Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
В советское время (1917 — 1991 гг.) философия развивалась под непосредственным влиянием политических институтов общества — коммунистической партии и государства. При отсутствии необходимых элементов демократии (свободы слова, политического выбора, многопартийности) философская мысль не имела достаточных возможностей для самостоятельного существования и со временем превратилась фактически в служанку политики Ее важнейшей функцией стало идеологическое обоснование необходимости и закономерности существования советского строя и раскрытие его якобы бесспорных преимуществ перед буржуазным образом жизни на Западе. Крайне негативное воздействие на развитие духовной культуры советского общества оказала высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Г.П.Федоров, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Между тем, многие из высланных философов создали за рубежом оригинальные учения и обрели там весьма широкую известность и авторитет. Уровень же философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось и на развитии иных форм духовной культуры. Со временем в Советском Союзе единственным философским течением стал марксизм, получивший статус официального учения и монопольное право на существование. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы основателей марксистского учения К.Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии. Однако уже в 20-е — 30-е годы произошло активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись яркие, неординарные личности (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский), а на смену им приходили люди, достоинство которых сводилось только к тому, что они стояли на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и позиций постепенно подменялись единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) философский журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а некоторые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. Борьба с философским идеализмом была возведена, по сути дела, в ранг государственной политики, а одним из приемов борьбы с инакомыслящими на «философском фронте» стало навешивание политических ярлыков («меньшевиствующий идеализм», «агентура троцкизма» и т.п.). В философии все больше утверждали свои позиции сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 году вышел в свет «Краткий очерк истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Несмотря на свою излишнюю упрощенность и схематизм, она тем не менее была объявлена пропагандой «вершиной» творческого марксизма и положена в основу научной методологии и преподавания философии в учебных заведениях. На практике же это на многие годы затормозило разномыслие в философии и иных общественных науках, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей научного знания (генетики, кибернетики и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина, а философы, стоявшие на иных мировоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Н.А.Карев, Г.Г.Шпет, А.Ф.Лосев и др.), были репрессированы, некоторые погибли в лагерях. После смерти Сталина в 1953 году и официального осуждения его культа (1956 г., XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это положительно сказалось на развитии отечественной философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить и «Философские науки». Была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах, открылись философские факультеты в ряде вузов страны, расширилась тематика исследований. Советские философы стали принимать участие в международных философских конгрессах. Следует заметить, что в советской философии заметное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, Т.И.Ойзерман. И.С.Нарский, В.Ф.Асмус и другие ученые. Проводились исследования в области логики (А.Ф.Лосев, М.М.Розенталь), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ко-вальзон), теории познания (П.В.Копнин) и теории человека (А.Н.Ле-онтьев, Л.С.Выготский, И.Т.Фролов), этики и эстетики (М.М.Бахтин, Л.М.Архангельский), культурологии (Э.С-Маркарян). Курс философии стал изучаться во всех вузах СССР. В 50-е — 60-е годы на волне «оттепели» появились яркие и оригинальные философы: Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Ли-фшиц, В.С.Библер. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты и оправдания) существовавшего в стране общественно-политического строя, осмысления практики «коммунистического строительства» и совершенствования «развитого социализма». Дух социальной критики в философии советского времени попросту не мог существовать. В 70-е — 80-е годы наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней существовал культ основоположников марксизма и цитирование официальных материалов КПСС, речей руководителей страны. Сохранялся жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельностью философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного фактически в разновидность религии. Советский период в истории отечественной философии в целом можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль была лишена самого важного условия для своего творческого существования — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В философии образовался значительный вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1. Под воздействием каких обстоятельств социального и культурного характера развивалась русская философская мысль? 2. Почему в русской философии на первом плане неизменно присутствует историософская и социальная проблематика? 3. Какой круг вопросов, касающихся бытия человека, традиционно входит в проблемное поле русской философии? 4. Какой период в развитии отечественной философии является наиболее богатым с точки зрения своего содержания? 5. В чем заключается национальное своеобразие русской философии и ее место в мировом историко-философском процессе?
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ 1. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. — М: Политиздат, 1990. 2. Бердяев П. А. Русская идея // Вопросы философии. — 1990. —№ 1. 3. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 — 1910 / Сост., ком-мент. Н.Казаковой; Предисл. ВШелохаева. — М. Молодая гвардия, 1991. 4. Галактионов А.А., Никандров Л Ф. Русская философия. IX — XIX вв.—Л.: ЛГУ, 1989. 5. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X — XVII веков — М.: Изд-во МГУ, 1990. 6. Емельянов Б.В., Новиков А.И Русская философия серебряного века: Курс лекций. —Екатеринбург' Изд-во Урал. ун-та, 1995. 7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии для гуманитарных вузов. —М.: Наука, 1995. 8. Исаев И. А, Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI—XXвв. — М.: Юристъ, 1995. 9. История России: Учебный словарь-справочник / Под общ. ред. В.Ф Блохина. —Брянск: Курсив, 1996. 10. Лосский И.О. История русской философии. — М.: Высшая школа., 1991. 11 Малинин В.А. История русского утопического социализма. Учеб. пособие. —М.. Высшая школа, 1977. 12. Новикова Л., Сиземская И. Парадигма русской философии истории//Свободная мысль. — 1995. —№ 5. 13. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия// Вопросы философии. — 1992. —№ 2. 14 Поляков Л. В. Философские идеи в культуре Древней Руси. Историко-философский очерк. — М.: Знание, 1988. 15 Русская философия: Словарь/Под общ. ред. М.А.Маслина. — М.. Республика, 1995. 16. Русская философская поэзия. Четыре столетия /Сост. А.И.Новиков. Отв. ред. А.Ф.Замалеев. — С.-Пб.: Наука, 1992. 17. Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып. 1, 2. Сост. А.Л.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г. Филонова. — М.: Изд-во «Книжная палата», 1993 — 1994. 18. Русский космизм. Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы