Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Христианский подход к различиям



Проявление греха. Отвлечемся на минуту от истории Бена и Кэти и признаем, как часто нам приходится иметь дело с подобными дилеммами. Повсюду вокруг нас мы можем наблюдать расколы и размежевания между народами, внутри народов и сообществ людей, а также между супругами и членами семей. Как христиане, мы различаем в этих разломах и разрывах присутствие греха. Греховность сердца человеческого породила огромные пропасти и многочисленные барьеры между людьми, основанные на мнимых различиях. В Послании к Галатам 3: 28 апостол Павел перечисляет три линии раскола, по которым люди разделились между собою, одна из которых — религиозная, этническая и культурная принадлежность, столь ярко проявлявшая себя в размежевании евреев и язычников в раннехристианской Церкви. Кроме того, Павел приводит еще один источник раскола, а именно политический, экономический и социальный статус. Социальное расслоение в его дни было особенно наглядным в том ужасном положении, в котором существовали рабы, вынужденные беспрекословно работать на своих хозяев. Третья крупная линия раскола, упомянутая Павлом, проходит между мужчинами и женщинами, то есть заключается в различиях между полами со всеми вытекающими последствиями. При желании, Павел мог бы расширить свой перечень за счет многих других различий, связанных с происхождением, возрастом, внешним видом, образованием и темпераментом тех или иных людей.

Как-то мы посмотрели детский фильм под называнием «Кукольник». В этом фильме две куклы, надетые на руки кукольника, с превеликим удовольствием играют друг с другом — до тех пор, пока не выясняется, что выглядят-то они, оказывается, по-разному. У одной на лице полоски, а у другой — крапинки. Обнаружив это отличие и удостоверившись в нем с помощью зеркала, Полоска пробурчала себе под нос, с подозрением поглядывая на Крапинку: «А ведь у нее нет полосок. Полоски только у меня. Значит, во мне есть что-то особенное. Наверное, мне не стоит больше иметь с ней дело». И чуть позже: «Она не такая, как я. Нужно за ней присматривать. Разве можно доверять людям, которые на тебя совсем не похожи! Они вполне могут оставить тебя в дураках. Мне точно нужно держаться от нее подальше». Куклы перестали друг с другом разговаривать, отгородились друг от дружки и повели войну с помощью угроз, устрашающих звуков и жестов и метательных снарядов. В конце концов одна, а за ней и другая кукла не на шутку испугались и стали просить кукольника помочь им в борьбе против ненавистного противника. На что кукольник ответил: «Да ведь я сам вас сделал и потому люблю вас обеих. И я не могу принять ни ту, ни другую сторону. В том-то все и дело, что вы — одно и то же… На самом деле вы — это часть меня! »4

Различия, преодоленные во Христе. Создатели фильма «Кукольник» помогают нам понять библейскую истину, согласно которой Бог сотворил всех людей «от одной крови» (Деян. 17: 26), а затем объединил их искупительным подвигом Христа. «Все вы одно во Христе Иисусе», говорит Павел (Гал. 3: 28). На кресте Христос совершил искупление за грех и разрушил барьер, отделявший людей от Бога, а также барьеры, разделявшие людей друг с другом (2 Кор. 5: 18, 19; Еф. 2: 16). Все соединены в Его распятом теле. Павел превозносил крест Христов как источник примирения. Для этого он использовал язык, который применим и по отношению к барьерам, существующим между мужчинами и женщинами, которые нередко возникают в браке и порождают борьбу за положение, роли и преимущества.

«Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф. 2: 15) — таков должен быть брак. Евангелие вводит противоядие — мир — от болезни греха. Оно привносит единство и единение туда, где их не было. Оно противостоит проклятию греха, омрачившему брак в Быт. 3 и воздвигшему барьер между мужем и женой. В этом «одном новом человеке» супружеская пара, призванная стать «одной плотью», способна превозмочь свои различия и познать единение, назначенное им Богом. Если между ними будет крест Христов, если их будет связывать Иисус, они смогут обрести подлинное эдемское блаженство. Благодаря Евангелию супруги смогут построить отношения, какими они должны были быть от начала.

На одном из семинаров, посвященных этим евангельским понятиям о браке, по окончании программы к Рону подошла женщина и, поскольку английский был ее вторым языком, просто вручила ему конверт. Внутри оказалась замечательная открытка, а на открытке — надпись, для нее, по всей видимости, весьма многозначительная: «Рожденный свободным». На развороте печатными буквами были выведены слова, которые заставили нас прослезиться: «Большое спасибо за этот семинар, — писала эта женщина. — Благодаря ему как будто камень свалился с моих плеч».

 

Различия в новом свете

Апостол призывает нас к жизни, в которой воплотится этот духовный опыт. Он пишет: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны», «стараясь сохранять единство духа в союзе мира», все возращайте «в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4: 1—3, 15). Когда Евангелие входит в нашу жизнь и Дух Божий изо дня в день наделяет нас Своими дарами, происходит интересный процесс. Наши супружеские отношения на пути к духовному единению во Христе проходят через несколько этапов.

Этот важный для нас процесс хорошо описан Уайтекером, который профессионально помогал супружеским парам смешать «две чуждые культуры». Когда супруги заново переоценивают свои различия и стараются посмотреть на них в позитивном свете, они «идут от осознания их к принятию, затем к уважительному к ним отношению, затем начинают получать от них удовольствие и, наконец, высоко ценить»5.

Е. Уайт о различиях. Елена Уайт подчеркивала, что верующим необходимо осознать, что тело Христово состоит из самых разных людей, обладающих разным жизненным опытом и понятиями:

«Мы настолько сильно различаемся по характеру, привычкам, образованию, что на одни и те же вещи мы смотрим по-разному. Мы по-разному судим. Наше понимание истины, наши идеи по поводу образа жизни не являются во всех отношениях одинаковыми. Не найдется и двух человек, чьи переживания были бы идентичны во всех деталях. У каждого свои испытания и трудности. Обязанности, которые одному кажутся легкими, для другого слишком тяжелы и обременительны» (Служители Евангелия, с. 473).

Елена Уайт понимала также, что различия неизбежны и в христианских семьях. Что верно для церкви, то верно, конечно же, и для маленькой ее ячейки — семьи. Помимо осознания и признания своеобразия в рамках христианского дома, члены семьи призваны уважать друг друга, «свято относиться к чувствам других и уважать их права». Вот что она говорит:

«Таков установленный Богом порядок, чтобы люди с разными характерами объединялись друг с другом. При этом каждый член семьи должен свято относиться к чувствам других и уважать их права. Такое поведение будет способствовать взаимной предупредительности и выдержке, пристрастные мнения смягчатся и грубые черты характера сгладятся. Согласие будет достигнуто, а сочетание разных характеров может стать преимуществом семейного круга» (Христианский дом, с. 427).

Следует отметить, что принятие различий и уважение к людям, чем-то от нас отличающимся, облегчает процесс христианского роста в семьях, ведомых Духом, где есть добрая воля по отношению друг к другу и где люди стараются жить жизнью, достойной призвания, в которое они призваны, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4: 1, 2). И хотя Бог простирает Свою любовь на грешников, охваченных самыми мрачными страстями, один из супругов не обязан принимать или уважать другого, если тот проявляет жестокость или демонстрирует патологическое поведение. Подобное поведение губительно для ближних, и все попытки проявить к нему внимание и уважение едва ли приведут к каким-то переменам или сближению, которых ищет заботливый супруг.

Различия — наше достояние. Осознание, принятие, уважение. Для супругов, стремящихся по-новому оценить свои различия, это воистину значительное достижение. Ну а как быть с удовольствием или даже высокой оценкой? Возможно ли это — найти источник наслаждения в наших различиях и дорожить ими как сокровищем?

Размышляя любви Божьей к нам и о дарах, которыми Он наделяет нас через Святого Духа, мы неоднократно приходили к мысли, что Бог назначил этим дарам приносить пользу не только в церкви как теле Христовом, но и в мельчайшей ее ячейке — каждой отдельной семье. Однажды к нам обратился пастор нашей общины с просьбой выступить перед собратьями с проповедью о супружеских отношениях. «Давай подготовим новую проповедь, которую мы с тобой уже обдумывали», — сказали мы друг другу. Рон взялся составить план и сделать общие наброски. В течение нескольких недель он то брался за дело, то снова бросал. Приближался назначенный срок, а работа над проповедью застопорилась. Наступил вечер пятницы, а у Рона был готов лишь общий конспект и прорисованы кое-какие идеи. Он просидел над проповедью еще несколько часов, а затем, отчаявшись, пошел немного поспать. Карен заняла его место у компьютера, открыла план, который он с горем пополам составил, и принялась писать…

Поднявшись еще до света, Рон увидел, что Карен спит, а на столе лежит готовая проповедь. И что это была за проповедь! Он взял со стола свежую рукопись и прочел от корки до корки. О такой проповеди он мог только мечтать! Она облекла в кровь и плоть тот план, который он оставил. Ему ничего не оставалось, как возблагодарить Бога за жену и за проповедь и сесть за ее изучение. Слезы навернулись у него на глаза, когда он вспомнил, как часто его удручала их непохожесть. И вот эта непохожесть превратилась в великую силу, проявившуюся в этом их совместном труде. В ту субботу, после проповеди, многие говорили нам, какое благословение для них было послушать о том, как достичь единения в семье. Осознание той пользы, которую мы вместе сумели принести людям, наполнило нас радостью и довольством.

Наши различия представляют собой бесценное достояние, которым мы можем успешно пользоваться в своей супружеской жизни. Уайтекер подмечает одну интересную вещь:

«Наши различия помогают нам развиваться. Способность участвовать в двустороннем процессе взаимного влияния крайне важна прежде всего для динамичных, а не статичных отношений. Воздействуя друг на друга, мы обогащаемся»6.

Эта идея «взаимного обогащения» весьма близка тому, что писала Елена Уайт:

«Такое поведение [людей с разными темпераментами, живущих одной семьей] будет способствовать взаимной предупредительности и выдержке, пристрастные мнения смягчатся, и грубые черты характера сгладятся. Согласие будет достигнуто, а сочетание разных характеров может стать преимуществом семейного круга» (Христианский дом, с. 247).

Божий порядок. Таким образом, мы видим, что наши различия как мужей и жен служат особой цели, и цель эта — наше христианское возрастание. Бог использует эти различия нам во благо, чтобы воспитывать в нас «взаимную предупредительность», «выдержку», смягчать пристрастные мнения и сглаживать «грубые черты характера». Мы должны понимать, что в том и состоит Его замысел, чтобы столь непохожие друг на друга люди жили вместе. «Таков установленный Богом порядок, чтобы люди с разными характерами объединялись друг с другом» (Христианский дом, с. 427). Порой нас одолевают сомнения, есть ли какой-то смысл, есть ли Божий замысел в том, чтобы мы жили вместе, но, оглянувшись назад, мы видим, какую пользу Он извлек из нашей разности. И разве это не причина для радости!

Мы оставили героев фильма «История о нас», когда несовместимость характеров заставила их разойтись. Бен и Кэти ждали окончания летнего лагеря, чтобы объявить своим детям о разводе. И вот этот день, наконец, настал. Они вместе отправились на машине в лагерь.

«Забрав детей и погрузив их рюкзаки и сумки в машину, Бен бросает на Кэти многозначительный взгляд и говорит с решительной ноткой в голосе: “Поехали домой”. Однако Кэти не идет следом за Беном к машине. Ее трогательный, проникновенный монолог служит поворотным моментом всего фильма, выводящим сюжетную линию на финишную прямую. Но слова ее говорят не о конце, они говорят о новом начале. “Мне кажется, домой мы всегда успеем”, говорит она, предлагая вместо этого отправиться в любимый ресторанчик их семьи. Бен сбит с толку. Они об этом не договаривались. Может быть, она хочет снова отложить разговор с детьми о разводе?

Нет, она хочет поехать в ресторан, потому что они “одна семья”. У них за плечами немало прожитых вместе лет. Они изучили друг друга до мельчайших подробностей, они могут по выражению глаз, по жесту определить, у кого какое настроение. Они находят утешение и покой в заведенном порядке, в маленьких, приятных мелочах, которыми наполнена их семейная жизнь. “Чтобы овладеть этим танцем, нужно время, много времени, — говорит она. — Это трудно, гораздо труднее, чем я думала, но оно стоит того, и мы ни в коем случае не должны опускать руки! ” У них слишком много общего за спиной, и все это будет потеряно, если она выйдет замуж за другого человека. Они вложили слишком много любви и труда в своих замечательных детей, чтобы теперь все это разрушить.

Она говорит со слезами на глазах, что поняла, наконец: совершенных людей не бывает. Всем супружеским парам приходится как-то мириться со своей непохожестью. Она признает, что тоже виновата в их разрыве, и дает обещание попробовать измениться к лучшему. “Я хочу поехать в ресторан, — говорит она с уверенностью, — потому что люблю тебя”.

В конце концов их ощущение себя единым целым берет верх. Это переживание помогает Бену и Кэти честно посмотреть друг другу в глаза и понять, что их непохожесть в темпераменте, чертах характера или привычках делает их брак чем-то замечательным — благословением, которое они никогда не смогли бы обрести по одиночке»7.

 

Заключение

Христианские пары знают, что именно присутствие в их среде Третьей Личности Божества скрепляет их брак и не дает ему распасться. Господь да откроет нам глаза, чтобы мы увидели, что нужны друг другу, что качества, которые каждый из нас привносит в брак, могут быть благословением для нас лично и для всей нашей семьи в целом. Мы должны быть открыты для влияния Святого Духа, чтобы построить крепкие взаимоотношения, которые Он сможет употребить во благо другим.

 

Ссылки

1. Whitaker C. A., Bumberry W. M. Dancing with the family. New York, NY: Brunner/Mazel, Inc. 1988. P. 202.

2. Augsburger D. Sustaining love. Ventura, CA: Regal Books. 1988.

3. Там же.

4. Flowers K. & R. Peace and healing: Making homes abuse-free. Silver Spring, MD: Department of Family Ministries, General Conference of Seventh-day Adventist. 1996.

5. Whitaker C. A. (1988). P. 204.

6. Там же.

7. Flowers K. & R. Family faith. Nampa, ID: Pacific Press Publishing Association. 2005. Pp. 36, 37.

 

Проповедь для детей

МЕШКИ С ТАЛАНТАМИ

Берни и Карен Холфорд,

Руководители Отдела семейного и детского служения,

Южно-Английская конференция,

Транс-Европейский дивизион

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь