Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциальная вовлеченность
Методологический принцип экзистенциальной вовлеченности тесно связан в мысли В. Н. Лосского с сотериологичес-кой направленностью православного богословия. На основании анализа его работ можно выделить два аспекта данного принципа — отношения с Богом и межчеловеческие отношения. Мистическое богословие Восточной Церкви В. Н. Лос-ский определяет как «богословие экзистенциальное, вовлекающее всего человека, ставящее его на путь единения с Богом»60. Принцип экзистенциальной вовлеченности богословия следует из личностного характера отношений человека с Богом, предполагающего встречу, взаимную открытость61, всецелую вовлеченность, доверие, верность и самоотдачу человека: «Поскольку Бог открывается нам, вся наша мысль, — а вернее, все наше внутреннее устроение, наш conversation — должна отвечать и соответствовать этому факту, быть сообразной этому откровению, принимаемому верой»62. Это личностное отношение — отношение всецелой открытости и преданности человека личному Богу — составляет, согласно В. Н. Лосскому, условие истинного богопознания: «Этому личному Богу надо открыть себя, надо встретить Его, всецело Ему отдавшись. Только так и можно Его познать»63. Второй аспект принципа экзистенциальной вовлеченности богослова предполагает личностное отношение к другим людям, к ближним. Богословские построения и догматические движения на протяжении истории Церкви всегда были связаны не с абстрактными логико-онтологическими проблемами, а с актуальными для каждой конкретной культурно-исторической эпохи еретическими учениями. При этом актуальность богословского вопроса определяется его сотериологической значимостью для человека, живущего в данную эпоху. Таким образом, экзистенциальная вовлеченность в богословском понимании предполагается самой христианской установкой на жертвенное служение ближним и основана на любви к ним. Перед богословием во все времена стоит одна и та же цель: «служить в настоящую эпоху, сообразуясь с нуждами дня сегодняшнего, делу Церкви — спасению и обожению, к которому она не перестает призывать мир, согласуя всегда этот путь к нетварнои и вечной благодати с изменяющимися условиями исторических эпох мира тварного и временного»64. Поэтому, по мысли В. Н. Лосского, принцип экзистенциальной вовлеченности имеет всеобъемлющее значение — он характерен для святоотеческого богословия и должен также лежать в основе богословия современного. В. Н. Лосский выражает убежденность, что к сохранению догматического единства и защите православного учения от искажений призваны все верующие вне зависимости от их положения в Церкви. Мнение о том, что мирянам не следует заниматься догматикой по причине опасности впадения в ересь, он отвергает как «не имеющее никакого разумного основания, опровергнутое историей»65. Таким образом, богословский принцип экзистенциальной вовлеченности, предполагающий личную ответственность, распространяется на каждого члена Церкви: «Член Церкви, кем бы он ни был — епископом, клириком или мирянином, не может допускать ни тени ошибочности, релятивизма или двуличности в области веры. Если он замечает в каком-нибудь уголке земли два противоположных мнения, оспаривающих между собой достоинство истинного догмата Церкви, он не имеет права оставаться в безмятежном состоянии, ища оправдания собственному малодушию в «трансцендентном» и «невыразимом» свойстве Истины, или же перекладывать всю ответственность за единство Истины на плечи других — некоего будущего церковного Собора, епископов, или даже… докторов богословия»66. При этом В. Н. Лосский формулирует три условия, предохраняющие членов Церкви от впадения в ересь: соблюдение местной традиции, сохранение свободы Церкви по отношению к политическим, этническим, общественным и культурным вопросам, а также беспристрастие, исключающее праздное любопытство67. Развиваемая В. Н. Лосским мысль об экзистенциальной вовлеченности как одном из ключевых богословских методологических принципов получила в современном православном богословии широкое признание. К православным авторам, выделяющим данный богословский принцип, относятся, например, протоиерей Георгий Флоровский68, протопресвитер Иоанн Мей-ендорф69, архимандрит Софроний (Сахаров)70, протоиерей Михаил Дронов71, священник Георгий Завершинский72, С. А. Чур-санов73 и др. На экзистенциальную вовлеченность как на характерную черту православного богословия обращают заметное внимание и современные инославные авторы74. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы