Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общинность против индивидуализма в классических социальных теориях



Интеграция и социальная солидарность в человеческих сообществах. Французский социолог Эмиль Дюрхайм, сын иудейского раввина, входил в число самых выдающихся классиков социальных теорий девятнадцатого столетия. Дуркхайм всю свою жизнь искал ответ на «один основной вопрос: что является основой интеграции и социальной солидарности в человеческих сообществах» (Тернер. «Необходимость социологической теории», с. 251).

В сущности, его вопрос звучал так: что заставляет человека чувствовать принадлежность к общине или сообществу людей?

Большое влияние на исследования Дюрхайма оказали «господствующие взгляды на индивидуализм, которые распространились во второй половине девятнадцатого столетия». (Моррисон. «Формирование современной общественной мысли», с. 123). Подтверждением этому служит тот факт, что «во Франции концепция индивидуализма была полностью разработана еще до французской революции» (с. 124). Дюрхайм разработал типологию обществ, исходя из типа солидарности, характерной для данной общности людей. Один тип он назвал механической солидарностью, а другой — органической солидарностью. (Тернер. «Необходимость социологической теории», с. 253).

Термин «механическая солидарность» используется для описания тех обществ, в которых жизнь людей строилась на одинаковых ценностях, — большей частью религиозных. Для этих сообществ характерны взаимоотношения, которые развиваются на основе проявления солидарности (единства/сплоченности) между личностью и общиной. Эта солидарность основывалась на доминировании коллективного сознания, которое регулировало поведение отдельных членов общины, и требовало, чтобы оно соответствовало общепринятым стандартам (там же, с. 253, 254). В обществах такого типа отдельные личности имеют очень тесную взаимосвязь с общиной и среди них намного реже встречаются случаи самоубийства. В исследованиях Дюрхайма также отмечается, что общества, построенные на механической солидарности имели низкий уровень личной свободы, выбора и самостоятельности, что противоречит библейским идеалам.

С другой стороны, для более современных обществ, которые ближе к нашей действительности, Дюрхайм использует понятие органической солидарности. Такое общество характеризуется тем, что огромное количество его членов узко специализируется для выполнения особеных функций в самых разнообразных структурных элементах этого общества; роль коллективного сознания понижается и ослабевает, а индивидуализм приобретает наивысшую ценность. Для этого общества характерно сильное развитое чувство отчужденности, когда отдельный человек уже не ощущает тесной связи с общиной, и, следовательно, больше предрасположен к совершению самоубийства (с. 254). В сущности, люди теряют чувство принадлежности к общине как своей семье.

В свете этих исследований Дюрхайма перед нами встает вопрос: выбираем ли мы ценности Евангелия Иисуса Христа, которые в некоторых отношениях сходны с принципами механической солидарности; или мирской, индивидуалистический образ жизни, который основывается на чувстве эгоизма и сходен с принципами органической солидарности.

Заключение

Народ Соединенных Штатов Америки пережил недавно обостренное чувство единства как нации и принадлежности к одной семье. Появление общего врага (террора) привело американцев к осознанию себя как общности, объединенной общим ощущением опасности, исходящей от невидимого врага, а также тревогой за безопасность общества в целом.

Важно понять, что кроме необходимости национального единства как детей Божьих нас должны объединять общие ценности веры в Господа и доверие Его обещанию никогда не оставлять нас. Нам, христианам XXI века, необходимо вернуться к тому пониманию семьи, которое мы находим в Новом Завете, и донести его до наших церквей во всем мире. Невзирая на то, что мы не родственники по крови или по браку, нам необходимо сознавать свое родство, потому что все мы — дети Небесного Царя. Если Бог — наш Отец, то и братья и сестры друг другу. А это, дорогие братья и сестры, превосходит семью в ее обычном понимании.

Никто не должен чувствовать себя одиноким лишь потому, что не состоит в браке, тем более, если он является членом Божьей Церкви. Мы все одна семья — одинокие, женатые, разведенные, вдовствующие, живущие порознь, младенцы, дети, подростки, молодые люди и люди среднего и пожилого возраста, кем бы еще мы ни были. Бог создал нас для общения друг с другом. И как верно то, что Бог дал нам супружество, как идеал близких отношений, так верно и то, что мы, к сожалению, далеко ушли от этого идеала. Возможно, не все захотят вступать в брак, однако это совсем не обязательно для того, чтобы все могли в полной мере насладиться теплом того большего семейного очага, о котором так много сказано в Новом Завете и который особенно ценил Иисус Христос, живя на земле.

Иисус поддерживал тесные семейные отношения с Иосифом, Своим приемным отцом. У Него были теплые семейные отношения с Марфой, Марией и Лазарем в Вифании. Иисус считал своей семьей всех тех, кто приходил припасть к Нему, Источнику живой воды, когда Он странствовал по Галилее, Иудее и Самарии. Понятием семьи определяются отношения Иисуса с Иоанном, Его любимым учеником, которого Господь объявил названым братом, поручив ему заботу о Своей матери. Сегодня мы на примере Христа должны возрождать истинное понимание семьи в жизни наших верующих.

Призыв

Давайте же будем семьей в самом возвышенном понимании этого слова. Будем заботиться друг о друге, поддерживать, интересоваться ближними и молиться друг за друга. И тогда Божий мир, который превосходит наше понимание, наполнит наши сердца и мысли, и сохранит нас до пришествия Господа. И, что самое важное, ожидая пришествия Иисуса, давайте будем любить друг друга, как и Он возлюбил нас. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

 

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

СЕМЕЙНОГО СЛУЖЕНИЯ

Карен и Рон Флауэрз

 

Вступление

Семейное служение является служением благодати, которое основывается на библейском учении о семье и утверждает Божий идеал семейной жизни. В то же время оно несет на себе печать понимания той ущербности, которую испытывают в своей жизни как отдельные люди, так и институт брака в целом. Таким образом, семейное служение ставит своей целью всячески содействовать стремлению семьи достичь Божьего идеала, а также донести Благую весть о спасительной Божьей благодати и обетования возрастания, возможного через обитающего в нас Святого Духа («Церковное руководство Церкви АСД», 2000).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь