Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. «Б1. В. ОД. 21» « История зарубежной литературы 19 века»,  5 сем



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б1. В. ОД. 21» « История зарубежной литературы 19 века»,  5 сем.

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Образовательная программа «Филологическое образование»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

 

Составитель (и): к.филол.н., доц.  Козлова Г.А.

 

Армавир, 2017



Обоснование РПД

 

Рабочая программа по дисциплине « История зарубежной литературы 19 века » разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», образовательная программа «Филологическое образование».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.

Автор (составитель): Козлова Г.А., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ, кандидат филологических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики «____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обоснование РПД 2
2. Представление содержания РПД 3
3. Цели освоения учебной дисциплины 4
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4
5. Место дисциплины в структуре ООП ВО 5
6. Объём дисциплины (модуля) 5

7.

Содержание дисциплины (модуля):

Структура учебной дисциплины

5
6
Виды занятий и их содержание: а) планы и содержание лекционных занятий;   8
8. б) тематика практических занятий 12
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 21
10. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 23
11. Технологическая карта дисциплины 32
12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы 33
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети ти «Интернет» 35
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 36
15. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 36
16. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 36

17.

Дополнительные материалы:

а) глоссарий;

б) тестовые задания

  36
39

 

 


 

Рабочая программа дисциплины (РПД) «История зарубежной литературы 19в.» составлена в соответствии с ФГОС ВО и программами по соответствующим разделам курса для педагогических университетов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений. Программа курса предусматривает знакомство студентов с актуальными проблемами зарубежной литературы 19 в., в том числе с литературными направлениями данного периода, писателями и их произведениями.

Структура и содержание настоящего РПД определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования и государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовки бакалавра. Программа ориентирует на сознательное, вдумчивое отношение к процессам, происходящим в литературе.

Произведения, избираемые для филологического анализа, согласуются со школьной программой.

Цели освоения дисциплины:

● сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития зарубежной литературы 19в.;

● выработать представление об особенностях филологического анализа текста на примере художественных произведений представителей данного периода; способствовать выработке научного представления об основных тенденциях развития литературных направлений в контексте религиозного мышления;

● закрепить понятия « реализм », «критический реализм», «тип», «типический характер», «типические обстоятельства», «творческий метод писателя» и др.;

● раскрыть сущность гуманистического и христианского подходов к анализу художественных текстов;

● помочь студентам выработать квалифицированное отношение к основным тенденциям развития МЛП, отраженным в творчестве писателей, умение ориентироваться в изменениях, происходящих в современном литературоведении.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1 способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры
ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
ПК-12 способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия, необходимые для понимания зарубежной литературы 19 в.;
  • основные характеристики зарубежной литературы 19 в. и иметь представление о ее роли в МЛП;
  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования.
  • этапы историко-литературного процесса;
  • творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
  • содержание и художественные особенности произведений;
  • содержание преподаваемого предмета.

Уметь:

  • применять знания по зарубежной литературе 19 в. в учебной и профессиональной деятельности;
  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
  • учитывать в педагогическом процессе различные особенности учащихся;
  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

владеть: навыками филологического анализа текста по предмету «История зарубежной литературы 19в.».

 

Объем дисциплины (модуля)

 

Таблица 1

Выписка из учебного плана

 

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час.

Практич.

занятия, час.

Контроль, час.

СРС,

час

Форма

аттестации

зач. ед. час
5 4 144 30 24 27 63 экзамен

в т.ч. с интерактив. форм.

         

Содержание дисциплины (модуля)

(см. след. стр.)



24

63  
                 

Виды занятий и их содержание

План и содержание лекционных занятий

ТЕМА № 1. Введение. Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Место зарубежной литературы 19в. в МЛП. 2 ч

Основные понятия : реализм, критический реализм, реалистическая типизация, позитивизм.

                                                                

План

1. Общая характеристика зарубежной литературы 19в. Буржуазные революции. В.Кожинов, М.Дунаев о критическом реализме.

2. Философия материализма и позитивизма и литература критического реализма.

 3. «Искренний реализм» Ж..Шанфлери и Л.Дюранти.

 4. Жанровое своеобразие литературы критического реализма.

 5. Типолошия критического реализма.

Методы и приемы организации учебной деятельности:

а) проблемное изложение материала;

б) метод Сократа, направленный на освоение обучающимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;

в) использование презентации и мультимедийного сопровождение лекции.

Литература

  1. Гинзберг Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971.
  2. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978. Режим доступа: http: //itexts.net/avtor-nina-yakovlevna-dyakonova/238618-angliyskiy-romantizm-problemy-estetiki-nina-dyakonova.html     
  3. Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.
  4. Жирмунский В.Н. Из истории западноевропейских литератур: Избранные труды. - Л.: Наука, 1981
  5. Затонский Д.В. Европейский реализм: Линии и Лики. Киев, 1984.
  6. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Армавир, АГПА, 2011     

7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

  1. Михальская Н.П. История английской литературы: учебник для студентов филологических и лингвистических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2006

9. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010. – 320 с.

  1. Петров С.М. Критический реализм. – М., 1980.
  2. Соловьева Н.А., Грешных В.И., Дружинина А.А. и др. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Сололвьевой. М.: Высшая школа, 2007. Режим доступа: http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm
  3. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): практикум: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр " Академия", 2003

 

 

ТЕМА № 2. Реалистическая новелла П.Мериме.2 ч

Основные понятия : новелла, романтизм, типизация, романтизм, психологизм, историзм.

План

1. Особенности жизни, творчества и мировоззрения П.Мериме.

2. Эстетика П.Мериме. Романтизм и реализм в творчестве.

3. Борьба против классицизма в драматургии.

4. Жанровое своеобразие реалистической эллипсной новеллы П.Мериме.

5. Проблематика новеллы П.Мериме «Кармен». Своеобразие романтизма и реализма в новелле.

 

Литература   

  1. Д анилин Ю.И. Очерк французской политической жизни ХIХ в. – М., 1974.
  2. Реизов Б.Г. Французский роман XIX B. – M., 1977.
  3. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература /1830-1831/1973
  4. Соловьева Н.А., Грешных В.И., Дружинина А.А. и др. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Соловьёвой. М.: Высшая школа, 2007. Р ежим доступа: http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm
  5. Турышева, О. Н. История зарубежной литературы XIX века: Реализм: [учеб. пособие] / О. Н. Турышева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 76 с. Режим доступа: http: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/28667/1/978-5-7996-1138-5_2014.pdf
  6. Шрейдер Н.С. Французская литература периода Консульства и Империи. – Днепропетровск, 1972.
  7. Якимович Т.К. Французский реалистический очерк. – М., 1963.

 

ТЕМА № 3. Жизнь и творчество Ф.де Стендаля. «Красное и черное». 4 ч

Основные понятия : психологический роман, роман-воспитание, эстетика, темперамент.

План

1. Жизнь творчество Ф.де Стендаля. Особенности мировоззрения и эстетики.

2. Проблематика новеллистики  Ф.де Стендаля. «Ванина Ванини» и учение Ф.де Стендаля о психологии характеров.

3. Отражение эстетики Ф.де Стендаля в романе «Красное и черное». Символика названия. Жанровое своеобразие.

4. Образная структура романа «Красное и черное». Образ Жюльена Сореля.

5. Вклад Ф.де Стендаля в развитие западноевропейского критического реализма.

 

Литература


План.

1. Литературная история США 19в.

2. Традиции и новаторство. Жизнь и творчество Г.Мелвилла.

3. Проблематика романа «Моби Дик».История создания романа.

4. Проблема творческого в романе. Сочетание романтических и реалистических тенденций.

5. Символика и философия романа.

Литература.

Место Ф.Стендаля в литературном движении Франции. Работа Ф.Стендаля «Расин и Шекспир» как эстетическая программа реалистической художественной системы. Связи и различия реализма и романтизма в тематике, выборе героя, принципах отражения действительности (сравнить трактат Ф.Стендаля с «Предисловием к драме «Кромвель» В.Гюго).

3. Итальянские хроники Ф.Стендаля. «Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века:

а) основная тема новеллы и метод ее раскрытия;

б) конфликт;

в) система персонажей в новелле;

г) особенности композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка);

д) специфические черты новеллы-хроники, ее поэтика.

4. Типы новелл П.Мериме. Специфика экзотической новеллы «Кармен»:

а) особенности композиции, значение контраста;

б) функции «местного колорита»;

в) система образов и социальная среда;

г) символы, их роль.

Образ Домби.

Гневно-презрительное отношение Теккерея к буржуазно-аристократической снобистской верхушке общества. Примеры авторской иронии, издевки, сатиры, инвективы из текста романа.

Таблица 3

Содержание СРС

 

Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС

Кол-во

часов

 

Учебно-методическое обеспечение

 
1. Введение. Литературные направления 19в. Критический реализм и реализм. Буржуазная революция и литература 19в. «Искренний реализм» и реализм Подготовить доклады или презентации по темам: «Особенности буржуазной революции и литература 18-19вв.», «Литературные направления 19в.».  

8

1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011.

 

 
2. Жизнь и творчество Мериме. Жизнь и творчество Стендаля. Эстетика Стендаля. Проблематика романа «Красное и черное». Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы.  

8

1.Мериме «Кармен», Стендаль «Красное и черное».

2. Кальдерон «Жизнь есть сон»

 
3. Общая характеристика творчества Бальзака. Эстетика Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Отражение эстетики Бальзака в «Гобсеке» и в «Отце Горио». Доклады по темам: «В.Кожинов и реализм 19в.», «Бальзак и его вклад в эстетику реализма»  

10

1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011.

2. Бальзак «Гобсек».

3. Бальзак «Отец Горио»

 
4. Жизнь и творчество Флобера. Особенности эстетики. Проблематика романа Флобера «Госпожа Бовари». Конспект урока по Флоберу  

8

1. Флобер «Госпожа Бовари».

2.Школьные программы.

 
5. Жизнь и творчество Бодлера. Литературные традиции. Особенности эстетики и мировоззрения. Проблематика сборника стихов «Цветы зла». Проблематика поэзии Беранже.   Сообщения по темам «Критический реализм и декаданс», «Христианство и декаданс»  

6

1.Бодлер «Цветы зла». 2.Философские словари. 3.Сборник статей Козловой Г.А.. 4.Русские и зарубежные писатели о Бодлере (Ф.М.Достоевский и др.).

 
6. Общая характеристика английской литературы второй половины 19в. Критический реализм в Англии. Представители. Жизнь и творчество Диккенса. Проблематика романа «Домби и сын». Ведение читательского дневника и работа с художественным текстом.  

10

1.Сборник научных статей Козловой.

2. Ч.Диккенс «Рождественская песнь в прозе»3.Ч.Диккенс «Домби и сын». 

 
7. Творчество Теккерея. Эстетика и мировоззрение. Проблематика романа «Ярмарка тщеславия». Общая характеристика американской литературы 19. Творчество Мелвилла, Уитмена, Гарриет Бичер-Стоу. Работа с худ. текстом. Написание рефератов. Филологический анализ текстов. Знание поэтических отрывков. Чтение художественных текстов.

13

У.Теккерей «Ярмарка тщеславия»

 

 
ВСЕГО

 

63

 

             

 


Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля включает:

- оценку работы студента при конспектировании научно-критического материала;

- создание мультимедийных презентаций по темам практических занятий;

- сообщения, доклады и рефераты в рамках тематики занятий.

 

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Таблица 4. Перечень компетенций и этапы их формирования

 

Код компетенции Наименование компетенции Части компонентов Технологии формирования Средства и технологии оценки

ОК-1


Шкала оценивания

Форма промежуточной аттестации по курсу – экзамен. Шкала оценивания результатов обучения связана с достижениями студента в течение семестра по итогам балльно-рейтинговой системы. См. таблицу «Технологическая карта дисциплины», а также шкалу перевода баллов.

 

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены

 

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

 

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков

 

Виды заданий

 

В процессе обучения используются следующие формы работы: проверка конспектов, проверка читательских дневников, задания для контрольных работ, тематика докладов, тесты, составление библиографического списка к теме, составление заметок, интервью.

Предлагается следующая тематика докладов, рефератов:

1. Буржуазная революция и литература.

2. Влияние идей христианства на литературу 19в.

3. Философия 19в и литература.

4. Русские писатели о западноевропейской литературе 19в.

5. Западноевропейское Просвещение и русская литература.

6. Западноевропейская поэзия 19в. в контексте христианской мысли.

7. Творчество писателей (поэтов) 19в. в контексте христианской мысли.

8. Западноевропейская лирика 19в. в контексте христианской мысли.

Требования к экзамену: итоги балльно-рейтинговой системы, наличие конспектов, качество выполнения домашнего задания, знание художественных текстов, выполнение проверочных и контрольных работ, владение навыками аргументированной речи и работы с первоисточниками, Интернет-ресурсами.

Художественные тексты для обязательного использования.

1.    О.деБальзак. «Этюд о Бейле», предисловие в «Человеческой комедии», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Гобсек», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии».

Ж.П.Беранже. Лирика

Ш.Бронте. «Джен Эйр».

Диккенс

Теккерей

Стендаль

Бальзак

Мериме

Дополнительные материалы

 

Глоссарий

Реализм. В истории литературы и в литературной критике этим словом

характеризуется такое направление литературы, которое обращено больше к

внешней фактичности, чем к психике, и которое воспроизводит эту

фактичность объективно, трезво, точно. Реализм (как уже самое название

показывает) в философии противоположен идеализму; в искусстве он

воздерживается от идеализации, – он ищет одной только правды. В искусстве

реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых

содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная

формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной

остроте, новаторству); с другой стороны – направлениям, берущим свой

материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы

происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах

реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической

реальности. Реализм исключает подход к искусству как к свободной

«творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира.

Это то направление в искусстве, в котором природа искусства представляется

особого рода познавательной деятельностью и сближается с наукой. Только в

том случае, если в основе творчества лежит философия, отрицающая

познаваемость или реальность внешнего мира, исключается реалистическая

установка. В той или иной мере всякая художественная литература обладает

элементами реализма, так как действительность, мир личных и общественных

отношений, является ее материалом. Литературный образ, совершенно

оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий

действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности.

Неизбежные элементы отражения действительности могут быть однако

подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими

заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер.

Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых

установка на изображение действительности является преобладающей. Эта

установка может быть стихийной (наивной) или сознательной. В общем и

целом можно сказать, что стихийный реализм свойствен творчеству на ранних 36

стадиях развития общества. Реализм включает в себя два элемента: во-первых,

изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью

конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во-

вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания,

сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений,

проникающих дальше поверхности. Энгельс формулировал это так: «На мой

взгляд, реализм подразумевает, кроме правдивости деталей, верность передачи

типичных характеров в типичных обстоятельствах». Реализм включает оба эти

момента. Но несмотря на их глубокую внутреннюю связь, они отнюдь не

неотделимы один от другого. Реализм внешней правдоподобности возникает

как законченное направление раньше, чем реализм с установкой на

исторически-типическое. С другой стороны, взаимная связь этих двух

моментов зависит не только от исторического этапа, но и от жанра. Наиболее

прочна эта связь в повествовательной прозе. В драме, тем более в поэзии, она

гораздо менее устойчива. Внесение стилизации, условной фантастики и т. п.

само по себе отнюдь не лишает произведения реалистического характера, если

основная его установка направлена на изображение исторически-типических

характеров и положений.

Романтизм. Историки литературы признают, что из всех терминов, какие

употребляются в науке, самый неясный, это именно романтизм. Возможно, это

объясняется тем, что нет такого направления и даже такого произведения искусства

и литературы, в котором совершенно отсутствовала бы романтическая струя. Если

под романтизмом понимать мечтательность, направленность в высь, движение к

идеалу, в сферы фантазии, отстраненность от грубого практицизма и пошлости, то

такой внутренний, психологический романтизм, присутствует во всяком творчестве,

в силу того что творчество вообще идеалистично и творец по природе романтик. В

истории литературы этот термин употребляется в отношении течения

художественной словесности, которое в начале XIX века возникло в Европе как

противовес классицизму, опиравшемуся на строго-рационалистические устои, на

поэтику Аристотеля и Буало. Романтизм стал раскрепощением чувства,

воображения, творческой личности. Он приобретал самые разные формы, которые

объединяет искание идеала, взыскательность к жизни и людям, культ внутреннего

мира. С одной стороны, романтики преклонялись перед сильной личностью, перед

гением и героем, перед носителем бунтарских настроений, воспевали Прометея,

Каина, Манфреда, Фауста, идеализировали разбойников. С другой, им свойственна

тоска по голубому цветку идеализма. Полноте ощущений они предпочитали

полутона, оттенки, шорохи, меланхолию, полумрак, бледность, воздушные замки

грез. Романтизм не довольствовался реальностью, в творчестве романтиков часто

встречаются призраки, видения, обитатели потустороннего мира, бесплотные

небожители. Романтизму присуща также любовь к старине, преданиям, легендам,

народной поэзии, миру мифов и сказок. Романтизм избегает современности, которая

кажется ему бесцветной и обыденной, он стремится к прикосновениям иных миров. 37

Он гораздо больше, чем просто литературная школа, потому что базируется на

особом мироощущении, в значительной мере проникнутом мистическими

элементами. Не случайно в произведениях романтиков важную роль играет эпоха

средневековья и эстетика католицизма. Для романтика душа человека – искорка

божественного пламени, трепетная частица мирового духа. И в силу этого родства

своего с высшим началом человек тоже обладает даром творчества, которое

возвышает и одухотворяет его. Романтизму свойственно преклонение перед

художником, благоговение перед красотой и искусством, так как они способствуют

выявлению сущности мироздания. Поэт – избранник неба. Для немецких романтиков

иенской школы характерно убеждение, что поэзия – это синтез философии и

религии, высшая точка, до которой только может досягнуть человеческий гений.

Поэт – пророк, жрец и маг, проникающий в тайны вселенной. Романтики являются

предшественниками символизма: они утверждают, что предметы и явления

окружающей действительности не имеют значения сами по себе; они – отражения

сверхчувственных сфер, намеки на непостижимое бытие, просветы бесконечности и

вечности, Абсолюта, сквозь временные, конечные и относительные предметы быта.

Литературное влияние романтизма, окончившего свое существование как школа

около тридцатых годов, сказывается, однако, на протяжении всего XIX века.

Преображение мира, замышлявшееся в начале XIX века, не удалось, но влияние

романтического направления вышло за литературные пределы.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить

один из них при помощи другого; как термин поэтики обозначает сопоставление

изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим

признаку, т. е. третьему элементу сравнения. Сравнение часто рассматривается как

особая синтаксическая форма выражения метафоры, когда последняя соединяется с

выражаемым ею предметом посредством грамматической связки «как», «будто»,

«словно», «точно» и т. п., при чем в русском языке эти союзы могут быть опущены, а

подлежащее сравнение выражено творительным падежом.

Сюжет – это динамическая сторона художественной формы, двигателем

которой является конфликт. Он представляет собой систему основных событий и

действий, выстроенных в произведении. Сюжет может излагаться в прямой

хронологической последовательности событий, а может – с возвращениями в

прошлое (ретроспективами), а также «экскурсами» в будущее. Иногда встречается

несколько сюжетов в одном произведении, они называются сюжетными линиями. 38

Тематика – это область отражения реальности, то, о чем идет речь в

произведении. Это те явления и события реальной жизни, которые отражены в

произведении. Каждое явление жизни, описанное в произведении, формирует

самостоятельную тему. Совокупность тем, затрагиваемых в произведении,

представляет тематику произведения.

Фабула – естественный порядок событий, фактическая сторона

повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-

хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются

автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в

развитии изображаемых явлений. В зависимости от характера понимания

действительности и характера самого объекта фабулы могут быть

мифологического порядка, сказочного, романического, утопического,

реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо.

Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного

творчества, каждое литературное направление создают свои характерные

фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические

особенности сюжетов.

Фигура – термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи,

поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы

придать высказываемой мысли определенную выразительность. Фигурация речи

может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее

содержании. Первое выражается в особом расположении слов и других вариациях

синтаксической стороны фразы. Сюда относятся, прежде всего, фигуры, которые

могут быть названы грамматическими: инверсия, то есть изменение нормального,

или обычного порядка слов в предложении; асиндетон (бессоюзие) и полисиндетон

(многосоюзие), то есть последовательность соподчиненных слов или предложений

без соединения их союзами (напр., «Швед, русский, колет, рубит, режет» – Пушкин)

или соединение всех членов такого ряда союзами (напр., «И чувства нет в твоих

очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе» и т. д.; эллипсис, то есть

опущение какого-нибудь члена в предложении (напр., «Я – в театр», вместо «Я иду в

театр»); апосиопеза, то есть умолчание конца фразы; затем, риторический вопрос, то

есть высказывание утверждения в вопросительной форме; различные фигуры

повторения и т. п. Примерами фигур, варьирующих содержание высказывания,

могут служить: гипербола, литотес, оксиморон, перифраза и т. п. К этой же

категории следует отнести антитезу, градацию, сравнение, где, однако,

существенными являются также и особенности строения речи, характерные для этих

фигур.

Эпитет (греч. – приложенное) – термин стилистики и поэтики, обозначающий

слово – определение, сопутствующее слову – определяемому. Традиция, идущая еще

от античных воззрений, различает «необходимый эпитет» (epitheton necessarium) и

«украшающий эпитет» (epitheton ornans). Под первым разумеется такое определение, 39

которое ограничивает объем определяемого понятия; необходимый эпитет тем

самым сливается с определяемым словом в единое словосочетание и не может быть

опущен без изменения основного смысла выражаемого понятия; другими словами,

необходимый эпитет является неотъемлемой частью словосочетания, в которое он

входит, выражая отличительный признак предмета

 

 Тестовое задание

I.Пояснительная записка.

Тест по курсу «История зарубежной литературы 19 в.» является одной из форм текущей аттестации знаний студентов, связанный с комплексной проверкой их знаний в области поэтики и содержания ключевых произведений зарубежных авторов изучаемой эпохи. Его цель – выяснить общий уровень знакомства студентов с философскими концепциями изучаемого периода, ключевыми методами, стилями, жанрами. Тестовое задание предполагает следующие разделы:

· стили, методы, мировоззренческие направления эпохи;

· романтизм;,

· писатели 19в. и их произведения;

· поэтика и содержание конкретных художественных текстов.

В тестовом задании 20 вопросов, которые имеют закрытый характер. При ответе на вопросы студенты должны сделать такие аналитические операции, как: исключение лишнего, нахождение опорного понятия и др.

II. Критерии оценок.

«отлично» – 19-20 верных ответов.

«хорошо» – 18-16 верных ответов.

«удовлетворительно» – 15-13 верных ответов.

«неудовлетворительно» – 12 и менее верных ответов.

III. Задания и вопросы.

Кто из Ричардов королевской династии Плантагенетов изображен в романе В. Скотта «Айвенго» как Ричард Львиное Сердце?

    а) Ричард I

    б) Ричард III

     в) Ричард II

     г) Ричард IV

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б1. В. ОД. 21» « История зарубежной литературы 19 века»,  5 сем.

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Образовательная программа «Филологическое образование»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

 

Составитель (и): к.филол.н., доц.  Козлова Г.А.

 

Армавир, 2017



Обоснование РПД

 

Рабочая программа по дисциплине « История зарубежной литературы 19 века » разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», образовательная программа «Филологическое образование».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.

Автор (составитель): Козлова Г.А., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ, кандидат филологических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики «____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обоснование РПД 2
2. Представление содержания РПД 3
3. Цели освоения учебной дисциплины 4
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4
5. Место дисциплины в структуре ООП ВО 5
6. Объём дисциплины (модуля) 5

7.

Содержание дисциплины (модуля):

Структура учебной дисциплины

5
6
Виды занятий и их содержание: а) планы и содержание лекционных занятий;   8
8. б) тематика практических занятий 12
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 21
10. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 23
11. Технологическая карта дисциплины 32
12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы 33
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети ти «Интернет» 35
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 36
15. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 36
16. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 36

17.

Дополнительные материалы:

а) глоссарий;

б) тестовые задания

  36
39

 

 


 

Рабочая программа дисциплины (РПД) «История зарубежной литературы 19в.» составлена в соответствии с ФГОС ВО и программами по соответствующим разделам курса для педагогических университетов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений. Программа курса предусматривает знакомство студентов с актуальными проблемами зарубежной литературы 19 в., в том числе с литературными направлениями данного периода, писателями и их произведениями.

Структура и содержание настоящего РПД определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования и государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовки бакалавра. Программа ориентирует на сознательное, вдумчивое отношение к процессам, происходящим в литературе.

Произведения, избираемые для филологического анализа, согласуются со школьной программой.

Цели освоения дисциплины:

● сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития зарубежной литературы 19в.;

● выработать представление об особенностях филологического анализа текста на примере художественных произведений представителей данного периода; способствовать выработке научного представления об основных тенденциях развития литературных направлений в контексте религиозного мышления;

● закрепить понятия « реализм », «критический реализм», «тип», «типический характер», «типические обстоятельства», «творческий метод писателя» и др.;

● раскрыть сущность гуманистического и христианского подходов к анализу художественных текстов;

● помочь студентам выработать квалифицированное отношение к основным тенденциям развития МЛП, отраженным в творчестве писателей, умение ориентироваться в изменениях, происходящих в современном литературоведении.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1 способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры
ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
ПК-12 способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:


Уметь:

владеть: навыками филологического анализа текста по предмету «История зарубежной литературы 19в.».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.279 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь