мире все продается и все покупается, включая и самого человека. Философское мировоззрение славянофилов было ориентировано на православие, которое рассматривалось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. По выражению русского философа В.С.Соловьева, славянофилы хотели «России Христа». Они полагали, что формой государственного устройства в ней должна быть монархия, якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Крепостное право должно быть отменено, а развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землепользования, которое исторически присуще россиянам. Славянофилы считали, что социальной ячейкой русского общества должна стать патриархальная семья, они идеализировали допетровскую Русь, где мораль и традиции народа еще не были разрушены «тлетворным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. В рамках этого мировоззрения выделялась идея соборности, которая рассматривалась как выражение коллективистского духа русских людей, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность на деле означает собирание, соединение всех сил общества ради общего дела и на основе веры в Бога. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ («народ-богоносец», по определению Ф.М.Достоевского), призванный выполнить особую миссию. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия коллективизма, религиозно окрашенного. Это философия, опирающаяся на самобытность России, ее историческое и культурное своеобразие. Одним из основателей и идеологов славянофильства был философ и публицист И.В.Киреевский (1806 — 1856 гг.). Будучи человеком глубоко религиозным, он верил в великое предназначение России. Придет время — считал Киреевский — и наступит черед России, которая овладеет всеми сторонами европейского просвещения и станет «духовным вождем» Европы. Главным достоинством русского ума и характера является его цельность, гармоничное единство души и тела, ума и сердца, любви и совести, стремления к истине и справедливости. По убеждению Киреевского, современное православие способно «согласить веру и разум», преодолеть пустоту между ними, связать воедино «истину естественную» и «истину духовную» и сделать человека «внутренне устроенным». Западноевропейский рационализм, напротив, уродует человеческую душу и делает ее односторонней и раздвоенной, лишь «внешне устроенной». Неудивительно, что и общественная жизнь на Западе раздвоена на противоположные начала: дух и наука, классы и семья, государство и индивид. Задача последующего развития России состоит в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и гармоничное развитие. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям: любви к церкви и государству, к своему народу. Государство призвано обеспечить «жизнь земную», а церковь — «жизнь небесную, вечную». Основная цель православной церкви состоит в том, чтобы утвердить святость и незыблемость высоких нравственных истин, которые содержатся в православии. Другой видный представитель славянофильства, К.С. Аксаков (1817 — 1860 гг.) подчеркивал патриархальность и общинность русского народа. По его убеждению, русское государство сформировалось не путем навязывания извне, а с согласия самого народа. Русский народ пронизан духом «христианской гуманности», в нем более всего развиты общечеловеческие принципы. Это — «неполитический» народ, ему не свойственен раздел на враждующие классы и партии, а правовые начала в нем не развиты. Крестьянская община является воплощением естественного образа жизни славян, которые не испорчены влиянием западной цивилизации. Русские люди религиозны, скромны и справедливы, во всем стараются исходить из общих интересов. Все свои достижения и удачи они неизменно связывают с волей Божьей. В идеале в России «наверху» должна быть монархия, а «внизу» — земства. Аксаков подчеркивал, что Россия — это совершенно самобытная и непохожая на европейские государства страна. «Очень ошибутся те — писал он, — которые вздумают прилагать к ней " европейские воззрения" и на их основании судить о России». Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П. Огарев), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники — это выразители «мужского» (рационального) начала в русском национальном самосознании. Они активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному (капиталистическому) пути. В этом смысле они являлись как бы «агентами Запада» в русской культуре. Идеалами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Они очень высоко оценивали деятельность Петра Великого, считая его реформы прогрессивными. Как правило, западники последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и в церкви тормоз общественного прогресса. Они давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества. По их убеждению, основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. С точки зрения западников, человек европейского типа вправе быть свободным от предрассудков и обладать личной независимостью («не петь в общем хоре»). Ему доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и осваивать общественные отношения. Европейский человек как идеал западников должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Он любит красоту и ценит женщин, которые являют собой воплощение гармонии, обаяния и красоты. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на светский образ жизни. Само по себе оно было неоднородным: леворадикальное (А.И. Герцен, В.Г.Белинский) и просветительское, реформистское (В.П.Боткин, Т.Н.Грановский) Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания во всем. Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен (1812 — 1870 гг.), «Вольтер XIX века», писатель, мыслитель и общественный деятель. Его мировоззрение формировалось под влиянием творчества А.Сен-Симона, Л.Фейербаха и И.Гете, а в диалектике Г.Гегеля он видел «алгебру революции». Философию Герцен рассматривал как орудие для воплощения на практике идеалов социальной справедливости. В ряде своих крупных работ («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», мемуары «Былое и думы») он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбы России. На историю ученый смотрел как на закономерный процесс неуклонного освобождения человеческой личности от различных форм рабства и перехода в состояние свободы. История — это свободное и необходимое дело человека, сочетание стихийного и сознательного. Герцен был убежден, что человек вправе обладать «самодержавной независимостью» и поэтому подчинение его обществу есть своего рода жертвоприношение. В своем развитии Россия прошла сквозь дикое варварство и грубое невежество, через чужеземное владычество и деспотизм собственного государства. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно и поэтому остается лишь надеяться на лучшее будущее. Основным смыслом всей своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества. В этих целях он разработал концепцию крестьянского социализма. Герцен считал, что сельская община («мир») с ее здоровой трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Он выдвинул формулу: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя, Россия очень сильно отстала от Запада. Однако русский человек все же сохранил в себе свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен прежде всего в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, общего быта. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями. Но, с другой стороны, индивид ведь и подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации — политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. народными массами. Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения. Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимы «построяющие идеи» и развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри... Наша сила, — писал Герцен, — в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности». Герцен подчеркивал необходимость союза философии и естествознания, соединения знания с народными массами. По его убеждению, «...философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии». Если же этого союза нет, то философия погрязнет в абстракциях, а положительные науки утонут в бездне фактов. К западничеству принадлежал также литературный критик В.Г.Белинский (1811 — 1848 гг.). Он полагал, что первейшей для России задачей является избавление от крепостного права и осуществление в стране демократических реформ. Белинский критиковал славянофильство за идеализацию в нем патриархальной России. Он был известен также и своей последовательно атеистической позицией. «...В словах бог и религия, — писал он, — вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Представляют интерес статьи Белинского об истории русской литературы, о специфике познания в искусстве, его месте и роли в культуре общества. Следует заметить, что славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Вот почему ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить, сложную и многогранную «русскую душу». Со временем эти течения стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям, но проблема выбора исторического пути для России неизменно сохраняла и сохраняет свою актуальность, в том числе и в наше время. Ряда базовых идей западничества придерживался Н.Г. Чернышевский (1828 — 1889 гг.), символизирующий собой русское просветительство середины XIX века. Чернышевский — это философ-материалист, разносторонний ученый и писатель. Он был самой крупной фигурой среди представителей русского материализма 60-х годов прошлого столетия (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.В.Шел-гунов). Работая в журнале «Современник», Чернышевский активно пропагандировал общедемократические и социалистические идеи. В творчестве Чернышевского особое место занимает его антропологический материализм, продолживший учения ряда мыслителей XVIII — XIX вв. (прежде всего — Л.Фейербаха). В своей статье «Антропологический принцип в философии» русский ученый подчеркивал, что человек является цельным существом и, будучи продуктом эволюции природы, он должен исследоваться прежде всего средствами естественных наук. Суть антропологического принципа в философии состоит в том, чтобы на человека, говоря словами Чернышевского, « смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, ...чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно или...рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом». Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой прежде всего природное существо, а целью всех его жизненных устремлений выступает получение наслаждения. Добро — это то, что приносит долговременную и прочную пользу, удовольствие для организма человека. Основным же качеством человека является эгоизм, ориентация на собственные интересы и выгоду («Человек любит прежде всего самого себя», — подчеркивал мыслитель). Отталкиваясь от этой идеи, Чернышевский разработал теорию «разумного эгоизма». Он подчеркивал, что разум должен иметь первенство над волей, приводить поступки человека в соответствие с актуальными потребностями общества и всего человечества. Разумный эгоизм — это соединение собственного блага с благом других людей, нацеленность на изменение общественных отношений в соответствии с принципами разумности и справедливости. Счастье человека возможно, но лишь в условиях разумно устроенного, гуманного общества. Эти идеи Чернышевский изложил в своем знаменитом романе «Что делать? » на примере образов русских революционеров, которых рассматривал как «новых людей» из Завтра. Чернышевский был приверженцем философского материализма. Он рассматривал психику человека в единстве с его физиологией. Как и Ч.Дарвин, русский ученый отстаивал идею эволюции и усложнения органического мира на нашей планете. Чернышевский внес определенный вклад в теорию искусства (работа «Эстетические отношения искусства к действительности»). Целью искусства, по его убеждению, является воспроизведение красоты, а подлинная красота это ведь и есть наша жизнь, взятая во всем ее единстве и многообразии. Развивая теорию социальной философии, Чернышевский стремился отыскать экономические предпосылки классовой борьбы в различных интересах и потребностях людей. Русский мыслитель был сторонником идеи крестьянской революции Он видел в ней самый радикальный способ решения острейших проблем России (прежде всего — крестьянского вопроса) с помощью движения самих народных масс На смену крепостному праву должен прийти строй производственно-сельскохозяйственных ассоциаций (товариществ). Вообще, в истории действует, по убеждению Чернышевского, закон нарастания прогресса, где роль основного двигателя играет знание. Решающее значение в истории имеет революция как способ коренного изменения всего общественного строя. Русские марксисты высоко оценивали творчество Чернышевского, подчеркивая, что он вплотную подошел к теории научного социализма. От его творчества веет, по определению В.И.Ленина, «духом классовой борьбы». К.Маркс, по его словам, специально изучил русский язык для того, чтобы читать труды Чернышевского в подлиннике. Заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х годов XIX века было народничество как политическое движение и мировоззрение, основанное на идее крестьянского социализма. Народничество — типичное проявление русского радикализма («революционаризм», «богоборчество»), восходящее своими корнями к Радищеву, декабристам и Белинскому. «Люди так глупы, — заметил как-то Белинский, — что их насильно надо вести к счастью». Народничество можно определить как субъективизм в теории, доходящий до волюнтаризма на практике. Народникам была присуща прочная вера в особый путь развития России, в ведущую роль прогрессивных идей и субъективного фактора в истории. В этом течении можно выделить три ветви, представленные известными мыслителями: анархистскую (М.А.Бакунин), пропагандистскую (Н.Л.Лавров) и заговорщическую (П.Н.Ткачев). М.А.Бакунин (1814 — 1876 гг.) был одним из виднейших теоретиков анархизма (работа «Государственность и анархия»), активным противником марксистского учения о государстве и профессиональным революционером. С точки зрения Бакунина, вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным же угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражение насилия и корпоративного эгоизма чиновников, царство бездушия. Осуществлять господство над людьми помогают также религия («коллективное сумасшествие») и церковь как разновидность «небесного кабака». Бог — это фикция, которая ограничивает свободу индивида. «Если есть Бог, то человек — раб» — подчеркивал Бакунин. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, требуется прежде всего «взорвать» государство, «упразднить» его и исключить принцип власти из жизни общества. По убеждению Бакунина, государство должно быть уничтожено на следующий же день после революции, иначе она погибнет. Философ был уверен, что русский мужик всегда готов к революции, поскольку он, дескать, бунтарь и социалист по своей природе. В связи с этим революционерам следует непременно идти в народ и звать его к бунту. На месте государства должна возникнуть «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, основанных на принципах самоуправления. Бакунизм, таким образом, это бунтарство как метод преобразования общественных отношений, а бунт для Бакунина — это основной способ самоопределения человека в обществе. Позднее, на рубеже XIX — XX вв. теория анархизма получила свое развитие в творчестве философа, историка и географа П.А.Кропоткина (1842 — 1921 гг.). Он обосновывал идею безгосударственного коммунизма, который якобы можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе революции. Грядущее общество станет федерацией свободных производственных общин (коммун), где каждый человек получит все необходимые условия для своего развития и инициативы. Анархо-коммунизм явится «счастливым концом истории», где отношения между людьми будут основываться на принципах солидарности, взаимопомощи и справедливости. Здесь сполна проявит себя «закон взаимной помощи», который якобы действует не только в природе, но и в рамках всей истории человечества. В отличие от жесткой борьбы за существование, взаимная помощь людей сделает общественную жизнь прочной и многогранной. П.Л.Лавров (1823 — 1900 гг.) был не только революционером, но и известным философом своего времени. В целях подготовки революции он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа, идти в народ, слиться с ним и разбудить его. По убеждению Лаврова, главной движущей силой исторического процесса является передовая интеллигенция, или критически мыслящие личности. Лишь она способна сформулировать убедительный социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды, т.е. активного внедрения идей в общественное сознание. Интеллигенция призвана помочь народу уяснить его подлинные потребности и цели, способы их достижения. Революция не может быть вызвана искусственно — она должна постепенно вызреть в недрах общественной жизни. Напротив, П.Н.Ткачев (1844 — 1885 гг.) был убежден в том, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в обществе не сформировались капиталистические отношения. По убеждению Ткачева, сам народ не способен сделать это, поскольку он находится во власти рабской психологии и излишне терпелив. Он в состоянии пойти лишь на бунт и слепое разрушение старых порядков. Поэтому революцию призвано осуществить «революционное меньшинство», захватив политическую власть с помощью организованной «партии действия». В середине 80-х годов прошлого столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Наиболее глубокие и всесторонне обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом. Проникновение идей революционного марксизма с Запада и его укоренение на русской почве началось в 70-е — 80-е годы XIX века. Активизация этого процесса была связана с деятельностью группы «Освобождение труда», созданной русскими эмигрантами в Женеве ( Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, В.И. Засулич ). В отличие от народников, русские марксисты не ставили задачу воспрепятствовать развитию капитализма в России. Напротив, в рамках новых общественных отношений они стремились найти ту социальную силу, с помощью которой можно было бы осуществить революцию. Такую силу, вслед за Марксом, они видели в пролетариате, классе промышленных рабочих, который стал быстро развиваться после отмены в стране в 1861 году крепостного права. Марксисты считали, что следует идти не к крестьянству, а к рабочим на фабрики и заводы, развивать у пролетариев классовое самосознание. Они стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Русские марксисты полагали, что объективные социально-экономические процессы (развитие капитализма, имущественное расслоение и обострение социальных противоречий) создадут все необходимые предпосылки для социалистической революции. Они были решительными критиками идеологии народничества, считая социалистические проекты сторонников этого направления излишне эмоционально окрашенными, нигилистич-ными и утопическими. Распространение марксистской теории в России принято связывать с именем Г.В.Плеханова (1856 — 1918 гг.), крупного теоретика марксизма и публициста, общественного деятеля. Его творчество (работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «Наши разногласия» и др.) охватило широкий круг вопросов: критика идеологии и практики народничества, история мировой общественной мысли, философия истории, эстетика. В работах Плеханова содержатся рассуждения о соотношении политики и экономики в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, о формах общественного сознания. Его произведения популярны и полемичны, написаны живым языком. Вызывает к себе большое уважение и сама личность Плеханова. Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин (1870 — 1924 гг.), мыслитель и революционер, основатель Советского государства, автор огромного теоретического наследия. Его первые литературные труды появились в 90-е годы и были посвящены анализу социально-экономических аспектов быстро развивавшегося в России капитализма. Вслед за Марксом и Плехановым Ленин увидел в пролетариате ту социальную силу, которая способна (в союзе с беднейшим крестьянством) осуществить социалистическую революцию в стране. Необходимым условием ее подготовки и проведения Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочих. Благодаря Ленину теория социалистической революции стала в русском марксизме, по сути дела, основной составляющей его социальной философии. Все иные теоретические изыскания марксистов были как бы подчинены задаче обоснования необходимости революции и созидания в России нового типа общественных отношений — коммунистического общества. После 1903 года в русском марксизме произошел раскол на два крыла. Часть марксистов во главе с Г.В.Плехановым («меньшевики») избрала реформистский, эволюционный путь дальнейшего развития России. Другая часть («большевики») пошла за В.И.Лениным, предпочтя революционный, радикальный путь преобразования общества. Тем самым взяла верх ставка на пролетарскую идею и революционную волю как основные инструменты общественных преобразований со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом же в русском марксизме была проделана огромная работа по теоретическому осмыслению социальных проблем российского общества и поиску путей его преобразования. К числу важнейших философских трудов В.И.Ленина обычно относят «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.) и «Философские тетради» (1915 г.). В них содержится защита основных положений философии диалектического и исторического материализма, развитие диалектики и теории познания, истории философии, осмысление актуальных для того времени философских проблем естествознания. В первой из этих работ Ленин дал определение понятия «материя», которая была охарактеризована им как объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и данная ему в его ощущениях. Ленин отстаивал принцип партийности философии, считая, что наука должна быть поставлена на службу интересам классовой борьбы пролетариата. В творчестве Ленина получили развитие многие области научного и социально-философского знания: история, социология и теория политики, политическая экономия, право, этика и эстетика. Вся его колоссальная теоретическая деятельность была подчинена одной цели — созданию в России социалистического строя. «Философским завещанием» Ленина принято считать его небольшую публицистическую статью «О значении воинствующего материализма» (1922 г.). в которой он сформулировал программу развития философии в советском обществе, поставил вопрос о необходимости тесного союза философии и естествознания, просвещения трудящихся. Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в существовании ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление глубинных проблем мирового исторического процесса и места в нем России. К числу таких течений следует отнести философию права (Б.Н.Чичерин, С.А.Муромцев, М.М. Ковалевский), в рамках которого развивалась идеология либерализма, основанного на идее незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем философии права был философ, историк и правовед Б.Н.Чичерин (1828 — 1904 гг.). В своих произведениях («Философия права», «История политических учений») он разрабатывал теорию общественно-политической и правовой жизни. Основным в концепции Чичерина является понятие человеческой личности. По убеждению ученого, к каждому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству. Человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой «корень и определяющее начало» всех общественных отношений, их исходный принцип. Индивидуализм является краеугольным камнем всякого общественного устройства. С другой стороны, существует и государство как выражение «общего блага», творец законов и одновременно их защитник. Важной задачей и идеалом социально-политического развития общества должно быть гармоничное сочетание этих двух противоположных начал — личностного и государственного, индивидуальной свободы и общих для всех законов и иных правовых установлений. Чичерин развивал понятие права, под которым он понимал внешнюю свободу человека, ее норму. Человек сам является началом, источником своих действий и поэтому он есть, безусловно, свободное существо, а не орудие. Однако люди взаимодействуют, Приходят в столкновение друг с другом, и поэтому необходимо регулировать их отношения с помощью законов. Следовательно, свобода должна быть ограничена, иметь пределы. Правовые нормы определяют не только поле свободы человека, но и границы этого пространства. Чичерин рассмотрел различные правовые системы в истории человечества. По его убеждению, рабство и крепостничество — это противоестественный порядок вещей, поскольку он не соответствует разумно-свободной природе человека. Идеалом правового устройства является капитализм, где не только декларируются, но и на деле реализуются естественные права человека на собственность, на свободу слова, передвижения и иные. Самой приемлемой формой государственного устройства Чичерин считал конституционную монархию, где может быть в достаточной мере реализован принцип разделения государственной власти. Ученый разработал либеральную программу для России, ее перехода от крепостного состояния к свободе. В XIX веке значительное развитие получила русская философия истории. Представители этого течения ( Н.Я.Данилевский, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский ) раскрыли ряд проблем, касающихся не только отечественной, но и всемирной истории. Так, М.М.Ковалевский (1851 — 1916 гг.) в своих произведениях проследил историю экономического и социального развития Европы от древности и до наступления капитализма. Н.Я.Данилевский (1822 — 1885 гг.) в книге «Россия и Европа» изложил социологическую теорию обособленных друг от друга «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые постоянно находятся в борьбе друг с другом и внешней средой. Ученый выделял 11 цивилизаций (египетская, китайская, греческая, иранская и др.). В своем развитии они проходят естественные стадии возмужания, дряхления и гибели — в совокупности это занимает около 1500 лет. История есть процесс смены (в силу внутренних или же внешних предпосылок) культурно-исторических типов, в рамках которого (процесса) нет единой общечеловеческой линии прогресса. Исторически наиболее перспективным Данилевский находил «славянский тип», полнее всего представленный, по убеждению ученого, в русском народе и органично сочетающий в себе четыре формы культурного творчества: научной, правовой, религиозной и художественной. Реформы Петра Великого Данилевский считал в целом вредными для России, поскольку они оказали якобы лишь негативное воздействие на русскую национальную культуру. Ученый был убежден, что формирующейся русской цивилизации предстоит расцвет, и она со временем займет достойное место в мире |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы