Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общинность против индивидуализма в американской истории



Пуританский взгляд на общество, основанный на библейских принципах общинной жизни. Соединенные Штаты Америки, как и многие развитые страны мира, а также большинство развивающихся стран, прошли в своем развитии от простого общества к более сложному. Анализируя раннюю американскую историю, Роберт Беллах и его коллеги отмечают, что «большинство историков признают важную роль христианства в американской истории со времен первых переселенцев и до наших дней» (Беллах и др., 1985, с. 28). Как один из первых пуритан, высадившихся на североамериканском континенте, Джон Уинтроп (1588—1649) подчеркивает значение религии во времена первых переселенцев. Многие выдающиеся исследователи американской цивилизации от Коттона Матгера до Алексиса де Токвевилла воспринимали его как образец, символ становления американской культуры. Слова проповеди Уинтропа, сказанные на борту корабля в порту Салем, как раз перед высадкой в 1630 году, стали знаковыми в понимании американского образа жизни: «Мы должны приносить радость друг другу, входить в положение других, смеяться вместе, горевать вместе, разделять заботы и страдания, проявляя к своей общине не меньшее внимание, чем к собственному телу» (Беллах и др., 1985, с. 28).

И хотя пуритане чрезвычайно заботились о своем материальном благосостоянии и зачастую воспринимали его как знак Божьей милости, Беллах отмечает что «основой их успеха было не материальное благосостояние, а создание общины, которая давала возможность вести подлинно высоконравственную и духовную жизнь» (с. 29).

Расцвет индивидуализма. По мере того как американское и другие аналогичные ему общества проходили процесс обогащения, усложнения отношений, дифференцирования и секуляризации, все бó льшую роль начинал играть индивидуализм, превращаясь в характерную черту того времени. Американцы все меньше ориентировались на семью и общину, и превратились в индивидуалистов и мирских людей. Этому содействовали быстрые, всеобъемлющие изменения в общественной и религиозной жизни: переход от сельской жизни к городской, рабочего класса в средний и высший классы; переход от всеобщей религиозности к всеобщей утрате интереса к религии.

Социологи полагают, что радикальный индивидуализм современного американского общества (зачастую проявляющийся и в других странах, перенявших американский образ жизни), — это вполне оправданная реакция на узость и неразумное ограничение общественной жизни в прошлом. В конце концов, «современный индивидуализм возник в результате борьбы против монархической и аристократической власти, которую граждане считали угнетающей и деспотичной и стремились отстоять право на самостоятельное управление государством» (Беллах и др., 1985, с. 142). Тем не менее проблема современного индивидуализма заключается в том, что она, вынося на первый план достоинство и независимость отдельного человека, при этом уничижает значение духовных ценностей. Принимая во внимание эту опасность, Беллах замечает, что, «возможно, только гражданские и библейские формы индивидуализма, рассматривающие отдельную личность во взаимоотношениях с окружающим миром, обществом и традициями, поддерживают подлинную индивидуальность, оказывая благотворное влияние как на общественную, так и на личную жизнь человека» (с.143).

Изучая новые аспекты американской истории (в частности, процесс становления индивидуализма в противовес традиционному общинному укладу), ученые отмечали: «Порабощение негров происходило таким образом, что их африканское культурное наследие практически не оказывало ощутимого влияния на их семейную жизнь в Соединенных Штатах. Работорговцы на побережье Африки… не обращали никакого внимания на семейные узы» (Фрэзиер. «Черные семьи», с. 17).

Среди ученых, которые не разделяют основные положения концепции Фрэзиера относительно положения чернокожих семей в американском обществе, выделяется голос известного историка Герберта Г. Гутмана. Исследуя данные переписи в некоторых городах с 1880 по 1925 годы, Гутман обнаружил, что у большинства представителей черной расы, независимо от классовой принадлежности, была своя семья. Принимая во внимание архивные материалы времен работорговли, Гутман отмечает, что «в изучаемый период чернокожие американцы были почти все бедны… Но бедность не привела к разрушению традиционного семейного уклада… Собранные факты не подтверждают традиционных представлений о чернокожей семье из низших сословий. Она не распалась и после отмены рабства» (Гутман. 1976, с. 432, 433).

Работы выдающегося историка Джона Хоупа Франклина также созвучны выводам ученых, которые считают, что рабство, каким бы омерзительным оно ни было, не уменьшило значимости семьи для африканских рабов в Америке. И можно с уверенностью сказать, что попытки рабовладельцев хоть как-то повлиять на представления рабов о семье, не увенчались успехом (Франклин. «Черные семьи»).

История американской литературы о рабовладельческом строе изобилует фактами бегства рабов. И причины побегов были почти всегда одинаковы — попытки воссоединиться с родствениками, которые были проданы на другие плантации, или возвращение в места, где остались родственики. Таким образом, Франклин полагает, что «семья имела большое значение для общинного уклада жизни рабов еще и потому, что они были лишены какой бы то ни было арбитражной инстанции, в которую могли бы открыто обратиться. В мирной обстановке тесного семейного круга рабы могли взаимно поддерживать друг друга при жестоком обращении в условиях рабства» (с. 6). Франклин также соглашается с другими историками и социологами, ссылающимися на хорошо известные и имеющие достаточное количество документальных подтверждений события конца гражданской войны. «Эти факты говорят о том, что невольники, получившие свободу после окончания гражданской войны, разыскивали членов своей семьи, с которыми были разлучены работорговцами. Многие из них письменно обращались в бюро вольноотпущенных с просьбой оказать им помощь в розыске родствеников» (с. 6).

С учетом этого можно сделать вывод, что исторически у американского народа сложилась четкая ориентация на общинный уклад жизни, несмотря на довольно частое несовершенство юридических форм этого уклада. Верно, однако, и то, что в то же время американское общество неуклонно двигалось в направлении индивидуализма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь