Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание детей как управление ресурсами



Часть 1

Бруно Манно

 

Библия обязывает нас относиться ко всему, что сотворено Богом, как управители, ибо Он вверил все Свое творение нашему попечению. Как записано в Быт. 2: 15, мы должны «возделывать его и хранить его». Забота об этом мире и о дарах, которыми наделил нас Бог, является одной из важнейших составляющих христианского ученичества и потому заслуживает нашего пристального внимания. Разнообразные среды или контексты, в рамках которых существуют люди и которые оказывают на них то или иное влияние, редко включают в понятие «управление», однако они составляют неотъемлемую его часть. Возьмем, к примеру, окружение или среду, в которой мы растим наших детей и завязываем тесные отношения. С христианской точки зрения и то, и другое — это Божьи дары, которые нужно взращивать и оберегать. Это тоже своего рода «ресурсы», о которых идет речь в этом библейском предписании.

В данной статье, состоящей из двух частей, мы рассмотрим взаимосвязь между управлением ресурсами и воспитанием детей. В первой ее части мы исследуем содержание этого понятия — «христианское управление ресурсами»; мы постараемся понять, что такое управление и связать это понимание с воспитанием детей.

Во второй части я предложу вашему вниманию четыре отправных точки для развития духовной составляющей в воспитании детей.

 

Управление

В Библии «управление» — это ключевое слово, служащее для обозначения человеческой обязанности заботиться о Божьем творении и многочисленных средах, его составляющих. К сожалению, с течением времени это слово разными людьми стало пониматься по-разному. Для одних это значит жертвовать деньги, для других — время или какие-то другие ресурсы, для третьих это слово вообще ничего не значит.

Впрочем, последние библейские исследования помогли прояснить смысл этого слова.

Греческие слова, обозначающие управителя и управление, происходят от корня, которым обозначалось место жительства или место собраний. Со временем это базовое понятие стало включать в себя членство в сообществе домочадцев, объединенных общими задачами и общей судьбой, живущих под одной крышей или собирающихся у одного очага.

Семья включала в себя кровных родственников, но не только. Существовало такое понятие, как «дом», включавшее в себя различного рода домочадцев (1 Кор. 1: 16; Деян. 11: 14; 18: 8). Именно из таких «домов» состояли первые христианские общины. В них преломлялся хлеб и совершались богослужения (Деян. 2: 46; 5: 42). Именно поэтому такие места считались домом Божьим или храмом (Деян. 15: 16—18; 1 Кор. 6: 19). Их созиданием ни в коем случае нельзя было пренебрегать. Это созидание, или «домостроительство» (если воспользоваться еще одним библейским словом), надлежало реализовать в более полной мере.

Созидание человека с библейской точки зрения означает, что Бог как бы «встраивает» его в стену Божьего дома, ибо Он есть Бог строящий и охраняющий (Пс. 126: 1; Евр. 3: 4). Динамичное, неравнодушное общение между Богом и человеком есть по сути своей непрерывное строительство. Оно проистекает из Божьей непрекращающейся творческой деятельности, объединяющей людей во взаимном служении, а также из Его постоянно звучащего приглашения присоединиться к Нему в этой деятельности. Именно в этом контексте Павел пишет: «Именно любовь созидает строение» (1 Кор. 8: 1 — др. пер.), то есть любовь «встраивает» нас в стену Божьего дома и именно Бог созидает нас и созидается в нас. В результате все мы становимся «живыми камнями» (1 Петр. 2: 5) — отдельными личностями, которые занимают каждая свое место в большом сообществе и трудятся ради его созидания (2 Кор. 10: 8).

Между тем всякое строительство сопряжено с определенным риском. Поэтому нужно прежде исчислить издержки (Лк. 14: 28) во избежание падения дома (Мф. 7: 24). Упоминание Павлом Христа в качестве истинного, уже положенного основания служит для нашего ободрения и поддержки, но при этом оставляет место и для личной инициативы, воображения и мудрости (1 Кор. 3: 10—15). В конечном итоге человеку-строителю придется дать отчет в строительстве, которое он предпринял.

В свете всего вышеизложенного мы можем лучше понять два обсуждаемых нами термина — «управитель» и «управление». Изначально они относились к управлению домашним хозяйством. А в последствии стали обозначать управление и руководство всем сотворенным миром. Это последнее понятие входит в более общий термин «Божественный промысел».

Из этой терминологии проистекают два родственных значения. С одной стороны, этот термин подразумевает управление, вверенное нам, людям, Богом. А с другой, Божье управление — это Его план спасения, который и понимается как «Божественный промысел». Связывая эти два словоупотребления, Писание подтверждает, что человек может говорить об истинном управлении, только если он действительно участвует в Божьем плане спасения.

В библейском контексте управитель — это человек, которому Бог доверил управление Его имуществом. Вот и получается, что все христиане — это «домостроители таин Божиих» (1 Кор. 4: 1).

Для христиан управление приобретает глубочайший смысл в служении Иисуса Христа. Именно Он служит прообразом для всех управителей, и быть Его последователем означает в том числе и «домостроительство», то есть управление ресурсами (1 Петр. 4: 10). Призыв стать учеником/управителем зиждется на Божьей уверенности в нас. Эта уверенность, в свою очередь, наделяет нас определенной ответственностью. Как ответственные, уполномоченные Богом служители, мы должны быть верными (1 Кор. 7: 25), благоразумными (Лк. 12: 42) и готовыми в любой момент дать отчет (Мф. 24: 36).

В свете этих недавних библейских исследований современные богословы воспринимают христианское управление ресурсами как отношение отдельных людей и сообществ к людям, с которыми они связаны, и к ресурсам или благам, которыми они обладают. Основное его положение состоит в том, что всякое имущество вверено попечению людей как дар творения и дар искупления, особенно Евангелия. С христианской точки зрения милостивый Некто, наделивший человечество этими дарами, есть Тот, Кого Иисус называет Отцом. Это великодушное Существо и есть первичный владелец всего сущего.

Таким образом, для человека управлять вовсе не значит обладать. Людям на самом деле ничего не принадлежит — ни земля с ее огромными просторами воды и суши, ни имущество и сокровища, которыми владеет человек, ни таланты, которые определяют его индивидуальность, ни даже время, которое он тратит на те или иные дела. Все это дары милостивого Бога. Будучи учениками Иисуса, все христиане призваны быть распорядителями этих даров. Они должны нести ответственность за верное и благоразумное использование этих даров в созидании христианского сообщества в частности и человеческого сообщества вообще. То есть управление ресурсами включает в себя серьезную социальную ответственность, которую должен нести каждый человек.

Все это имеет непосредственное отношение к семейной жизни, где зачастую очень сильны собственнические устремления. Взрослые полагают себя полновластными хозяевами всего, что они приобрели или заработали; родители зачастую ведут себя так, словно дети — их частная собственность; жены и мужья предъявляют друг на друга право собственности, как на часть имущества. Где происходит подобное, там нет осознания Божьей щедрости и доброты.

 

Управление и попечение

Управление ресурсами включает в себя заботу о том, что вверил нам Бог. Мы не только управители, но и попечители — те, кто заботится о творении и следит за правильным использованием даров творения во имя общего блага. Попечение о ком-то или о чем-то подразумевает внимательное и заботливое отношение к тем или иным нуждам, но без чрезмерной опеки. Будучи попечителями, мы должны оберегать предмет нашей заботы от всякого рода насилия.

Попечение — это забота о том, что человек получил или чему он дал жизнь. Речь может идти о ребенке, об идеях, человеческих ресурсах, материальном имуществе, идеалах, общественных институтах и о нас самих. Таким образом, эта забота не ограничена биологическим потомством. Она подразумевает нашу плодотворную творческую активность. Все эти понятия можно свести к утверждению, что человек заботящийся — это человек производящий.

Антоним такой «производительности» — застой. Человек, оказавшийся в таком состоянии, испытывает скуку, апатию и безразличие ко всему, что он делает. Инертный человек перестает что-либо «производить», перестает расти и буквально застревает в болоте жизни.

Наша способность заботиться о ком-то или о чем-то имеет свойство возрастать с течением лет, однако наивысшей своей точки она достигает именно в пору взрослости, когда попечение становится нашей доминирующей чертой. Эта черта побуждает человека переступить пределы детской эгоцентричности. Неравнодушный человек в своих поступках руководствуется далеко не только навязанной извне обязанностью и своекорыстием.

Попечение — это нить, связывающая несколько последовательных поколений. В определенном смысле это забота человека о становлении следующего поколения. Наиболее отчетливо оно проявляет себя в желании путем определенных действий передать следующему поколению ценности, в которые верит родитель или учитель.

Всякое попечение, однако, сталкивается с дилеммой, с неким конфликтом, который весьма многообразно себя проявляет. Это конфликт между желанием контролировать и осознанием, что когда-нибудь придется освободить от своей опеки то, о чем человек заботится.

Это «перетягивание каната» между контролем и отказом от него сводится опять же к противоречию, когда человек осознает предмет своей заботы как продолжение себя и в то же время как нечто отдельное и самостоятельное.

Как уже было упомянуто в начале, управление ресурсами включает себя не только попечение о дарах творения, но и развитие сред и контекстов, в рамках которых можно проявлять и взращивать в себе заботливое отношение к ближним. Теперь мы обратимся к изучению среды, или контекста, в рамках которого человек приобретает и развивает способность заботиться о других, то есть семьи, и деятельности, которая имеет место в рамках этого контекста, то есть воспитания детей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь