Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Необходимых для освоения дисциплины ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. kpfu.ru/main_page? p_sub=14281 Быков А.В.История зарубежной литературы первой половины ХIХ века. Романтизм Быков А.В. История зарубежной литературы второй половины ХIХ века. Реализм: методическое пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. Быков А.В. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ веков. Хрестоматия. – Елабуга, 2012 Быков А.В. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ веков. Курс лекций. – Елабуга, 2012. Быков А.В. Зарубежная литература ХIХ века. Реализм. Хрестоматия. – Елабуга, 2012
2. http: //bookz.ru/authors/maksim-juk/istoria-_064.html История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века.
3. http: //www.litmir.net/br/? b=211087& p=1 - Курдина Жанна Вальтеровна, Модина Галина Ивановна/ История зарубежной литературы XIX века. Романтизм.Учебное пособие.
4. http: //bookree.org/reader? file=804526 - " История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие" (Тихонова О.В.)
5. http: //www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19736.pdf - Г.Н.ХРАПОВИЦКАЯ, Ю.П.СОЛОДУБ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ РЕАЛИЗМ (1830—1860е гг.)
6. http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm - История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой)
7. http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX-XX__ru.htm - Т.В. Ковалева, Е.А. Леонова, Т.Д. Кириллова История зарубежной литературы конца ХIХ - начала ХХ века
8. http: //www.detskiysad.ru/raznlit/zarlit.html - М. Е. Елизарова и др., " История зарубежной литературы XIX века"
9. Художественный произведения зарубежной литературы на английском языке // http: //www.correctenglish.ru/reading/literature/ Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Внимательно изучить РПД, обращая особое внимание на темы, вынесенные на самостоятельное изучение, и на систему оценки (баллы) внеаудиторной работы. К каждой теме практического занятия даны вопросы и задания, выполнение которых обязательно. К каждой теме студент должен подготовить читательские дневники, творческие задания. Студент обязан изучить материал и ответить на вопросы, выполнить все задания. Самостоятельное изучение тем предполагает обязательный отчет на консультациях (см. табл. «Самостоятельная работа студента»). На основе системы разнообразных форм работы на занятиях студент получает предварительный балл по 100-балльной системе. Шкала перевода баллов в оценки указана. Технологическая карта дисциплины доводится до каждого студента и является обязательной для исполнения обеими сторонами учебного процесса.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине Для проведения аудиторных занятий по дисциплине используются: интерактивная доска, мультимедийное сопровождение занятий по всем темам курса. Студенты обеспечены учебной и учебно-методической литературой по изучаемой дисциплине. Имеются тексты лекций по некоторым темам; схемы, таблицы, методические рекомендации к контрольным работам, компьютерные задания с методическими рекомендациями по использованию. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине: компьютерное и мультимедийное оборудование; задания в электронном варианте и на бумажных носителях для контроля знаний студентов, электронный вариант РПД по дисциплине. На лекциях и практических занятиях используются интерактивная доска и подготовленные преподавателем и студентами презентации по ключевым темам.
Дополнительные материалы
Глоссарий Реализм. В истории литературы и в литературной критике этим словом характеризуется такое направление литературы, которое обращено больше к внешней фактичности, чем к психике, и которое воспроизводит эту фактичность объективно, трезво, точно. Реализм (как уже самое название показывает) в философии противоположен идеализму; в искусстве он воздерживается от идеализации, – он ищет одной только правды. В искусстве реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, новаторству); с другой стороны – направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Реализм исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Это то направление в искусстве, в котором природа искусства представляется особого рода познавательной деятельностью и сближается с наукой. Только в том случае, если в основе творчества лежит философия, отрицающая познаваемость или реальность внешнего мира, исключается реалистическая установка. В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир личных и общественных отношений, является ее материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Эта установка может быть стихийной (наивной) или сознательной. В общем и целом можно сказать, что стихийный реализм свойствен творчеству на ранних 36 стадиях развития общества. Реализм включает в себя два элемента: во-первых, изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во- вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности. Энгельс формулировал это так: «На мой взгляд, реализм подразумевает, кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах». Реализм включает оба эти момента. Но несмотря на их глубокую внутреннюю связь, они отнюдь не неотделимы один от другого. Реализм внешней правдоподобности возникает как законченное направление раньше, чем реализм с установкой на исторически-типическое. С другой стороны, взаимная связь этих двух моментов зависит не только от исторического этапа, но и от жанра. Наиболее прочна эта связь в повествовательной прозе. В драме, тем более в поэзии, она гораздо менее устойчива. Внесение стилизации, условной фантастики и т. п. само по себе отнюдь не лишает произведения реалистического характера, если основная его установка направлена на изображение исторически-типических характеров и положений. Романтизм. Историки литературы признают, что из всех терминов, какие употребляются в науке, самый неясный, это именно романтизм. Возможно, это объясняется тем, что нет такого направления и даже такого произведения искусства и литературы, в котором совершенно отсутствовала бы романтическая струя. Если под романтизмом понимать мечтательность, направленность в высь, движение к идеалу, в сферы фантазии, отстраненность от грубого практицизма и пошлости, то такой внутренний, психологический романтизм, присутствует во всяком творчестве, в силу того что творчество вообще идеалистично и творец по природе романтик. В истории литературы этот термин употребляется в отношении течения художественной словесности, которое в начале XIX века возникло в Европе как противовес классицизму, опиравшемуся на строго-рационалистические устои, на поэтику Аристотеля и Буало. Романтизм стал раскрепощением чувства, воображения, творческой личности. Он приобретал самые разные формы, которые объединяет искание идеала, взыскательность к жизни и людям, культ внутреннего мира. С одной стороны, романтики преклонялись перед сильной личностью, перед гением и героем, перед носителем бунтарских настроений, воспевали Прометея, Каина, Манфреда, Фауста, идеализировали разбойников. С другой, им свойственна тоска по голубому цветку идеализма. Полноте ощущений они предпочитали полутона, оттенки, шорохи, меланхолию, полумрак, бледность, воздушные замки грез. Романтизм не довольствовался реальностью, в творчестве романтиков часто встречаются призраки, видения, обитатели потустороннего мира, бесплотные небожители. Романтизму присуща также любовь к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, миру мифов и сказок. Романтизм избегает современности, которая кажется ему бесцветной и обыденной, он стремится к прикосновениям иных миров. 37 Он гораздо больше, чем просто литературная школа, потому что базируется на особом мироощущении, в значительной мере проникнутом мистическими элементами. Не случайно в произведениях романтиков важную роль играет эпоха средневековья и эстетика католицизма. Для романтика душа человека – искорка божественного пламени, трепетная частица мирового духа. И в силу этого родства своего с высшим началом человек тоже обладает даром творчества, которое возвышает и одухотворяет его. Романтизму свойственно преклонение перед художником, благоговение перед красотой и искусством, так как они способствуют выявлению сущности мироздания. Поэт – избранник неба. Для немецких романтиков иенской школы характерно убеждение, что поэзия – это синтез философии и религии, высшая точка, до которой только может досягнуть человеческий гений. Поэт – пророк, жрец и маг, проникающий в тайны вселенной. Романтики являются предшественниками символизма: они утверждают, что предметы и явления окружающей действительности не имеют значения сами по себе; они – отражения сверхчувственных сфер, намеки на непостижимое бытие, просветы бесконечности и вечности, Абсолюта, сквозь временные, конечные и относительные предметы быта. Литературное влияние романтизма, окончившего свое существование как школа около тридцатых годов, сказывается, однако, на протяжении всего XIX века. Преображение мира, замышлявшееся в начале XIX века, не удалось, но влияние романтического направления вышло за литературные пределы. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. е. третьему элементу сравнения. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, когда последняя соединяется с выражаемым ею предметом посредством грамматической связки «как», «будто», «словно», «точно» и т. п., при чем в русском языке эти союзы могут быть опущены, а подлежащее сравнение выражено творительным падежом. Сюжет – это динамическая сторона художественной формы, двигателем которой является конфликт. Он представляет собой систему основных событий и действий, выстроенных в произведении. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности событий, а может – с возвращениями в прошлое (ретроспективами), а также «экскурсами» в будущее. Иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении, они называются сюжетными линиями. 38 Тематика – это область отражения реальности, то, о чем идет речь в произведении. Это те явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Каждое явление жизни, описанное в произведении, формирует самостоятельную тему. Совокупность тем, затрагиваемых в произведении, представляет тематику произведения. Фабула – естественный порядок событий, фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно- хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов. Фигура – термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Фигурация речи может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее содержании. Первое выражается в особом расположении слов и других вариациях синтаксической стороны фразы. Сюда относятся, прежде всего, фигуры, которые могут быть названы грамматическими: инверсия, то есть изменение нормального, или обычного порядка слов в предложении; асиндетон (бессоюзие) и полисиндетон (многосоюзие), то есть последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр., «Швед, русский, колет, рубит, режет» – Пушкин) или соединение всех членов такого ряда союзами (напр., «И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе» и т. д.; эллипсис, то есть опущение какого-нибудь члена в предложении (напр., «Я – в театр», вместо «Я иду в театр»); апосиопеза, то есть умолчание конца фразы; затем, риторический вопрос, то есть высказывание утверждения в вопросительной форме; различные фигуры повторения и т. п. Примерами фигур, варьирующих содержание высказывания, могут служить: гипербола, литотес, оксиморон, перифраза и т. п. К этой же категории следует отнести антитезу, градацию, сравнение, где, однако, существенными являются также и особенности строения речи, характерные для этих фигур. Эпитет (греч. – приложенное) – термин стилистики и поэтики, обозначающий слово – определение, сопутствующее слову – определяемому. Традиция, идущая еще от античных воззрений, различает «необходимый эпитет» (epitheton necessarium) и «украшающий эпитет» (epitheton ornans). Под первым разумеется такое определение, 39 которое ограничивает объем определяемого понятия; необходимый эпитет тем самым сливается с определяемым словом в единое словосочетание и не может быть опущен без изменения основного смысла выражаемого понятия; другими словами, необходимый эпитет является неотъемлемой частью словосочетания, в которое он входит, выражая отличительный признак предмета
Тестовое задание I.Пояснительная записка. Тест по курсу «История зарубежной литературы 19 в.» является одной из форм текущей аттестации знаний студентов, связанный с комплексной проверкой их знаний в области поэтики и содержания ключевых произведений зарубежных авторов изучаемой эпохи. Его цель – выяснить общий уровень знакомства студентов с философскими концепциями изучаемого периода, ключевыми методами, стилями, жанрами. Тестовое задание предполагает следующие разделы: · стили, методы, мировоззренческие направления эпохи; · романтизм;, · писатели 19в. и их произведения; · поэтика и содержание конкретных художественных текстов. В тестовом задании 20 вопросов, которые имеют закрытый характер. При ответе на вопросы студенты должны сделать такие аналитические операции, как: исключение лишнего, нахождение опорного понятия и др. II. Критерии оценок. «отлично» – 19-20 верных ответов. «хорошо» – 18-16 верных ответов. «удовлетворительно» – 15-13 верных ответов. «неудовлетворительно» – 12 и менее верных ответов. III. Задания и вопросы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы